А.С. Грибоедов «Горе от ума»
грибоедов.docx
грибоедов.pdf
Первая версия названия – «Горе уму».
Год создания – 1824.
Род – драма.
Жанр – комедия.
Направление – реализм.
Основная мысль – нужно изменить привычный порядок вещей, повышать культурный уровень населения, перестать гнаться за повышением по службе, получать новые знания.
Произведение «Горе от ума» — первая русская реалистическая сатирическая комедия. Это одно из уникальных произведений XIX века в русской литературе, потому что соединило в себе черты классицизма, романтизма и реализма.
Черты реализма: изображены типические герои в типических обстоятельствах. Чацкий — вовсе не идеальный образ, это реальный человек с присущими ему достоинствами и недостатками.
Черты романтизма: герой один против всех (мотив одиночества и изгнанничества).
Черты классицизма: сохранено единство времени (действие комедии происходит в течение одного дня), места (всё действие протекает в доме Фамусова), но требование единство действия (один главный сюжет) нарушено, так как в пьесе существует два конфликта — общественный и личный.
Конфликт в литературе — это столкновение разных взглядов персонажей в сюжете произведения. Именно благодаря конфликту происходит развитие сюжета.
Краткое содержание
• Фамусов беседует со служанкой Лизой о своей дочери, которая читает много романов. Становится ясно, что Софья тайно встречается с Молчалиным. Фамусов же хочет выдать её замуж за будущего генерала Скалозуба.
• В дом Фамусова приезжает Чацкий, который три года путешествовал, не давая о себе знать. Он был влюблён в Софью, но та больше не отвечала ему взаимностью.
• Чацкий спорит с Фамусовым о науках и образовании, а также размышляет о необходимости перемен.
• Чацкий становится свидетелем свидания Софьи с Молчалиным.
• Софья подслушала разговор Молчалина и Лизы, узнав, что возлюбленный обманывает её.
• Софья распускает слух о сумасшествии Чацкого, это передаётся из уст в уста, в итоге Чацкому приходится уехать из этого дома.
• Фамусов продолжает беспокоиться об общественном мнении после произошедшего.
Система персонажей (используется приём говорящих фамилий)
Александр Андреевич Чацкий (появляется под рифму «дурацкий»). Первоначально: Чадский (как будто в чаду, отуманен идеями. Параллель с Чаадаевым. Намёк на то, что Чацкий – будущий декабрист). Умён, остёр, пылок, красноречив, уверен в себе. Его ум, связанный с передовыми взглядами, с просвещением, со стремлением искать блага не для себя, а для Отчизны, приносит страдания.
Павел Афанасьевич Фамусов (от лат. fama – молва). Вдовец. Строг с подчинёнными на службе, но покровительствует родственникам. Не видит пользы в книгах, ему хорошо живётся, поэтому перемены ему не нужны.
Алексей Степанович Молчалин (от слова «молчать» = не иметь своего мнения) – секретарь Фамусова, возлюбленный его дочери. Сам Молчалин влюблён в служанку Лизу. Раболепствует. Своим главным талантом считает «умеренность и аккуратность». Не высказывает своего мнения.
Софья Павловна Фамусова (Софья = мудрость; неоднозначный персонаж). Любовь для неё — самое главное. Её идеал — тихая, спокойная жизнь, в которой ей принадлежит главная роль. Выбирает Молчалина, потому что им легче управлять. Именно она распускает слух о сумасшествии Чацкого, желая ему отомстить.
Социальный конфликт
«Век нынешний» (Чацкий + внесценические персонажи: двоюродный брат Скалозуба и племянник княгини Тугоуховской) | «Век минувший» (фамусовское общество) |
«Чины людьми даются, Не надо стремиться к повышению на службе. Не всегда высокий чин – показатель ума. | «Да чтоб чины добыть, есть многие каналы». Самое главное – продвижение по карьерной лестнице, установление полезных связей. |
«Я глупостей не чтец, А пуще образцовых…» Чацкий не читает глупых книг. Литература должна давать знания. | «Уж коли зло пресечь: Образование и чтение – это зло. |
«Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Не нужно думать об общественном мнении. Нужно идти своей дорогой. | «Ах боже мой! Что станет говорить Патологическая зависимость от общественного мнения. |
Второстепенные герои
Полковник Сергей Сергеевич Скалозуб – еще не старый офицер, богатый холостяк. Лиза о нем: «И золотой мешок, и метит в генералы».
Служанка Лиза – крепостная крестьянка Фамусова, служащая в его доме. В Лизу влюблен Молчалин. Сама Лиза любит буфетчика Петрушу.
Анфиса Ниловна Хлёстова – родственница Фамусова, сестра его покойной жены.
Платон Михайлович Горич – старый друг Чацкого и знакомый Фамусова, дворянин средних лет.
Наталья Дмитриевна Горич – жена Платона Михайловича Горича, молодая дворянка.
Графиня-бабушка и графиня-внучка Хрюмины – знакомые Фамусова.
Князь Петр Ильич Тугоуховский – знакомый Фамусова. Тугоуховский – глухой старик, муж княгини Марьи Алексеевны.
Княгиня Марья Алексеевна Тугоуховская – жена князя Тугоуховского, знакомая Фамусова.
Петрушка – крепостной крестьянин Фамусова. Петрушка вечно ходит в дырявой одежде, о чем Фамусов говорит в своем монологе: «Петрушка, вечно ты с обновкой...», буфетчик.
Герои-маски (зеркальные образы)
Репетилов – старый приятель Чацкого, дворянин. У него нет своих убеждений, но он строит из себя идеолога. Это зеркальный образ Чацкого.
Антон Антонович Загорецкий – знакомый Фамусова, дворянин средних лет. Это вор и сплетник, глупый и поверхностный человек. Он нечестно играет в карты. Это зеркальный образ Молчалина.
Внесценические персонажи (упоминаются, но на сцене не появляются)
Максим Петрович – «на золоте едал», «при государыне служил Екатерине», но «когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб».
Кузьма Петрович – «с ключом и сыну ключ умел доставить»; «богат и на богатой был женат» – московский туз, перед которым преклонялась вся Москва.
Фома Фомич – «При трех министрах был начальник отделенья».
Отец Молчалина – «угождать всем людям без изъятья».
Татьяна Юрьевна – к ней рекомендует съездить Молчалин Чацкому «за покровительством».
Двоюродный брат Скалозуба – отказался от чина и стал читать книги.
Племянник княгини Тугоуховской – химик и ботаник.
Ключевые цитаты
• «Чины людьми даются, а люди могут обмануться».
• Зачем же мнения чужие только святы?»
• Когда в делах – я от веселий прячусь,
Когда дурачиться – дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
А. Чацкий
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой!»
• «Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы, да сжечь».
• «Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем когда
Безумных развелось людей, и дел, и мнений».
• «Ах боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна?
П. Фамусов
Свое суждение иметь».
• «Ах! Злые языки страшнее пистолета».
• «Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла
Собаке дворника, чтоб ласкова была».
А. Молчалин
• «Да что мне до кого? До них? До всей Вселенны?
Смешно? – пусть шутят их; досадно? – пусть бранят».
• «Счастливые часов не наблюдают».
С. Фамусова