9 декабря 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Анализ произведения из кодификатора.
ео.docx
ео.pdf
Годы написания — 1823-1831.
Род — лироэпос.
Направление — реализм.
Жанр — роман в стихах.
Теоретико-литературные понятия
«Лишний человек» (байронический герой: Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда») — литературный герой, которому чуждо всё, что вокруг него. Несмотря на свою принадлежность к дворянству, он осуждает их образ жизни.
Образ автора — созданный писателем персонаж, выражающий авторское мироощущение с долей художественного вымысла и ведущий рассказ о каких-либо событиях.
Автор является важным звеном в романе, потому что благодаря ему мы узнаём о произошедших событиях. Он помогает читателю познакомиться с героями, понять их внутренний мир.
Онегинская строфа — размер, используя который Александр Сергеевич Пушкин написал свой роман в стихах «Евгений Онегин». Онегинская строфа представляет собой 14 строк четырёхстопного ямба: это комбинация «шекспировского» и «итальянского» сонетов.
Не написаны онегинской строфой: песня девушек и письма Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне
Элементы сюжета
Две сюжетные линии: Ленский и Онегин (герои-антиподы!), Онегин и Татьяна.
1 глава – экспозиция (знакомство с Онегиным, его жизнь в столице).
2 глава – это завязка второй сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским).
3 глава – завязка первой сюжетной линии (знакомство Онегина и Татьяны).
3-4 глава – Онегин у Лариных. Татьяна пишет Онегину письмо. Онегин отказывает Татьяне.
5 глава – сон Татьяны, который позволяет читателю предугадать смерть Ленского. Здесь же именины Татьяны, где Онегин решил поиздеваться над Ленским, в результате тот вызвал его на дуэль.
6 глава – дуэль и смерть Ленского.
7 глава – Татьяну увозят в Москву на ярмарку невест.
8 глава – повторная встреча Онегина и Татьяны. Татьяна отказывает Онегину.
Композиционно «Евгений Онегин» — это «роман в романе», что обусловлено лиро-эпической природой текста: «внутренний» план повествования — эпический (основной вымышленный сюжет романа), «внешний» — лирический (авторские отступления).
Композиционные принципы
1) принцип симметрии («зеркальная композиция» сюжета: Татьяна влюбляется в Онегина — пишет письмо — выслушивает отказ, затем Онегин влюбляется в Татьяну — пишет письмо — выслушивает отказ);
2) принцип параллелизма в построении сюжета (идёт параллельное развитие сюжетных линий: Онегин — Татьяна, Ленский — Ольга, Повествователь проводит параллель между событиями своей жизни и событиями жизни Онегина);
3) принцип антитезы в построении системы образов (московское общество противопоставлено петербургскому, поместное дворянство — столичному, Татьяна — Ольге и светским дамам, Онегин — Ленскому, соседям-помещикам, Повествователь подчёркивает разницу между Онегиным и собой).
«Чудный» сон Татьяны (композиционный центр)
Эпиграф 5 главы из баллады В.А. Жуковского «Светлана»: О! Не знай сих страшных снов ты, моя Светлана». Татьяне также снится «чудный» сон после святочных гаданий.
Содержание сна необычно. В этом сне героиня видит «большого, взъерошенного медведя», который переводит её через поток, а затем начинает преследовать в лесу. Татьяна пытается убежать от него, но на её пути появляется множество препятствий. Впоследствии Татьяна заглядывает в сонник и узнаёт, что увидеть медведя — к замужеству.
Татьяна оказывается в хижине с «адскими привидениями», а их хозяин, который всем вокруг управляет, — Онегин. Героиня наблюдает за всем происходящим из сеней, из-за дверей, не осмеливаясь войти в комнату. Любопытствуя, она немного отворяет дверь, и ветер задувает «огонь светильников ночных». Пытаясь понять, в чем дело, Онегин отворяет дверь, и Татьяна предстает «взорам адских привидений». Затем она остаётся с Онегиным наедине, но уединение это неожиданно нарушают Ольга и Ленский. Онегин в гневе и убивает Ленского. Этот сон можно назвать «вещим», так как Онегин действительно убил Ленского на дуэли.
Система персонажей
Евгений Онегин — это первый лишний человек в русской литературе. В тексте упоминается, что ему шел 26 год. Герой получил только домашнее образование. В.Г. Белинский оправдывает Онегина за его ум и естественность. Его лицемерие, характерное для людей это эпохи, рассматривает как добросовестное и вместе с тем вынужденное (например, в эпизоде смерти дяди). Критик видит в Онегину душу и сердце, способность любить, но считает, что социальная среда – светская жизнь, охладила его. Он считает, в нем живет поэзия, что доказывает любовь к Татьяне, хоть и запоздалая.
Татьяна Ларина — «это дивное соединение грубых, вульгарных предрассудков с страстию к французским книжкам и с уважением к глубокому творению Мартына Задеки возможно только в русской женщине. В Татьяне есть все, что составляет сущность русской женщины: и пламенная страсть и задушевность простого, искреннего чувства, и чистота и святость наивных движений благородной натуры, и резонерство, и оскорбленное самолюбие…» (В.Г. Белинский); замкнутая девушка, чувствующая себя чужой в родной семье, обожает читать романы, «русская душой», около 17 лет.
Владимир Ленский — молодой человек 18 лет, романтик, поэт, окончил Геттингенский университет в Германии. Его отличает стремление все преувеличивать: в Ольге видит фею, в Онегинском поступке – предательство, которое можно отмыть только кровью. «Люди, подобные Ленскому, при всех их неоспоримых достоинствах, нехороши тем, что они или перерождаются в совершенных филистеров или, если сохранят навсегда свой первоначальный тип, делаются этими устарелыми мистиками и мечтателями, которые так же неприятны, как и старые идеальные девы, и которые больше враги всякого прогресса, нежели люди просто, без претензий, пошлые». (В.Г. Белинский).
Ольга Ларина — младшая сестра Татьяны, невеста Ленского, 15-16 лет, всегда скромна, весела, мила, послушна. Типичная героиня романов, которые наскучили Пушкину. Ветреная и легкомысленная. После смерти Ленского выходит замуж за военного. Онегин сравнивает её с «глупой луной» «на глупом небосклоне».
Лирические отступления
Лирическое отступление — элемент произведения, находящийся вне сюжета: отвлечённый разговор автора-рассказчика, никак не относящийся (или относящийся косвенно) к повествованию.
Бытовые отступления — разговоры на житейские темы: брак, любовь, дружба, образование, современная мода.
Литературные отступления — обсуждение стихотворных размеров, лирики, литературных стилях и жанрах.
Авторские отступления — анализ собственной деятельности, воспоминания о жизни и любви.
Пейзажные отступления — изображение природы.
Гражданские отступления — рассказ о бытности Москвы в 1812 году.
Ключевые цитаты
ео.docx
ео.pdf
Годы написания — 1823-1831.
Род — лироэпос.
Направление — реализм.
Жанр — роман в стихах.
«Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни».
В.Г. Белинский
В.Г. Белинский
Теоретико-литературные понятия
«Лишний человек» (байронический герой: Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда») — литературный герой, которому чуждо всё, что вокруг него. Несмотря на свою принадлежность к дворянству, он осуждает их образ жизни.
Образ автора — созданный писателем персонаж, выражающий авторское мироощущение с долей художественного вымысла и ведущий рассказ о каких-либо событиях.
Автор является важным звеном в романе, потому что благодаря ему мы узнаём о произошедших событиях. Он помогает читателю познакомиться с героями, понять их внутренний мир.
Онегинская строфа — размер, используя который Александр Сергеевич Пушкин написал свой роман в стихах «Евгений Онегин». Онегинская строфа представляет собой 14 строк четырёхстопного ямба: это комбинация «шекспировского» и «итальянского» сонетов.
Не написаны онегинской строфой: песня девушек и письма Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне
Элементы сюжета
Две сюжетные линии: Ленский и Онегин (герои-антиподы!), Онегин и Татьяна.
1 глава – экспозиция (знакомство с Онегиным, его жизнь в столице).
2 глава – это завязка второй сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским).
3 глава – завязка первой сюжетной линии (знакомство Онегина и Татьяны).
3-4 глава – Онегин у Лариных. Татьяна пишет Онегину письмо. Онегин отказывает Татьяне.
5 глава – сон Татьяны, который позволяет читателю предугадать смерть Ленского. Здесь же именины Татьяны, где Онегин решил поиздеваться над Ленским, в результате тот вызвал его на дуэль.
6 глава – дуэль и смерть Ленского.
7 глава – Татьяну увозят в Москву на ярмарку невест.
8 глава – повторная встреча Онегина и Татьяны. Татьяна отказывает Онегину.
Композиционно «Евгений Онегин» — это «роман в романе», что обусловлено лиро-эпической природой текста: «внутренний» план повествования — эпический (основной вымышленный сюжет романа), «внешний» — лирический (авторские отступления).
Композиционные принципы
1) принцип симметрии («зеркальная композиция» сюжета: Татьяна влюбляется в Онегина — пишет письмо — выслушивает отказ, затем Онегин влюбляется в Татьяну — пишет письмо — выслушивает отказ);
2) принцип параллелизма в построении сюжета (идёт параллельное развитие сюжетных линий: Онегин — Татьяна, Ленский — Ольга, Повествователь проводит параллель между событиями своей жизни и событиями жизни Онегина);
3) принцип антитезы в построении системы образов (московское общество противопоставлено петербургскому, поместное дворянство — столичному, Татьяна — Ольге и светским дамам, Онегин — Ленскому, соседям-помещикам, Повествователь подчёркивает разницу между Онегиным и собой).
«Чудный» сон Татьяны (композиционный центр)
Эпиграф 5 главы из баллады В.А. Жуковского «Светлана»: О! Не знай сих страшных снов ты, моя Светлана». Татьяне также снится «чудный» сон после святочных гаданий.
Содержание сна необычно. В этом сне героиня видит «большого, взъерошенного медведя», который переводит её через поток, а затем начинает преследовать в лесу. Татьяна пытается убежать от него, но на её пути появляется множество препятствий. Впоследствии Татьяна заглядывает в сонник и узнаёт, что увидеть медведя — к замужеству.
Татьяна оказывается в хижине с «адскими привидениями», а их хозяин, который всем вокруг управляет, — Онегин. Героиня наблюдает за всем происходящим из сеней, из-за дверей, не осмеливаясь войти в комнату. Любопытствуя, она немного отворяет дверь, и ветер задувает «огонь светильников ночных». Пытаясь понять, в чем дело, Онегин отворяет дверь, и Татьяна предстает «взорам адских привидений». Затем она остаётся с Онегиным наедине, но уединение это неожиданно нарушают Ольга и Ленский. Онегин в гневе и убивает Ленского. Этот сон можно назвать «вещим», так как Онегин действительно убил Ленского на дуэли.
Система персонажей
Евгений Онегин — это первый лишний человек в русской литературе. В тексте упоминается, что ему шел 26 год. Герой получил только домашнее образование. В.Г. Белинский оправдывает Онегина за его ум и естественность. Его лицемерие, характерное для людей это эпохи, рассматривает как добросовестное и вместе с тем вынужденное (например, в эпизоде смерти дяди). Критик видит в Онегину душу и сердце, способность любить, но считает, что социальная среда – светская жизнь, охладила его. Он считает, в нем живет поэзия, что доказывает любовь к Татьяне, хоть и запоздалая.
Татьяна Ларина — «это дивное соединение грубых, вульгарных предрассудков с страстию к французским книжкам и с уважением к глубокому творению Мартына Задеки возможно только в русской женщине. В Татьяне есть все, что составляет сущность русской женщины: и пламенная страсть и задушевность простого, искреннего чувства, и чистота и святость наивных движений благородной натуры, и резонерство, и оскорбленное самолюбие…» (В.Г. Белинский); замкнутая девушка, чувствующая себя чужой в родной семье, обожает читать романы, «русская душой», около 17 лет.
Владимир Ленский — молодой человек 18 лет, романтик, поэт, окончил Геттингенский университет в Германии. Его отличает стремление все преувеличивать: в Ольге видит фею, в Онегинском поступке – предательство, которое можно отмыть только кровью. «Люди, подобные Ленскому, при всех их неоспоримых достоинствах, нехороши тем, что они или перерождаются в совершенных филистеров или, если сохранят навсегда свой первоначальный тип, делаются этими устарелыми мистиками и мечтателями, которые так же неприятны, как и старые идеальные девы, и которые больше враги всякого прогресса, нежели люди просто, без претензий, пошлые». (В.Г. Белинский).
Ольга Ларина — младшая сестра Татьяны, невеста Ленского, 15-16 лет, всегда скромна, весела, мила, послушна. Типичная героиня романов, которые наскучили Пушкину. Ветреная и легкомысленная. После смерти Ленского выходит замуж за военного. Онегин сравнивает её с «глупой луной» «на глупом небосклоне».
Лирические отступления
«Роман требует болтовни»
А.С. Пушкин
А.С. Пушкин
Лирическое отступление — элемент произведения, находящийся вне сюжета: отвлечённый разговор автора-рассказчика, никак не относящийся (или относящийся косвенно) к повествованию.
Бытовые отступления — разговоры на житейские темы: брак, любовь, дружба, образование, современная мода.
Литературные отступления — обсуждение стихотворных размеров, лирики, литературных стилях и жанрах.
Авторские отступления — анализ собственной деятельности, воспоминания о жизни и любви.
Пейзажные отступления — изображение природы.
Гражданские отступления — рассказ о бытности Москвы в 1812 году.
Ключевые цитаты
Таков обычай деревенский;
Все дочек прочили своих
За полурусского соседа;
Взойдет ли он, тотчас беседа
Заводит слово стороной
О скуке жизни холостой...
О Владимире Ленском
Все дочек прочили своих
За полурусского соседа;
Взойдет ли он, тотчас беседа
Заводит слово стороной
О скуке жизни холостой...
О Владимире Ленском
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
О Евгении Онегине
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
О Евгении Онегине
Она поэту подарила
Младых восторгов первый сон,
И мысль об ней одушевила
Его цевницы первый стон.
Об Ольге Лариной
Младых восторгов первый сон,
И мысль об ней одушевила
Его цевницы первый стон.
Об Ольге Лариной
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
О Татьяне Лариной
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
О Татьяне Лариной