+2
10 сентября 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба

Развёрнутые ответы к демоверсии ОГЭ по литературе

Литература
Ответы к заданиям части 1 демоверсии ОГЭ по литературе 2025.

1.1 Что изменилось в Татьяне по сравнению с ней «прежней»?

Предложенный для анализа эпизод из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» посвящён встрече Евгения с Татьяной спустя несколько лет. Что же изменилось в ней за это время?

Онегина удивляет, что Татьяна ничем не выдала своего волнения:
У ней и бровь не шевельнулась;
Не сжала даже губ она.

Это кажется Евгению странным, потому что в его памяти осталась девушка, которая написала ему эмоциональное письмо с признанием в своих чувствах:
Письмо, где сердце говорит,
Где всё наруже, всё на воле…

Евгений Онегин не может найти в замужней светской даме «следов Татьяны прежней» и искренне недоумевает:
Ужели с ним сейчас была
Так равнодушна, так смела?

1.2 С помощью каких художественных средств передано состояние Онегина при этой встрече?

Предложенный для анализа эпизод из романа в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина раскрывает душевное состояние заглавного героя во время встречи с Татьяной. Какие же художественные средства использует автор?

Евгений Онегин, встретив Татьяну Ларину спустя несколько лет, поражён произошедшим в ней изменениям. Именно поэтому в приведённом фрагменте используется такое средство художественной выразительности, как риторический вопрос:
Ужели с ним сейчас была
Так равнодушна, так смела?
С помощью этой стилистической фигуры А.С. Пушкин передаёт искреннее удивление героя, когда он замечает новую манеру поведения Татьяны.

Кроме того, важную роль в эпизоде играет лексический повтор:
Та девочка… иль это сон?..
Та девочка…
Нарочитое повторение одного и того же слова позволяет передать смятение Евгения Онегина, его растерянность: неужели эта светская дама – та самая ранимая девочка, которая некогда написала ему признание в любви?

Таким образом, риторические вопросы и лексические повторы помогают автору сделать акцент на взволнованности и заинтересованности заглавного героя.

2.1 Выберите другой фрагмент романа, в котором проявляется характер Татьяны. Каковы мотивы поведения героини в выбранном фрагменте?

Вспомним эпизод из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», в котором Татьяна признаётся возлюбленному в своих чувствах. В письме она рассказывает о том, как в ней зарождается симпатия к новому знакомому и как она перерастает в твёрдую уверенность:
То воля неба: я твоя.

Татьяна предстаёт тонко чувствующей натурой, склонной идеализировать другого человека, и при этом достаточно смелой для того, чтобы искренне написать о своих душевных волнениях. Основной мотив её поведения – это влюблённость, которую героиня немного преувеличивает, потому что раньше ни с чем подобным не сталкивалась. Татьяна Ларина делает шаг навстречу любимому.

Таким образом, письмо Онегину характеризует героиню как эмоционального, чуткого и решительного человека.

2.2 Выберите другой фрагмент романа, включающий портрет героя или героини. Какую роль портретная характеристика играет в создании образа этого героя (героини)?

Обратимся к фрагменту романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», в котором читатель знакомится с Владимиром Ленским. Автор описывает его следующим образом: «с душою прямо геттингенской», что отсылает к известному университету в Германии; «поклонник Канта и поэт», а это уже указывает на его интересы и склонности; «дух пылкий и довольно странный», что подчёркивает его вспыльчивость.

Владимир Ленский – поэт, недавно приехавший из Германии, родины романтизма, где окончил Гёттингенский университет, в котором увлёкся философией и свободолюбивыми идеями. Даже внешние данные («кудри чёрные до плеч») работают на создание образа романтика и мечтателя.

Портретная характеристика Владимира Ленского помогает понять его образ мышления и характер: он эмоционален, склонен к идеализации и довольно вспыльчив.

3.1 Каким настроением проникнуто данное стихотворение А.А. Фета?

Стихотворение А.А. Фета «Вечер» проникнуто настроением светлой грусти. В первой строфе преобладают глаголы прошедшего времени: «прозвучало», «прозвенело», «прокатилось», «засветилось». Автор тем самым как будто создаёт эффект уходящего времени, которое невозможно остановить.

Однако в финальных строчках появляется светлый образ как появление надежды:
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.

Это значит, что даже в ночное время есть место свету. Эта мысль позволяет провести параллель между природным и человеческим миром: печаль и радость в нашей жизни взаимосвязаны.

Таким образом, в стихотворении А.А. Фета грусть сменяется надеждой.

3.2 Какие художественные средства помогают поэту создать картину вечерней природы?

А.А. Фет в стихотворении «Вечер» использует такое художественное средство, как олицетворение:
Убегает на запад река.
Это позволяет автору наделить природу человеческими свойствами, подчеркнуть, что и у неё есть душа.

Кроме того, в произведении используется сравнение:
Разлетелись, как дым, облака.
Сопоставление исчезающих облаков с дымом передаёт чувство лёгкой грусти от того, что наступил вечер и природа готовится ко сну.

Настроение стихотворения меняется, что подчёркивается автором с помощью метафоры в финальных строчках:
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.
Благодаря использованному тропу появляется надежда на свет даже в ночное время.

Таким образом, средства художественной выразительности помогают А.А. Фету создать яркий, неповторимый образ вечерней природы.

4. Сопоставьте стихотворение А.А. Фета «Вечер» и приведённое ниже одноимённое стихотворение И.А. Бунина. Что сближает эти произведения?

Приведённые стихотворения А.А. Фета и И.А. Бунина посвящены описанию вечерней природы. Что же сближает эти произведения?

С одной стороны, в обоих лирических текстах делается акцент на пейзаже, используются самые яркие художественные средства, передающие красоту природного мира. Например, А.А. Фет, говоря об облаках, использует сравнение: «Разлетелись, как дым облака». И.А. Бунин также пишет об исчезающих облаках в «бездонном небе»: «День вечереет, небо опустело».
Оба поэта стремятся показать, как изменяется природа в вечернее время суток.

Кроме того, авторы используют приём психологического параллелизма. Появление светлого образа в финале стихотворения А.А. Фета символизирует надежду на счастье, а И.А. Бунин прямо пишет о меняющемся состоянии лирического героя: «Я вижу, слышу, счастлив». Это значит, что поэты проводят параллель между человеческим и природным миром.

Таким образом, А.А. Фет и И.А. Бунин схожим образом раскрывают одну и ту же тему в одноимённых произведениях.
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses