+10
11 сентября 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба

Сочинения по литературе ОГЭ 2025

Литература
5 сочинений по темам из части 2 демоверсии ОГЭ по литературе.

5.1 Каково авторское отношение к Лизе? (по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»)

Повесть Н.М. Карамзина написана во второй половине 18 века по канонам нового для того времени литературного направления – сентиментализма. Помимо главных героев – крестьянки Лизы и дворянина Эраста, важную роль в произведении играет образ рассказчика. Он не может оставаться равнодушным по отношению к персонажам и чётко выражает свою позицию, при этом оставаясь терпимым к человеческим недостаткам. Каково же авторское отношение к заглавной героине повести? Чтобы найти ответ на этот вопрос, обратимся к примерам из текста.

Одна из ведущих черт сентиментализма – это большое количество пейзажных зарисовок в произведении. Природа, или «натура», как называет её Н.М. Карамзин, становится фоном для самых важных событий. С помощью яркого, запоминающегося пейзажа автор нередко косвенно выражает своё отношение к Лизе. Хочется вспомнить эпизод расставания героини с возлюбленным. Когда Эраст сказал Лизе, что вынужден уйти на войну, на небе засияло солнце. Природа как будто радуется тому, что отношения героев прекратились, ведь читателю неоднократно приходилось сомневаться в искренности Эраста и его серьёзных намерениях по отношению к девушке из другого сословия. Однако Лиза отказывается это замечать: «Все приятности натуры сокрылись для неё вместе с любезным её сердцу». Её перестаёт радовать то, что прежде вызывало у неё самые приятные, тёплые чувства.

Однако не только описания природы позволяют выразить авторскую позицию. Как уже упоминалось, рассказчик в принципе играет немаловажную роль в произведении. Он говорит о своих чувствах прямо: «Сердце моё обливается кровью в сию минуту». На протяжении всего повествования рассказчик комментирует происходящее, в его речи встречаются междометия, лексические повторы, оценочная лексика. Он эмоционален и не может оставаться глухим к чужим страданиям. Неслучайно в названии произведении употребляется оценочный эпитет «бедная». Именно так чаще всего и называет рассказчик заглавную героиню, сожалея о её трагической судьбе. В финале повести, после упоминания о страшной гибели Лизы, ей даётся ещё одна экспрессивная авторская характеристика: «…прекрасная душою и телом». Это доказывает, что Н.М. Карамзин действительно сопереживает своей героине и считает её воплощением духовной красоты.

Создавая произведение, писатель поставил перед собой важную задачу: раскрыть внутренний мир крестьянки. Он был убеждён в том, что представительницы этого сословия тоже умеют по-настоящему любить. Именно поэтому в произведении уделяется такое большое внимание авторскому отношению: Н.М. Карамзин стремится убедить читателей в том, что каждый человек, вне зависимости от своего положения в обществе и уровня образования, интересен и важен, а самое главное – заслуживает сочувствия.

5.2 Какие тайны человеческой души раскрыл М.Ю. Лермонтов в своей лирике? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

М.Ю. Лермонтова называют «ночным светилом русской поэзии». Он прожил короткую жизнь, но оставил богатое наследие. Его всегда интересовали тайны человеческой души, внутренние конфликты личности, проблема нравственного выбора… М.Ю. Лермонтов размышлял об одиночестве и свободе, смысле жизни, воле человека и судьбе. Рассмотрим подробнее волнующие поэта темы на примере двух стихотворений.

В произведении «Дума», написанном в 1838 году, автор создаёт портрет современного ему поколения. В «эпоху николаевской реакции» разочарованные молодые люди, представители интеллигенции, не могли найти своего места в жизни. Неслучайно в литературе появился «тип лишнего человека», к которому относится, например, Печорин – главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В «Думе» поэт пишет об этом поколении так:
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
У так называемых «лишних людей» нет никакой цели, того смысла, ради которого они могли бы бороться, и им приходится жить с постоянным ощущением собственной бесполезности, ненужности. Кроме того, М.Ю. Лермонтов использует приём контраста, противопоставляя представителей современного поколения их «отцам»:
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат.
Речь идёт о том, что даже философия гедонизма, умение наслаждаться каждым прожитым днём, не удовлетворяет «лишнего человека». Он сам не понимает, чего хочет и к чему стремится, и потому уходит из жизни, не оставив никакого следа. М.Ю. Лермонтов раскрывает внутренний мир этих людей, полный противоречий, акцентируя внимание на состоянии вечного конфликта с самим собой. Человеческая душа, по мнению поэта, действительно полна загадок: почему появляются такие люди, которые не могут применить свои способности и обрести душевное равновесие?

Ещё одно стихотворение, посвящённое психологии человека, было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году – «И скучно, и грустно…». Эта элегия строится как диалог лирического героя с собой. Именно поэтому в стихотворном тексте преобладают такие средства художественной выразительности, как риторические вопросы и восклицания:
Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят – все лучшие годы!
Лирический герой пытается разобраться в своих чувствах и ни в чём не находит опоры. Он обесценивает любовь, ведь «вечно любить невозможно», и страсти, потому что «их сладкий недуг» однажды «исчезнет при слове рассудка». Сама жизнь представляется лирическому герою «пустой и глупой шуткой», не заслуживающей большого внимания. М.Ю. Лермонтов подчёркивает, что рефлексирующий человек, пытающийся разобраться в себе, чаще всего приходит к разочарованию и впадает в состояние полного отчаяния, не понимая, что ему делать дальше. В этом и заключается главная тайна человеческой души: мы никогда не можем быть в полной мере довольны тем, что имеем.

Таким образом, поэт обращается к вечным вопросам, стремясь познать душу человека. Стихотворения М.Ю. Лермонтова меланхоличны и заставляют задуматься о смысле нашего существования, а также заглянуть в себя, понять наши собственные чувства и осознать свои жизненные цели.

5.3 Согласны ли вы с мыслью В.Г. Белинского, что главное действующее лицо комедии – городничий, «страх которого и сделал Хлестакова ревизором»? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)

Единственным положительным героем комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь называл «смех». Действительно, автор обличает пороки чиновников, высмеивает их недостатки. Основная цель Н.В. Гоголя – «…собрать в одну кучу всё дурное в России… и за одним разом посмеяться над всем». Но если смех – положительный герой, то кого же тогда считать отрицательным? Всех чиновников города N? Кто же из них обладает большей властью? Логично, что это не кто иной, как городничий. На мой взгляд, мысль В.Г. Белинского очень интересна: именно Сквозник-Дмухановский, напуганный проверкой в его городе, может претендовать на роль главного действующего лица комедии.

«Рыба гниёт с головы», – гласит известная поговорка. Безусловно, городничий сам виноват в том, что в городе N творится настоящий хаос: в богоугодных заведениях «больные, как мухи, выздоравливают», судья берёт взятки борзыми щенками, а почтмейстер, любитель выпить, читает чужие письма. Когда Сквозник-Дмухановский получает «пренеприятное известие» о приезде ревизора, он думает только о том, как бы замаскировать чужие недостатки, сделать их незаметными, а ещё лучше – подкупить «значительное лицо». Первая встреча с Хлестаковым убеждает городничего в том, что тот и есть настоящий ревизор, хотя читателю очевидно: это всего лишь мелкий чиновник, оказавшийся в провинциальном городе совершенно случайно. Он проиграл все деньги и теперь не мог расплатиться с трактирщиком, а поэтому разговор с городничим напугал его ничуть не меньше: а вдруг посадят в тюрьму? Но Сквозник-Дмухановский как будто не замечает испуга Хлестакова и любое его действие, любое слово трактует по-своему. Именно страх заставил городничего поверить в то, что перед ним – настоящий ревизор, словно ослепив человека весьма «неглупого», по словам самого Н.В. Гоголя в «Замечаниях для господ актёров».

Литературоведы называют интригу комедии «миражной», потому что Хлестаков слишком глуп, чтобы самому затеять игру с жителями города N. Он лжёт, и сам верит в собственные выдумки, упивается своей ложью, но ему никогда не приходило в голову становиться мошенником. Словом, мнимый ревизор играет роль, навязанную ему другими, и даже его слуга Осип оказывается намного проницательнее. Хлестакову нравится придумывать абсурдные вещи; в доме городничего понимают, что он говорит неправду, но всё равно находят оправдания его лжи. Так, например, ненастоящий ревизор называет роман «Юлий Милославский» своим сочинением, хотя всем ясно, что его автор – Загоскин. Однако Анна Андреевна, жена городничего, верит собеседнику, который убеждает других в том, что существуют два произведения с одинаковым названием. Впоследствии Сквозник-Дмухановский понимает, что принял «сосульку, тряпку» за достойного человека, а виной тому была одержимость страхом. Таким образом, Хлестаков действительно не может быть главным действующим лицом, потому что он становится мошенником поневоле, ему не хватило бы хитрости самому выдать себя за ревизора. По сравнению с ним городничий отличается большим умом и предприимчивостью, однако чувство страха перед вышестоящим лицом отодвигает эти качества гоголевского героя на второй план.

Действительно, нельзя не согласиться с точкой зрения известного литературного критика В.Г. Белинского в том, что именно страх городничего сделал из совершенно ничтожного, ничего из себя не представляющего человека ревизора. Именно поэтому начальника города N и следует считать главным действующим лицом произведения.

5.4 Как в названии сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» отражается её проблематика?

М.Е. Салтыков-Щедрина написал сатирический цикл «Сказки для детей изрядного возраста». Подразумевалось, что его произведения в первую очередь заинтересуют мыслящих взрослых людей, которые смогут понять и раскрыть подлинный смысл аллегорических образов. В русской литературе того времени такая манера написания не была новаторством: писатель наследует традиции известного баснописца И.А. Крылова, который обращался к так называемому «эзопову языку», чтобы завуалировать, скрыть от цензуры некоторые человеческие пороки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» входит в цикл М.Е. Салтыкова-Щедрина и посвящена проблеме взаимоотношений крестьян и вышестоящих лиц. При этом произведение создавалось уже после отмены крепостного права. Но изменилось ли что-нибудь в положении крестьян? Само название сказки – ключ для поиска ответа на этот вопрос.

Произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина начинается с фантастического события: два невежественных генерала по воле судьбы оказываются на необитаемом острове. Писатель использует гротеск, чтобы подчеркнуть их глупость и эгоизм. Сходя с ума от голода, один из героев проглотил орден другого. Тем самым автор даёт читателю понять: для этих безнравственных людей нет ничего святого, и они готовы растерзать друг друга, если смогут извлечь из этого личную выгоду. Генералы ничего не могут сделать самостоятельно, они не привыкли работать руками и не умеют добывать еду. Они всю сознательную жизнь паразитировали на своих крестьянах, и даже после отмены крепостного права не произошло никаких существенных изменений. В названии сказки подчёркивается их инфантильность: генералы действительно похожи на детей, которые не могут сами себя прокормить. Заглавие высмеивает беспомощность господ, не представляющих своей жизни без слуг.

Появление на необитаемом острове мужика становится кульминационным моментом произведения, потому что эта встреча вселяет в генералов уверенность в завтрашнем дне. Мужик отличается невероятной изобретательностью, и, казалось, нет ничего, что было бы ему не под силу. М.Е. Салтыков-Щедрин использует гиперболу, создавая яркий образ народного умельца: крестьянин делает силок из собственных волос для ловли птиц. Он сумел приготовить генералам вкусный обед, добыв из земли картофель. Ирония заключается в том, что именно мужика называют «тунеядцем» и «лежебокой», хотя на самом деле эти характеристики относятся к господам. Если вернуться к названию сатирической сказки, то можно увидеть, что мужик – её главное действующее лицо, без которого генералам не удалось бы выжить. Однако он получает награду, не соответствующую затраченным усилиям: рюмку водки и пятак серебра, чем всё-таки остаётся доволен. М.Е. Салтыков-Щедрин тем самым подчёркивает: крестьяне настолько свыклись со своим рабским положением, что уже не могут существовать без управления со стороны вышестоящих лиц. Таким образом, автор поднимает проблему зависимости слуг и господ друг от друга.

В заключение хочется сказать, что заглавие сатирической сказки отражает её проблематику. Крестьяне продолжают работать на господ и после отмены крепостного права, потому что не знают, как жить по-другому, а те, в свою очередь, ведут паразитический образ жизни, не будучи в состоянии справиться даже с бытовыми проблемами без чужой помощи.

5.5 Изображение героических характеров в отечественной прозе второй половины XX-начала XXI века (На примере одного из произведений по Вашему выбору)

Герой – это человек, способный рискнуть самым дорогим, что у него есть, ради спасения других. Это тот, кто может совершить подвиг, не ожидая всеобщего одобрения и не требуя награды. В литературе второй половины XX века тема героизма выходит на первый план. Обратимся к повести В. Быкова «Сотников», чтобы разобраться в проблеме изображения героического характера в художественных произведениях послевоенных лет.

Автор рассказывает историю двух партизан, которых можно считать героями-антиподами. Изначально Сотников кажется слабым, он плохо себя чувствует, когда отправляется вместе с Рыбаком за провизией, его мучит сильный кашель. Логично, что физическая слабость заглавного героя может негативным образом сказаться на общем деле и подвергнуть опасности жизнь Рыбака. Кроме того, Сотников получает серьёзное ранение, и это ещё сильнее его надламывает. Товарищи скрываются в доме вдовы Дёмчихи, тем самым поставив под удар и эту ни в чём не повинную женщину. Из-за недомогания Сотникова, мучительного, ничем не сдерживаемого кашля все попадают в полицейский участок, где им грозит так называемая «ликвидация». Изначально именно это слово было названием повести, однако в дальнейшем замысел В. Быкова несколько изменился. И это вовсе не случайно: значит, Сотников заслуживает быть заглавным героем, и он ещё должен проявить себя, показать силу своего характера. Когда автор ставит персонажей перед серьёзным нравственным выбором, читателю становится ясно, кто из них достоин называться настоящим героем.

Перед неминуемой казнью Сотников думает в первую очередь не о себе, а о других, чувствуя вину за то, что подверг их жизнь опасности. Он заступается за товарища и хочет взять всю ответственность на себя, тем самым демонстрируя своё нравственное превосходство. В отличие от Сотникова, Рыбак проявляет слабость и трусость, соглашаясь сотрудничать с полицаями. Он пытается найти себе оправдание, но это не более чем заблуждение. Авторская позиция ясна: невозможно однажды переступить через свои моральные принципы, а потом вернуться к привычной жизни. Рыбак окончательно теряет себя, когда становится палачом для товарища, чтобы пройти «проверку на прочность». Приём антитезы, использованный В. Быковым для описания судеб двух партизан, раскрывает суть героического характера на примере Сотникова. Даже несмотря на физическую слабость, он сохраняет силу духа и не становится изменником, потому что это противоречит его представлениям о чести и достоинстве.

М. Горький писал: «В жизни всегда есть место подвигу». Действительно, любой человек мог бы стать героем, оказавшись в экстремальной ситуации, однако вовсе не каждый способен проявить стойкость и оставаться мужественным несмотря ни на что, как Сотников из одноимённой повести В. Быкова.
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses