30 ноября 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба
Литературные направления
Теория для ОГЭ по литературе.
направ.docx
направ.pdf
Литературное направление – группа писателей, сходных по типу художественного мышления.
Течение – группа, возникающая внутри направления.
Классицизм (от лат. classicus – образцовый)
Родина: Франция.
Время: конец XVII века – начало XIX века.
Представители: М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков.
• Культ разума.
• Жесткая иерархия жанров: высокие – ода, эпическая поэма, трагедия; низкие – комедия, басня, эпиграмма, сатира.
• Использование высокой и низкой лексики в соответствии с жанром.
• Деление героев на положительных и отрицательных.
• Соблюдение правила трех единств: время, места и действия.
• Утверждение в произведениях положительных ценностей и государственного идеала.
Сентиментализм (от англ. sentimental – чувствительный)
Родина: Англия.
Время: вторая половина XVIII века.
Представители: А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин.
• Главенство чувства над разумом.
• Деление героев на положительных и отрицательных по способности к глубоким переживаниям.
• Интерес к богатому внутреннему миру героя.
• Гиперболизированное проявление чувств (восклицания, обмороки, слезы).
• Лозунг: «И крестьянки любить умеют».
Романтизм – (от слова «роман»)
Родина: Германия.
Время: конец XVIII – первая половина XIX века.
Представители: В.А. Жуковский, ранний А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов (кроме «Героя нашего времени»).
• Романтическое двоемирие (бегство от действительности – «здесь» - в идеальный мир – «там»).
• Углублённый психологизм.
• Исключительный герой в исключительных обстоятельствах: бунтарь, одиночка.
• Обращение к историческому прошлому, фольклору, экзотике.
Реализм (от лат. realis – вещественный, действительный)
Родина: Франция и Англия.
Время: XIX век.
Представители: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов.
• Изображение жизни в ее развитии.
• Зависимость нравственных и религиозных представлений героев от социальных условий.
• Соотношения правдоподобия и художественной правды.
• Типизация характеров:
Тип «маленького человека» (Акакий Акакиевич Башмачкин).
Тип «лишнего человека» (Григорий Александрович Печорин).
Тип «нового человека» (Евгений Васильевич Базаров).
Модернизм (от фр. modern – новейший, современный) – философско-эстетическое движение в литературе и искусстве, возникшее на рубеже XIX-XX веков.
Символизм – нереалистическое направление в искусстве 1870-1920-х годов.
Родина: Франция.
Родоначальник: Шарль Бодлер.
Символисты в России: В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, З. Гиппиус – старшие символисты; А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов – младшие символисты.
• Ключевая категория – символ, обладающий принципиальной многозначностью.
• Двоемирие.
• Способ познания мира – интуиция.
• Произведение – творческий акт не только автора, но и читателя.
Акмеизм – модернистское литературное течение в русской поэзии 1910 годов.
Представители: С. Городецкий, А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам.
• Задача литературы – прекрасная ясность (кларизм).
• Ясный и непосредственный взгляд на мир.
• Любовь к предметности.
• Простой поэтический язык.
• Связь с литературной группой «Цех поэтов» (поэзии можно научить как кузнечному делу).
Футуризм – одно из основных авангардистских направлений в европейском искусстве начала XX века, получившее развитие в Италии и России.
Представители: В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский, А. Крученых.
• Бунтарство, анархичность мировоззрения.
• Культ техники, индустриальных городов.
• Попытка создать новое искусство на обломках традиционного.
• Экспериментальность на всех уровнях текста (отказ от точной рифмы, словотворчество, визуализация стиха).
направ.docx
направ.pdf
Литературное направление – группа писателей, сходных по типу художественного мышления.
Течение – группа, возникающая внутри направления.
Классицизм (от лат. classicus – образцовый)
Родина: Франция.
Время: конец XVII века – начало XIX века.
Представители: М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков.
• Культ разума.
• Жесткая иерархия жанров: высокие – ода, эпическая поэма, трагедия; низкие – комедия, басня, эпиграмма, сатира.
• Использование высокой и низкой лексики в соответствии с жанром.
• Деление героев на положительных и отрицательных.
• Соблюдение правила трех единств: время, места и действия.
• Утверждение в произведениях положительных ценностей и государственного идеала.
Сентиментализм (от англ. sentimental – чувствительный)
Родина: Англия.
Время: вторая половина XVIII века.
Представители: А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин.
• Главенство чувства над разумом.
• Деление героев на положительных и отрицательных по способности к глубоким переживаниям.
• Интерес к богатому внутреннему миру героя.
• Гиперболизированное проявление чувств (восклицания, обмороки, слезы).
• Лозунг: «И крестьянки любить умеют».
Романтизм – (от слова «роман»)
Родина: Германия.
Время: конец XVIII – первая половина XIX века.
Представители: В.А. Жуковский, ранний А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов (кроме «Героя нашего времени»).
• Романтическое двоемирие (бегство от действительности – «здесь» - в идеальный мир – «там»).
• Углублённый психологизм.
• Исключительный герой в исключительных обстоятельствах: бунтарь, одиночка.
• Обращение к историческому прошлому, фольклору, экзотике.
Реализм (от лат. realis – вещественный, действительный)
Родина: Франция и Англия.
Время: XIX век.
Представители: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов.
• Изображение жизни в ее развитии.
• Зависимость нравственных и религиозных представлений героев от социальных условий.
• Соотношения правдоподобия и художественной правды.
• Типизация характеров:
Тип «маленького человека» (Акакий Акакиевич Башмачкин).
Тип «лишнего человека» (Григорий Александрович Печорин).
Тип «нового человека» (Евгений Васильевич Базаров).
Модернизм (от фр. modern – новейший, современный) – философско-эстетическое движение в литературе и искусстве, возникшее на рубеже XIX-XX веков.
Символизм – нереалистическое направление в искусстве 1870-1920-х годов.
Родина: Франция.
Родоначальник: Шарль Бодлер.
Символисты в России: В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, З. Гиппиус – старшие символисты; А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов – младшие символисты.
• Ключевая категория – символ, обладающий принципиальной многозначностью.
• Двоемирие.
• Способ познания мира – интуиция.
• Произведение – творческий акт не только автора, но и читателя.
Акмеизм – модернистское литературное течение в русской поэзии 1910 годов.
Представители: С. Городецкий, А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам.
• Задача литературы – прекрасная ясность (кларизм).
• Ясный и непосредственный взгляд на мир.
• Любовь к предметности.
• Простой поэтический язык.
• Связь с литературной группой «Цех поэтов» (поэзии можно научить как кузнечному делу).
Футуризм – одно из основных авангардистских направлений в европейском искусстве начала XX века, получившее развитие в Италии и России.
Представители: В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский, А. Крученых.
• Бунтарство, анархичность мировоззрения.
• Культ техники, индустриальных городов.
• Попытка создать новое искусство на обломках традиционного.
• Экспериментальность на всех уровнях текста (отказ от точной рифмы, словотворчество, визуализация стиха).