7 декабря 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба
Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник»
Анализ произведения из кодификатора.
медный.docx
медный.pdf
Год создания – 1833.
Род – лироэпос.
Жанр – поэма.
Направление – реализм.
Подзаголовок поэмы – «петербургская повесть». Впоследствии этим жанровым обозначением воспользуется Гоголь, назвав так цикл своих повестей.
Реальная основа
В 1824 году в Петербурге произошло страшное наводнение. Вода затопила бóльшую часть города. Откликаясь на это событие, в 1833 году в период Болдинской осени (плодотворное творческое время для поэта) А. С. Пушкин написал поэму «Медный всадник».
Смысл названия
«Медный всадник» — знаменитый памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге работы французского скульптора Фальконе.
Внушительную скульптуру творили на протяжении многих лет: сначала делали гипсовую модель, потом отливали из бронзы, искали подходящее основание. Во времена Пушкина закрепилась традиция: называть определенные металлические изделия из бронзы медными, например, медные колокола, медные пушки.
В поэме памятник оживает. Эта идея могла быть заимствована из «Дон Жуана» Байрона.
Образ Петра I
«Медный всадник» состоит из вступления и двух частей. Вступление не только достаточно велико, но и отличается по стилю от остального текста, кажется самостоятельным произведением.
Центральный образ вступления — Петр I. А.С. Пушкин пытается осмыслить роль петровских преобразований для современной ему эпохи. Он приходит к выводу, что император – великий реформатор, сумевший «в Европу прорубить окно». По приказу Петра I за границей закупались книги, приборы, оружие, приглашались иностранные мастера и ученые. Он проводил реформы, направленные на преодоление отсталости России от передовых стран Запада.
В 1703 году Петр I основал город Санкт-Петербург, ставший в 1712 году столицей государства.
Однако А.С. Пушкин неоднозначно оценивал личность Петра I. С одной стороны, у него благородная цель, а с другой – ему присуща жестокость. Может ли великий реформатор быть тираном? Этот вопрос не перестаёт волновать поэта.
Образ Петербурга
Виссарион Григорьевич Белинский, литературный критик, считал, что главный герой поэмы «Медный всадник» — Петербург. Как и все образы в поэме, Петербург тоже выглядит двойственным. Во Вступлении показывается местность до и после постройки города. Территория будущего города — это болотистые, дикие места. А.С. Пушкин использует приём контраста, помогающий оценить изменения, произошедшие в этом месте через 100 лет. Петербург стал таким, каким его и задумывал Петр I: торговым, морским и военным центром России. Однако постройка города в таком месте приводит к печальным последствиям, поэтому здесь происходят наводнения.
Образ «маленького человека» в поэме
«Маленький человек» — тип героя в литературе, чаще всего это бедный незаметный чиновник, занимающий маленькую должность, его судьба складывается трагично. (ввёл в употребление В.Г. Белинский; первый «маленький человек» — Самсон Вырин, «Станционный смотритель» А.С. Пушкина).
Главный герой поэмы Евгений — типичный «маленький человек». Город сыграл роковую роль в судьбе. Во время наводнения он теряет невесту Парашу. Все его мечты и надежды на семейное счастье погибли. В результате Евгений сходит с ума и бросает вызов Петру I (памятнику, который в его сознании оживает). В образе Евгения воплощена идея противостояния простого человека и государства.
Идея
Главный проблемный вопрос, который ставит А.С. Пушкин: может ли самодержавная власть быть реформаторской и милосердной? Петр I для него соединяет в себе черты великого государственного деятеля и самодержавного тирана.
Ключевые цитаты
медный.docx
медный.pdf
Год создания – 1833.
Род – лироэпос.
Жанр – поэма.
Направление – реализм.
Подзаголовок поэмы – «петербургская повесть». Впоследствии этим жанровым обозначением воспользуется Гоголь, назвав так цикл своих повестей.
Реальная основа
В 1824 году в Петербурге произошло страшное наводнение. Вода затопила бóльшую часть города. Откликаясь на это событие, в 1833 году в период Болдинской осени (плодотворное творческое время для поэта) А. С. Пушкин написал поэму «Медный всадник».
Смысл названия
«Медный всадник» — знаменитый памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге работы французского скульптора Фальконе.
Внушительную скульптуру творили на протяжении многих лет: сначала делали гипсовую модель, потом отливали из бронзы, искали подходящее основание. Во времена Пушкина закрепилась традиция: называть определенные металлические изделия из бронзы медными, например, медные колокола, медные пушки.
В поэме памятник оживает. Эта идея могла быть заимствована из «Дон Жуана» Байрона.
Образ Петра I
«Медный всадник» состоит из вступления и двух частей. Вступление не только достаточно велико, но и отличается по стилю от остального текста, кажется самостоятельным произведением.
Центральный образ вступления — Петр I. А.С. Пушкин пытается осмыслить роль петровских преобразований для современной ему эпохи. Он приходит к выводу, что император – великий реформатор, сумевший «в Европу прорубить окно». По приказу Петра I за границей закупались книги, приборы, оружие, приглашались иностранные мастера и ученые. Он проводил реформы, направленные на преодоление отсталости России от передовых стран Запада.
В 1703 году Петр I основал город Санкт-Петербург, ставший в 1712 году столицей государства.
Однако А.С. Пушкин неоднозначно оценивал личность Петра I. С одной стороны, у него благородная цель, а с другой – ему присуща жестокость. Может ли великий реформатор быть тираном? Этот вопрос не перестаёт волновать поэта.
Образ Петербурга
Виссарион Григорьевич Белинский, литературный критик, считал, что главный герой поэмы «Медный всадник» — Петербург. Как и все образы в поэме, Петербург тоже выглядит двойственным. Во Вступлении показывается местность до и после постройки города. Территория будущего города — это болотистые, дикие места. А.С. Пушкин использует приём контраста, помогающий оценить изменения, произошедшие в этом месте через 100 лет. Петербург стал таким, каким его и задумывал Петр I: торговым, морским и военным центром России. Однако постройка города в таком месте приводит к печальным последствиям, поэтому здесь происходят наводнения.
Образ «маленького человека» в поэме
«Маленький человек» — тип героя в литературе, чаще всего это бедный незаметный чиновник, занимающий маленькую должность, его судьба складывается трагично. (ввёл в употребление В.Г. Белинский; первый «маленький человек» — Самсон Вырин, «Станционный смотритель» А.С. Пушкина).
Главный герой поэмы Евгений — типичный «маленький человек». Город сыграл роковую роль в судьбе. Во время наводнения он теряет невесту Парашу. Все его мечты и надежды на семейное счастье погибли. В результате Евгений сходит с ума и бросает вызов Петру I (памятнику, который в его сознании оживает). В образе Евгения воплощена идея противостояния простого человека и государства.
Идея
Главный проблемный вопрос, который ставит А.С. Пушкин: может ли самодержавная власть быть реформаторской и милосердной? Петр I для него соединяет в себе черты великого государственного деятеля и самодержавного тирана.
Ключевые цитаты
О Петре I
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Мечты Евгения
О чем же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь;
Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег. Что ведь есть
Такие праздные счастливцы,
Ума недальнего, ленивцы,
Которым жизнь куда легка!
О чем же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь;
Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег. Что ведь есть
Такие праздные счастливцы,
Ума недальнего, ленивцы,
Которым жизнь куда легка!
Наводнение и бунт Евгения
Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державца полумира.
Стеснилась грудь его. Чело
К решетке хладной прилегло,
Глаза подернулись туманом,
По сердцу пламень пробежал,
Вскипела кровь. Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом…
Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державца полумира.
Стеснилась грудь его. Чело
К решетке хладной прилегло,
Глаза подернулись туманом,
По сердцу пламень пробежал,
Вскипела кровь. Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом…