Сегодня, 13:29
В закладки
Обсудить
Жалоба
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Анализ произведения из кодификатора.
гнв.docx
гнв.pdf
Год публикации — 1840.
Направление — реализм.
Род — эпос.
Жанр — психологический роман.
Сначала произведение носило название «Один из героев начала века», при этом главы будущего романа были напечатаны как отдельные повести. Тем не менее в 1840 году М. Ю. Лермонтов объединил их в единую книгу.
Отличительная особенность построения «Героя нашего времени» — это несовпадение фабулы и сюжета
ФАБУЛА — это содержание литературного произведения, события, факты в их хронологической последовательности.
1. «Тамань» (Печорин выслан из Петербурга и едет на Кавказ, где сталкивается с контрабандистами).
2. «Княжна Мери» (Печорин отдыхает на водах после участия в сражении, где познакомился с Грушницким).
3. «Бэла» (За дуэль Печорин сослан в кавказскую крепость под начало Максима Максимыча).
4. «Фаталист» (Печорин по делам службы отлучается на 2 недели и живёт в казачьей станице).
5. «Максим Максимыч» (Спустя пять лет Печорин встречается во Владикавказе с Максимом Максимычем, проездом из Персии).
6. «Предисловие к «Журналу Печорина» (На обратном пути из Персии герой умирает).
СЮЖЕТ — это совокупность действий и событий, с помощью которых раскрывается основное содержание литературного произведения, может иметь разные варианты реализации в повествовании.
1. «Бэла»
2. «Максим Максимыч»
3. «Предисловие к «Журналу Печорина»
4. «Тамань»
5. «Княжна Мери»
6. «Фаталист»
В каждой повести романа «Герой нашего времени» есть свой рассказчик, это обусловлено главной задачей автора — постепенно раскрыть образ главного персонажа романа, создать его целостный психологический портрет.
Рассказчик — некий условный образ, от лица которого ведётся повествование в художественном произведении.
Максим Максимыч (рассказчик в повести «Бэла»).
«Странствующий офицер» (рассказчик в повести «Максим Максимыч).
Печорин (рассказчик в «Журнале Печорина).
• Личность Григория Печорина является противоречивой: в ней удивительным образом сочетаются как положительные, так и отрицательные черты характера.
• Основным противоречием героя становится разлад между его представлением о жизни и реальной жизнью. В литературе такого героя принято называть «лишним человеком».
«Лишний человек» — это литературный герой, который имеет хорошее образование и воспитание, талантливый, сильный, но в силу различных причин (внутренних или внешних) не может найти своё предназначение в жизни. Часто жизнь такого героя трагически заканчивается.
Система персонажей (цитатная характеристика)
1. Григорий Александрович Печорин
«Его кожа имела какую то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только при долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади...»
2. Максим Максимыч
«...он казался лет пятидесяти...»;
«...на нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка...смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду...»;
«...я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара...»;
«...штабс-капитан не отвечал ни слова...»
3. Грушницкий
«...он только год в службе...»;
«...ему едва ли двадцать один год...»;
«...он хорошо сложён, смугл и черноволос...»;
«...мы были когда-то друзьями...»
4. Вернер
«...он был беден...»;
«...доктор; его имя…, но он русский...»;
«...они в Москве только и питаются, что сорокалетними остряками...»;
«...я велел обеим пить по два стакана в день кислосерной воды и купаться два раза в неделю в разводной ванне...»
5. Вулич
«...он был родом серб, как видно было из его имени...»;
«...высокий рост и смуглый цвет лица, чёрные волосы, чёрные проницательные глаза, большой, но правильный нос...и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его...»;
«...никому не поверял своих душевных и семейных тайн...»;
«...была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре. За зелёным столом он забывал всё и обыкновенно проигрывал...»
В романе «Герой нашего времени» тема любви является одной из центральных тем. Любовь помогает автору обнаружить в противоречивой душе главного героя что-то светлое и сокровенное. Сам Печорин был уверен: «...Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия...».
Женские образы
Бэла — «Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу...»
Княжна Мери — «...её густые волосы были собраны под ночным чепчиком, обшитым кружевами; большой пунцовый платок покрывал её белые плечики, её маленькие ножки прятались в пёстрых персидских туфлях...»
Вера — «...очень хорошенькая, но очень, кажется больная...она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке чёрная родинка: её лицо меня поразило своей выразительностью...»
Ундина — «…на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье с распущенными косами, настоящая русалка...»
«Герой нашего времени» — это первый психологический роман в русской литературе.
Приемы психологизма
• портрет,
• смена рассказчиков,
• композиция (несовпадение сюжета и фабулы),
• журнал Печорина (самоанализ),
• внутренние монологи, монологи,
• пейзаж из дневника Печорина,
• взаимоотношения с другими персонажами,
• поступки.
Григорий Печорин делает несчастными и Бэлу, и Максима Максимыча. Они не смогли понять его. Он пытается любить, дружить, но быстро пресыщается этими чувствами, остаётся только разочарование, скука и раздражение. Оставляя после себя слезы и разбитые сердца, Печорин ищет спасение для себя в путешествии, в дороге. Но от себя никуда не уедешь, поэтому именно в дороге он и погибает.
Дуэль с Грушницким
Причиной дуэли Печорина и Грущницкого становится недостойное поведение Грушницкого по отношению к княжне Мери и Печорину. Как известно, находясь Пятигорске, Грушницкий влюбляется в княжну Мери. Печорину скучно, поэтому он играет с ней. Грушницкий мстит Печорину и распускает слухи о том, что он по ночам посещает княжну. Печорин убивает Грушницкого, заканчивая дуэль словами «finita la commedia» (спектакль закончен).
Фатализм
Фаталист – это человек, верящий в судьбу.
Свобода и воля – два принципа, определяющие характер Печорина. Он все время стремится к обретению духовной свободы, обожает воздействовать на людей таким образом, чтобы подчинить их своей воле. В главе «Фаталист» Печорин заключает пари с Вуличем, который стреляет себе в висок, но пистолет даёт осечку. Впоследствии Вулич погибает от руки пьяного казака. Печорин, испытывая судьбу, участвует в захвате запершегося в хижине казака. Печорин всё время проводит подобные эксперименты, не зная, в чём заключается его истинное предназначение.
Художественное направление
Черты реализма
1. Типический герой в типических обстоятельствах.
2. Автор не равен герою.
3. Историзм.
4. Психологизм.
Черты романтизма
1. Черты романтического героя: мятежность, противопоставление себя обществу.
2. Внимание к внутреннему миру человека.
Ключевые цитаты
гнв.docx
гнв.pdf
Год публикации — 1840.
Направление — реализм.
Род — эпос.
Жанр — психологический роман.
Сначала произведение носило название «Один из героев начала века», при этом главы будущего романа были напечатаны как отдельные повести. Тем не менее в 1840 году М. Ю. Лермонтов объединил их в единую книгу.
Отличительная особенность построения «Героя нашего времени» — это несовпадение фабулы и сюжета
ФАБУЛА — это содержание литературного произведения, события, факты в их хронологической последовательности.
1. «Тамань» (Печорин выслан из Петербурга и едет на Кавказ, где сталкивается с контрабандистами).
2. «Княжна Мери» (Печорин отдыхает на водах после участия в сражении, где познакомился с Грушницким).
3. «Бэла» (За дуэль Печорин сослан в кавказскую крепость под начало Максима Максимыча).
4. «Фаталист» (Печорин по делам службы отлучается на 2 недели и живёт в казачьей станице).
5. «Максим Максимыч» (Спустя пять лет Печорин встречается во Владикавказе с Максимом Максимычем, проездом из Персии).
6. «Предисловие к «Журналу Печорина» (На обратном пути из Персии герой умирает).
СЮЖЕТ — это совокупность действий и событий, с помощью которых раскрывается основное содержание литературного произведения, может иметь разные варианты реализации в повествовании.
1. «Бэла»
2. «Максим Максимыч»
3. «Предисловие к «Журналу Печорина»
4. «Тамань»
5. «Княжна Мери»
6. «Фаталист»
В каждой повести романа «Герой нашего времени» есть свой рассказчик, это обусловлено главной задачей автора — постепенно раскрыть образ главного персонажа романа, создать его целостный психологический портрет.
Рассказчик — некий условный образ, от лица которого ведётся повествование в художественном произведении.
Максим Максимыч (рассказчик в повести «Бэла»).
«Странствующий офицер» (рассказчик в повести «Максим Максимыч).
Печорин (рассказчик в «Журнале Печорина).
• Личность Григория Печорина является противоречивой: в ней удивительным образом сочетаются как положительные, так и отрицательные черты характера.
• Основным противоречием героя становится разлад между его представлением о жизни и реальной жизнью. В литературе такого героя принято называть «лишним человеком».
«Лишний человек» — это литературный герой, который имеет хорошее образование и воспитание, талантливый, сильный, но в силу различных причин (внутренних или внешних) не может найти своё предназначение в жизни. Часто жизнь такого героя трагически заканчивается.
Система персонажей (цитатная характеристика)
1. Григорий Александрович Печорин
«Его кожа имела какую то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только при долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади...»
2. Максим Максимыч
«...он казался лет пятидесяти...»;
«...на нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка...смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду...»;
«...я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара...»;
«...штабс-капитан не отвечал ни слова...»
3. Грушницкий
«...он только год в службе...»;
«...ему едва ли двадцать один год...»;
«...он хорошо сложён, смугл и черноволос...»;
«...мы были когда-то друзьями...»
4. Вернер
«...он был беден...»;
«...доктор; его имя…, но он русский...»;
«...они в Москве только и питаются, что сорокалетними остряками...»;
«...я велел обеим пить по два стакана в день кислосерной воды и купаться два раза в неделю в разводной ванне...»
5. Вулич
«...он был родом серб, как видно было из его имени...»;
«...высокий рост и смуглый цвет лица, чёрные волосы, чёрные проницательные глаза, большой, но правильный нос...и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его...»;
«...никому не поверял своих душевных и семейных тайн...»;
«...была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре. За зелёным столом он забывал всё и обыкновенно проигрывал...»
В романе «Герой нашего времени» тема любви является одной из центральных тем. Любовь помогает автору обнаружить в противоречивой душе главного героя что-то светлое и сокровенное. Сам Печорин был уверен: «...Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия...».
Женские образы
Бэла — «Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу...»
Княжна Мери — «...её густые волосы были собраны под ночным чепчиком, обшитым кружевами; большой пунцовый платок покрывал её белые плечики, её маленькие ножки прятались в пёстрых персидских туфлях...»
Вера — «...очень хорошенькая, но очень, кажется больная...она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке чёрная родинка: её лицо меня поразило своей выразительностью...»
Ундина — «…на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье с распущенными косами, настоящая русалка...»
«Герой нашего времени» — это первый психологический роман в русской литературе.
Приемы психологизма
• портрет,
• смена рассказчиков,
• композиция (несовпадение сюжета и фабулы),
• журнал Печорина (самоанализ),
• внутренние монологи, монологи,
• пейзаж из дневника Печорина,
• взаимоотношения с другими персонажами,
• поступки.
Григорий Печорин делает несчастными и Бэлу, и Максима Максимыча. Они не смогли понять его. Он пытается любить, дружить, но быстро пресыщается этими чувствами, остаётся только разочарование, скука и раздражение. Оставляя после себя слезы и разбитые сердца, Печорин ищет спасение для себя в путешествии, в дороге. Но от себя никуда не уедешь, поэтому именно в дороге он и погибает.
Дуэль с Грушницким
Причиной дуэли Печорина и Грущницкого становится недостойное поведение Грушницкого по отношению к княжне Мери и Печорину. Как известно, находясь Пятигорске, Грушницкий влюбляется в княжну Мери. Печорину скучно, поэтому он играет с ней. Грушницкий мстит Печорину и распускает слухи о том, что он по ночам посещает княжну. Печорин убивает Грушницкого, заканчивая дуэль словами «finita la commedia» (спектакль закончен).
Фатализм
Фаталист – это человек, верящий в судьбу.
Свобода и воля – два принципа, определяющие характер Печорина. Он все время стремится к обретению духовной свободы, обожает воздействовать на людей таким образом, чтобы подчинить их своей воле. В главе «Фаталист» Печорин заключает пари с Вуличем, который стреляет себе в висок, но пистолет даёт осечку. Впоследствии Вулич погибает от руки пьяного казака. Печорин, испытывая судьбу, участвует в захвате запершегося в хижине казака. Печорин всё время проводит подобные эксперименты, не зная, в чём заключается его истинное предназначение.
Художественное направление
Черты реализма
1. Типический герой в типических обстоятельствах.
2. Автор не равен герою.
3. Историзм.
4. Психологизм.
Черты романтизма
1. Черты романтического героя: мятежность, противопоставление себя обществу.
2. Внимание к внутреннему миру человека.
Ключевые цитаты
«Я как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце...»
«Я — как человек, зевающий на бале, который не идет спать лишь потому, что еще нет его кареты».
Печорин о себе
«Я — как человек, зевающий на бале, который не идет спать лишь потому, что еще нет его кареты».
Печорин о себе
«...я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!»
Печорин о дружбе
Печорин о дружбе
«…Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы!»
Печорин о своём предназначении
Печорин о своём предназначении