Вчера, 11:26
В закладки
Обсудить
Жалоба
М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»
Анализ произведения из кодификатора.
песня.docx
песня.pdf
Годы создания — 1837-1838.
Род — лироэпос.
Направление — романтизм.
Жанр — историческая поэма.
Песня была опубликована анонимно по цензурным соображениям.
Композиция и сюжет
«Песня...» состоит из трех частей.
1. В первой части читатель знакомится с Иваном Грозным и его верным опричником Кирибеевичем. Создавая образ царя, Лермонтов использовал народные песни о Грозном. В народных песнях Иван IV обычно изображён строгим, но справедливым государем. Первую часть открывает сцена пира. Иван Васильевич трапезничает, окружённый боярами, князьями и опричниками. Иван Грозный изображён в полном своем величии. Но вдруг он замечает, что один из его опричников не веселится. М.Ю. Лермонтов показывает нам другую сторону царя: он страшен в гневе, а сравнение с хищным ястребом подчеркивает, насколько он силён и опасен.
В образе Кирибеевича отражены черты доброго молодца из разбойничьих песен. Он могуч, смел и красив, способен на безрассудные поступки и легко нарушает нормы морали. Кирибеевич обманывает царя, не рассказывая ему, что прекрасная Алёна Дмитриевна уже замужем. Он добивается любви замужней женщины, нарушая все божьи заповеди, срывает с её головы покров, тем самым опозорив, запятнав её честное имя.
2. Во второй части мы переносимся сначала в купеческую лавку, а потом в дом купца Калашникова. С образом купца Калашникова связано героическое начало. Он напоминает персонажа из русского героического эпоса, богатыря, только Степан Парамонович защищает не родную земля, а семью — честь своей жены. Основные качества Степана Парамоновича Калашникова — мужество, честность, прямота. Сначала Калашников подозревает жену в неверности и грозится наказать её. Но Алёна Дмитриевна открыто рассказывает обо всём, что случилось. Её монолог помогает нам понять всю глубину горькой обиды и смятения верной жены. Она обращается к мужу как к единственному своему защитнику, просит постоять за её честь.
3. В третьей части — кульминация поэмы, самый напряжённый момент. На кулачном бою сталкиваются обидчик Кирибеевич и купец Калашников. На глазах у царя и толпы потешный бой превращается в поединок, в Божий суд. В портретах главных героев «Песни про... купца Калашникова» можно найти много общего. Лермонтов даже использует одни и те же эпитеты для описания этих персонажей: оба они «удалые бойцы», молодые, статные, сильные. Но Калашников и Кирибеевич — герои-антиподы и антагонисты, они противопоставляются по нравственным качествам. Поступками Кирибеевича руководит чувство эгоизма, а Калашников — человек долга и чести. Ещё не вступив в бой, Калашников одерживает моральную победу. Важная деталь: Кирибеевич ударяет Калашникова прямо в грудь и попадает в медный крест со святыми мощами.
• Крест сминается под кулаком опричника. Неслучайно удар Кирибеевича «оскверняет» святой символ, ведь он нарушает божьи законы.
• Сила удара приходится на крест, который защищает праведного Калашникова. Бог на стороне молодого купца, который живёт по совести.
Калашникова казнили и похоронили как преступника — на перекрёстке. Но народная любовь на его стороне: его уважают и не забывают.
Конфликт
В центре поэмы — конфликт частного человека, купца Калашникова, и вседозволенности, дарованной царём своим опричникам.
Система персонажей
Степан Парамонович Калашников — подобно русскому богатырь, он готов биться в открытом, равном бою. Для него честь и «святая правда-матушка» дороже жизни. Он не желает спасает свою жизнь ложью. Даже перед смертью он думает не о себе, а о своей семье.
Опричник Кирибеевич — способен любить, однако живёт не по нравственным и духовным законам. Кирибеевич принадлежит к роду Скуратовых. Имя Малюты Скуратова, приспешника Ивана Грозного, вошло в историю, оно наводило ужас на народ. Опричниками называли приближённые царя, подчинявшиеся только ему. Они отличались жестокостью и безнаказанно бесчинствовали.
Царь Иван Васильевич — двойственный образ. Царь одновременно и жестокий, самовольный тиран, и заботливый правитель-отец. Даёт своему опричнику «перстенёк яхонтовый» и «ожерелье жемчужное», обещает позаботиться о семье Калашникова. Но царь живёт по своим законам, не держит слова, позволяет бесчинствовать своим опричникам, а победителя в честном бою приказывает публично казнить.
Стиль поэмы
Особый колорит поэмы М.Ю. Лермонтов создаёт с помощью художественных средств:
• просторечные слова («тово», «пужаешься») и устаревшие формы («играючи»);
• слова с уменьшительными суффиксами («головушкой», «кушачком»);
• постоянные эпитеты («красное солнышко», «добрый молодец»);
• сравнения («Ходит плавно — будто лебёдушка»);
• отрицательный параллелизм и отрицательные сравнения («Не сияет на небе солнце красное/ Не любуются им тучки синие»).
Ключевые цитаты
песня.docx
песня.pdf
Годы создания — 1837-1838.
Род — лироэпос.
Направление — романтизм.
Жанр — историческая поэма.
Песня была опубликована анонимно по цензурным соображениям.
Композиция и сюжет
«Песня...» состоит из трех частей.
1. В первой части читатель знакомится с Иваном Грозным и его верным опричником Кирибеевичем. Создавая образ царя, Лермонтов использовал народные песни о Грозном. В народных песнях Иван IV обычно изображён строгим, но справедливым государем. Первую часть открывает сцена пира. Иван Васильевич трапезничает, окружённый боярами, князьями и опричниками. Иван Грозный изображён в полном своем величии. Но вдруг он замечает, что один из его опричников не веселится. М.Ю. Лермонтов показывает нам другую сторону царя: он страшен в гневе, а сравнение с хищным ястребом подчеркивает, насколько он силён и опасен.
В образе Кирибеевича отражены черты доброго молодца из разбойничьих песен. Он могуч, смел и красив, способен на безрассудные поступки и легко нарушает нормы морали. Кирибеевич обманывает царя, не рассказывая ему, что прекрасная Алёна Дмитриевна уже замужем. Он добивается любви замужней женщины, нарушая все божьи заповеди, срывает с её головы покров, тем самым опозорив, запятнав её честное имя.
2. Во второй части мы переносимся сначала в купеческую лавку, а потом в дом купца Калашникова. С образом купца Калашникова связано героическое начало. Он напоминает персонажа из русского героического эпоса, богатыря, только Степан Парамонович защищает не родную земля, а семью — честь своей жены. Основные качества Степана Парамоновича Калашникова — мужество, честность, прямота. Сначала Калашников подозревает жену в неверности и грозится наказать её. Но Алёна Дмитриевна открыто рассказывает обо всём, что случилось. Её монолог помогает нам понять всю глубину горькой обиды и смятения верной жены. Она обращается к мужу как к единственному своему защитнику, просит постоять за её честь.
3. В третьей части — кульминация поэмы, самый напряжённый момент. На кулачном бою сталкиваются обидчик Кирибеевич и купец Калашников. На глазах у царя и толпы потешный бой превращается в поединок, в Божий суд. В портретах главных героев «Песни про... купца Калашникова» можно найти много общего. Лермонтов даже использует одни и те же эпитеты для описания этих персонажей: оба они «удалые бойцы», молодые, статные, сильные. Но Калашников и Кирибеевич — герои-антиподы и антагонисты, они противопоставляются по нравственным качествам. Поступками Кирибеевича руководит чувство эгоизма, а Калашников — человек долга и чести. Ещё не вступив в бой, Калашников одерживает моральную победу. Важная деталь: Кирибеевич ударяет Калашникова прямо в грудь и попадает в медный крест со святыми мощами.
• Крест сминается под кулаком опричника. Неслучайно удар Кирибеевича «оскверняет» святой символ, ведь он нарушает божьи законы.
• Сила удара приходится на крест, который защищает праведного Калашникова. Бог на стороне молодого купца, который живёт по совести.
Калашникова казнили и похоронили как преступника — на перекрёстке. Но народная любовь на его стороне: его уважают и не забывают.
Конфликт
В центре поэмы — конфликт частного человека, купца Калашникова, и вседозволенности, дарованной царём своим опричникам.
Система персонажей
Степан Парамонович Калашников — подобно русскому богатырь, он готов биться в открытом, равном бою. Для него честь и «святая правда-матушка» дороже жизни. Он не желает спасает свою жизнь ложью. Даже перед смертью он думает не о себе, а о своей семье.
Опричник Кирибеевич — способен любить, однако живёт не по нравственным и духовным законам. Кирибеевич принадлежит к роду Скуратовых. Имя Малюты Скуратова, приспешника Ивана Грозного, вошло в историю, оно наводило ужас на народ. Опричниками называли приближённые царя, подчинявшиеся только ему. Они отличались жестокостью и безнаказанно бесчинствовали.
Царь Иван Васильевич — двойственный образ. Царь одновременно и жестокий, самовольный тиран, и заботливый правитель-отец. Даёт своему опричнику «перстенёк яхонтовый» и «ожерелье жемчужное», обещает позаботиться о семье Калашникова. Но царь живёт по своим законам, не держит слова, позволяет бесчинствовать своим опричникам, а победителя в честном бою приказывает публично казнить.
Стиль поэмы
Особый колорит поэмы М.Ю. Лермонтов создаёт с помощью художественных средств:
• просторечные слова («тово», «пужаешься») и устаревшие формы («играючи»);
• слова с уменьшительными суффиксами («головушкой», «кушачком»);
• постоянные эпитеты («красное солнышко», «добрый молодец»);
• сравнения («Ходит плавно — будто лебёдушка»);
• отрицательный параллелизм и отрицательные сравнения («Не сияет на небе солнце красное/ Не любуются им тучки синие»).
Ключевые цитаты
«А родился я от честного отца, и жил я по закону господнему».
«Поклонитесь от меня Алене Дмитриевне, закажите ей меньше печалиться, про меня моим детушкам не сказывать».
Степан Калашников
«Поклонитесь от меня Алене Дмитриевне, закажите ей меньше печалиться, про меня моим детушкам не сказывать».
Степан Калашников
«Удалой боец, буйный молодец».
Опричник Кирибеевич
Опричник Кирибеевич
«Молодую жену и сирот твоих из казны моей пожалую, помилую, твоим братьям велю от сего же дня по всему царству русскому широкому торговать безданно, беспошлинно».
«Кто побьет кого, того царь наградит, а кто будет побит, тому Бог простит».
Иван Грозный
«Кто побьет кого, того царь наградит, а кто будет побит, тому Бог простит».
Иван Грозный