Вчера, 13:04
В закладки
Обсудить
Жалоба
Сочинение 5.4 Какое воплощение в лирике Ф.И. Тютчева получила мысль о «всеобщей одушевлённости природы»?
Образец сочинения ОГЭ по литературе.
В лирике Ф.И. Тютчева ключевым является приём олицетворения. Природа для него – это всегда живое существо с личными чувствами и уникальным языком. Обратимся к стихотворениям «Не то, что мните вы, природа…» и «Фонтан».
Произведение «Не то, что мните вы, природа» построено на контрасте между окружающим миром и человеческим. Уже в первой строфе Ф.И. Тютчев наделяет природу чертами живого существа, используя олицетворение:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик…
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Тем самым ещё сильнее подчёркивается её противопоставление безразличию человека, возомнившего себя хозяином природного мира. Эти люди-потребители никогда не обращали внимания на красоту рек и лесов, «в ночи не совещалась с ними // в беседе дружеской гроза…», они оставались глухи и безучастны к природе, не ощущали гармонии с ней. В этом плане природа становится символом духовного, высшего начала для Ф.И. Тютчева, а человек – материального и приземлённого.
В стихотворении «Фонтан» Ф.И. Тютчев видит в красивом явлении «смертной мысли водомёт». По его мнению, ограниченный и управляемый «дланью незримо-роковой», он напоминает мыслящего человека, который пытается достичь своей цели, но не может этого сделать. Как бы ни рвался фонтан к небу, он всё равно «ниспасть на землю осуждён». Итак, олицетворение помогает автору провести параллель между природой и мятущейся душой человека.
Таким образом, «всеобщая одушевлённость природы» – это главный принцип лирики Ф.И. Тютчева, позволяющий подчеркнуть силу и величие окружающего мира, а в некоторых случаях и сделать акцент на его сходстве или различии с миром человека.
В лирике Ф.И. Тютчева ключевым является приём олицетворения. Природа для него – это всегда живое существо с личными чувствами и уникальным языком. Обратимся к стихотворениям «Не то, что мните вы, природа…» и «Фонтан».
Произведение «Не то, что мните вы, природа» построено на контрасте между окружающим миром и человеческим. Уже в первой строфе Ф.И. Тютчев наделяет природу чертами живого существа, используя олицетворение:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик…
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Тем самым ещё сильнее подчёркивается её противопоставление безразличию человека, возомнившего себя хозяином природного мира. Эти люди-потребители никогда не обращали внимания на красоту рек и лесов, «в ночи не совещалась с ними // в беседе дружеской гроза…», они оставались глухи и безучастны к природе, не ощущали гармонии с ней. В этом плане природа становится символом духовного, высшего начала для Ф.И. Тютчева, а человек – материального и приземлённого.
В стихотворении «Фонтан» Ф.И. Тютчев видит в красивом явлении «смертной мысли водомёт». По его мнению, ограниченный и управляемый «дланью незримо-роковой», он напоминает мыслящего человека, который пытается достичь своей цели, но не может этого сделать. Как бы ни рвался фонтан к небу, он всё равно «ниспасть на землю осуждён». Итак, олицетворение помогает автору провести параллель между природой и мятущейся душой человека.
Таким образом, «всеобщая одушевлённость природы» – это главный принцип лирики Ф.И. Тютчева, позволяющий подчеркнуть силу и величие окружающего мира, а в некоторых случаях и сделать акцент на его сходстве или различии с миром человека.