2 декабря 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба
Стихосложение
Теория для ОГЭ по литературе: системы стихосложения, стихотворные размеры, виды рифмовки.
stich.docx
stich.pdf
Системы стихосложения
Стихосложение – способ организации стихотворной речи, противопоставляющий ее прозе. В основе стихосложения лежит членение речи на стихи. В истории стихосложения выделяют три периода:
1) Тоническая система (XVII-XVIII век) – упорядоченное количество ударных слогов, а количество безударных произвольно.
Как у славного у города Чернигова
Нагнано тут силы много-множество…
2) Силлабическая система (XVIII-XIX век) – примерно одинаковое число слогов (количество ударных слогов свободно). Прижилось в поэзии с фиксированным ударением (Франция).
Начну на флейте стихи печальны;
Зря на Россию чрез страны дальны…
3) Силлабо-тоническая система (XVIII век, реформа Ломоносова и Тредиаковского) – упорядоченное чередование ударных и безударных слогов (минимальное повторяющееся число ударных и безударных слогов – это стопа).
Только в силлабо-тонической системе возможны стихотворные размеры.
Как определить размер
1) Разделить на слоги каждую строчку.
2) Расставить ударения в строчке.
3) Изобразить в виде схемы (безударный слог – U и ударный слог – |).
4) Выделить чередующиеся (повторяющиеся) группы, то есть стопы.
5) Сосчитать, сколько слогов в стопе: либо трехсложный размер, либо двусложный.
6) Сосчитать, сколько стоп.
Стихотворные размеры
Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге.
Ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге.
Дактиль – трёхсложный размер с ударением на первом слоге.
Амфибрахий – трёхсложный размер с ударением на втором слоге.
Анапест – трёхсложный размер с ударением на третьем слоге.
Ритм – повторение элементов текста через определенные промежутки.
Строфа – организованное сочетание стихов.
Рифма – созвучие концов слова.
Виды рифмовки
Парная (смежная) – aabb.
Перекрестная – abab.
Опоясывающая (кольцевая) – abba.
stich.docx
stich.pdf
Системы стихосложения
Стихосложение – способ организации стихотворной речи, противопоставляющий ее прозе. В основе стихосложения лежит членение речи на стихи. В истории стихосложения выделяют три периода:
1) Тоническая система (XVII-XVIII век) – упорядоченное количество ударных слогов, а количество безударных произвольно.
Как у славного у города Чернигова
Нагнано тут силы много-множество…
2) Силлабическая система (XVIII-XIX век) – примерно одинаковое число слогов (количество ударных слогов свободно). Прижилось в поэзии с фиксированным ударением (Франция).
Начну на флейте стихи печальны;
Зря на Россию чрез страны дальны…
3) Силлабо-тоническая система (XVIII век, реформа Ломоносова и Тредиаковского) – упорядоченное чередование ударных и безударных слогов (минимальное повторяющееся число ударных и безударных слогов – это стопа).
Только в силлабо-тонической системе возможны стихотворные размеры.
Как определить размер
1) Разделить на слоги каждую строчку.
2) Расставить ударения в строчке.
3) Изобразить в виде схемы (безударный слог – U и ударный слог – |).
4) Выделить чередующиеся (повторяющиеся) группы, то есть стопы.
5) Сосчитать, сколько слогов в стопе: либо трехсложный размер, либо двусложный.
6) Сосчитать, сколько стоп.
Стихотворные размеры
Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге.
Ваня-Ваня-Ваня.
|U-|U-|U
|U-|U-|U
Ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге.
Иван-Иван-Иван.
U|-U|-U|
U|-U|-U|
Дактиль – трёхсложный размер с ударением на первом слоге.
Ванечка-Ванечка-Ванечка.
|UU-|UU-|UU
|UU-|UU-|UU
Амфибрахий – трёхсложный размер с ударением на втором слоге.
Ванюша-Ванюша-Ванюша.
U|U- U|U- U|U
U|U- U|U- U|U
Анапест – трёхсложный размер с ударением на третьем слоге.
Иоанн-Иоанн-Иоанн.
UU|-UU|-UU|
UU|-UU|-UU|
Ритм – повторение элементов текста через определенные промежутки.
Строфа – организованное сочетание стихов.
Рифма – созвучие концов слова.
Виды рифмовки
Парная (смежная) – aabb.
Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробужденною весной
И смолистою сосной.
К.Д. Бальмонт
Свежими купавами,
Пробужденною весной
И смолистою сосной.
К.Д. Бальмонт
Перекрестная – abab.
Гул затих. Я вышел на подмостки,
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
Б.Л. Пастернак
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
Б.Л. Пастернак
Опоясывающая (кольцевая) – abba.
C земли не видно. Страшную беду
Почувствовав, мы сразу замолчали.
Заупокойно филины кричали,
И душный ветер буйствовал в саду.
А.А. Ахматова
Почувствовав, мы сразу замолчали.
Заупокойно филины кричали,
И душный ветер буйствовал в саду.
А.А. Ахматова