+5
Вчера, 12:56
В закладки
Обсудить
Жалоба

Тренировочные задания по лирике В.В. Маяковского

Литература
Задания по лирическим произведениям из ОБЗ ФИПИ.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.


НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла ––
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы ––
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею ––
Дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце ало.
И день за днём
ужасно злить
меня
вот это
стало.
И так однажды разозлясь,
что в страхе всё поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»
Я крикнул солнцу:
«Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут –– не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Я крикнул солнцу:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
Что я наделал!
Я погиб! Ко мне, по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать ––
и ретируюсь задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом:
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чаи гони,
гони, поэт, варенье!»
Слеза из глаз у самого ––
жара с ума сводила,
но я ему ––
на самовар:
«Ну что ж,
садись, светило!»
Чёрт дернул дерзости мои
орать ему, ––
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь –– не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
струилась, ––
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом постепенно.
Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста,
а солнце:
«Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко?
–– Поди, попробуй!––
А вот идёшь ––
взялось идти,
идёшь –– и светишь в оба!»
Болтали так до темноты ––
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
На «ты»
мы с ним, совсем освоясь.
И скоро,
дружбы не тая,
бью по плечу его я.
А солнце тоже:
«Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдём, поэт,
взорим,
вспоём
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить своё,
а ты –– своё,
стихами».
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма ––
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг –– я
во всю светаю мочь ––
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить ––
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой ––
и солнца!

(В.В. Маяковский, 1920)

3.1 В чём оказываются близки поэт и солнце в стихотворении В.В. Маяковского?



3.2 Какие художественные средства помогают В.В. Маяковскому рассказать о необычайной встрече поэта и солнца?




В бланк ответов № 2 запишите номер задания 4. Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ на вопрос (5–8 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ двух текстов.


4. Сопоставьте стихотворение В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» с приведённым ниже стихотворением А.А. Дольского «Мне звезда упала на ладошку». Оба произведения построены как диалог лирического героя с небесным светилом. Чем различаются эти диалоги?

МНЕ ЗВЕЗДА УПАЛА НА ЛАДОШКУ

Мне звезда упала на ладошку,
Я её спросил: –– Откуда ты?
–– Дайте мне передохнуть немножко,
Я с такой летела высоты.
А потом добавила, сверкая,
Словно колокольчик прозвенел:
–– Не смотрите, что невелика я,
Я умею делать много дел.
Вам необходимо только вспомнить,
Что для вас важней всего на свете.
Я могу желание исполнить,
Я всё время занимаюсь этим.
Знаю я, что мне необходимо,
Мне не нужно долго вспоминать.
Я хочу любить и быть любимым,
Я хочу, чтоб не болела мать.
Чтоб на нашей горестной планете
Только звёзды падали с небес.
Были б все доверчивы, как дети,
И любили дождь, цветы и лес.
Чтоб траву, как встарь, косой косили,
Каждый день летали до Луны.
Чтобы женщин на руках носили,
Не было болезней и войны.
Чтобы дружба не была обузой,
Чтобы верность в тягость не была.
Чтобы старость не тяжёлым грузом ––
Мудростью бы на сердце легла.
Чтобы у костра, пропахнув дымом,
Эту песню тихо напевать.
А ещё хочу я быть любимым
И хочу, чтоб не болела мать.
Говорил я долго, но напрасно,
Долго, слишком долго говорил.
Не ответив мне, звезда погасла,
Было у неё немного сил...

(А.А. Дольский, 1962)



Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения глубоко и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не допускается обращение к текстам рэпа, песен поп-музыкантов или текстам со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение грамотно и разборчиво: оно оценивается по критериям грамотности.
Минимально необходимый объём сочинения – 150 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).


5.4 Каким предстаёт лирический герой в поэзии В.В. Маяковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses