Вчера, 13:11
В закладки
Обсудить
Жалоба
Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Анализ произведения из кодификатора.
недоросль.docx
недоросль.pdf
Год создания – 1782.
Направление – классицизм.
Жанр – комедия.
Темы произведения – воспитание, образование, долг перед родиной.
Исторический контекст
Вторая половина XVIII века в России характеризовалась важными преобразованиями. Просветительские идеи были направлены на повышение культурного уровня населения и ограничение церковной власти.
Смысл названия
Недорослью в XVIII веке называли молодого дворянина до 15 лет, который еще не получил свидетельства об образовании и не поступил на государственную службу.
Митрофанушка – недоросль в умственном отношении, так как не знает основы наук, недоросль в моральном отношении – не умеет уважать достоинство других; недоросль в гражданском смысле – не дорос до понимания своего долга перед государством. Очень грубый и невоспитанный человек, отворачивающийся от матери, когда она утрачивает прежние права и авторитет.
Художественное направление
Классицизм — художественное направление в европейской культуре конца ХVII — XVIII вв. Этот стиль обращался к образцам и формам античности как к универсальному эталону.
Черты реализма в комедии: кроме любовного, есть социальный конфликт; индивидуализация героев (герои-воспитатели); элементы драматизма.
Приём «говорящих фамилий»
Стародум – думает по-старому.
Вральман – постоянно обманывает.
Правдин – любит и ценит правду.
Софья – пер. с греч. «мудрая».
Митрофан – пер. с греч. «подобный матери».
Скотинин – чрезмерная любовь к домашнему скоту + грубость, невежество.
Простаков – простак, глупец.
Система персонажей
Терентий Простаков — муж госпожи Простаковой, во всём подчиняется воле жены.
Госпожа Простакова — жена Простакова, главный антагонист пьесы.
Митрофан — сын Простаковых, недоросль, в финале его забирают на службу.
Еремеевна — кормилица Митрофана.
Правдин — государственный чиновник, наместник (по приказу Екатерины II было создано наместничество, учреждения, которые должны были следить за выполнением правительственных приказов), приехал в поместье разобраться в делах Простаковых, а в финале забирает имение под опеку (лишает Простакову всех прав).
Стародум (герой-резонёр) — дядя и опекун Софьи, делает её своей наследницей. офицер в отставке, участник военных действий, служил при императорском дворе, имеет состояние, нажитое честным трудом, проживал в Сибири.
Софья — племянница Стародума, добрая и образованная девушка.
Милон — молодой офицер и возлюбленный Софьи.
Тарас Скотинин — брат госпожи Простаковой.
Учителя Митрофана: Кутейкин (учитель русского и церковнославянского языка), Цыфиркин (учитель математики), Вральман (учитель французского и других наук, бывший кучер Стародума).
Герой-резонёр – герой, выражающий позицию автора.
Ключевые цитаты
недоросль.docx
недоросль.pdf
Год создания – 1782.
Направление – классицизм.
Жанр – комедия.
Темы произведения – воспитание, образование, долг перед родиной.
Исторический контекст
Вторая половина XVIII века в России характеризовалась важными преобразованиями. Просветительские идеи были направлены на повышение культурного уровня населения и ограничение церковной власти.
Смысл названия
Недорослью в XVIII веке называли молодого дворянина до 15 лет, который еще не получил свидетельства об образовании и не поступил на государственную службу.
Митрофанушка – недоросль в умственном отношении, так как не знает основы наук, недоросль в моральном отношении – не умеет уважать достоинство других; недоросль в гражданском смысле – не дорос до понимания своего долга перед государством. Очень грубый и невоспитанный человек, отворачивающийся от матери, когда она утрачивает прежние права и авторитет.
Художественное направление
Классицизм — художественное направление в европейской культуре конца ХVII — XVIII вв. Этот стиль обращался к образцам и формам античности как к универсальному эталону.
Принципы классицизма | Построение комедии |
Единство места | Имение Простаковых |
Единство времени | В течение суток |
Единство действия | Борьба 3 претендентов на руку Софьи, нет побочных сюжетных линий |
Деление героев на положительных иотрицательных + приём «говорящих фамилий» | Положительные: Стародум, Правдин, Милон |
Черты реализма в комедии: кроме любовного, есть социальный конфликт; индивидуализация героев (герои-воспитатели); элементы драматизма.
Приём «говорящих фамилий»
Стародум – думает по-старому.
Вральман – постоянно обманывает.
Правдин – любит и ценит правду.
Софья – пер. с греч. «мудрая».
Митрофан – пер. с греч. «подобный матери».
Скотинин – чрезмерная любовь к домашнему скоту + грубость, невежество.
Простаков – простак, глупец.
Система персонажей
Терентий Простаков — муж госпожи Простаковой, во всём подчиняется воле жены.
Госпожа Простакова — жена Простакова, главный антагонист пьесы.
Митрофан — сын Простаковых, недоросль, в финале его забирают на службу.
Еремеевна — кормилица Митрофана.
Правдин — государственный чиновник, наместник (по приказу Екатерины II было создано наместничество, учреждения, которые должны были следить за выполнением правительственных приказов), приехал в поместье разобраться в делах Простаковых, а в финале забирает имение под опеку (лишает Простакову всех прав).
Стародум (герой-резонёр) — дядя и опекун Софьи, делает её своей наследницей. офицер в отставке, участник военных действий, служил при императорском дворе, имеет состояние, нажитое честным трудом, проживал в Сибири.
Софья — племянница Стародума, добрая и образованная девушка.
Милон — молодой офицер и возлюбленный Софьи.
Тарас Скотинин — брат госпожи Простаковой.
Учителя Митрофана: Кутейкин (учитель русского и церковнославянского языка), Цыфиркин (учитель математики), Вральман (учитель французского и других наук, бывший кучер Стародума).
Герой-резонёр – герой, выражающий позицию автора.
Ключевые цитаты
«С утра до вечера как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».
«Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить».
Госпожа Простакова
«Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить».
Госпожа Простакова
«Мамушка, заслони меня!»
«Не хочу учиться — хочу жениться».
«Да отвяжись, матушка, как навязалась».
Митрофанушка
«Не хочу учиться — хочу жениться».
«Да отвяжись, матушка, как навязалась».
Митрофанушка
«Чем умом величаться, друг мой! Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену ему дает благонравие. Без него умный человек - чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума».
Стародум
Стародум
«Имея над людьми своими полную власть, употреблять ее во зло бесчеловечно».
Правдин
Правдин
«И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими и между неустрашимостью человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой».
Милон
Милон
«Ваши наставления, дядюшка, составят все мое благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна. Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам повиноваться».
Софья
Софья