16 декабря 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба
Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина
Анализ произведений из кодификатора.
сказки.docx
сказки.pdf
Годы создания — 1869-1886.
Литературный род — эпос.
Литературное направление — реализм.
Жанр — сказки.
«Сказки для детей изрядного возраста» — это цикл сказок, которые создавались на протяжении 18 лет.
• В изначальной версии сборника было 23 произведения, но впоследствии их количество достигло 32, включая те произведения, которые ранее не прошли цензуру.
• Сборник произведений по задумке М. Е. Салтыкова-Щедрина должен был помочь читателю взглянуть на вещи под другим углом и прозреть, изменить отношение к своему положению, месту и жизни в целом.
Сказка — это один из основных жанров устного народного творчества, рассказывающее о воображаемых персонажах и инцидентах, главным образом, с привлечением магических и фантастических сил.
Существует разные сказочные типы: бытовая, волшебная, сказка о животных. Все эти разновидности объединяют общие особенности.
Ключевые темы цикла
1. сатирическая критика самодержавной власти и эксплуататоров;
2. раскрытие психологии обывательски настроенной интеллигенции;
3. отображение быта простых людей, крестьян;
4. осуждение морали помещиков и пропаганда нового нравственного кодекса.
Однако разделение сказок на строгие тематические группы невозможно и нецелесообразно. Автор практически в каждой сказке обращает внимание на жизнь простого народа, демонстрируя контраст бытом тех, кто обладает властью.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Годы создания: 1867–1869 гг.
Основа создания
Государственного служащего, автора небольшого литературного труда «Что, ежели бы я жил на необитаемом острове и имел собеседником лишь правителя канцелярии?», со скандалом отправили на пенсию.
Темы
1) Тяжёлая жизнь народа.
2) Отечество в период царской России.
3) Неравенство сословий.
Идея
Подавление со стороны знати усиливается рабской психологией народа. Изменить обстановку в России даже после отмены крепостного права — сложная задача.
Сюжет и композиция
В сказке можно условно выделить две сюжетные линии: до появления мужика и после. В первой линии Салтыков-Щедрин раскрывает образы генералов. Мы видим, что герои схожи, но автор всё равно наделил каждого из них особенным характером: если первый генерал просто глуп и ленив, то второй ещё и груб. Этот факт указывает на замысел автора: изобразить генералов как типичных людей, имеющих власть, но при этом не безликими существами.
Во второй сюжетной линии центральное место занимает образ мужика, а также взаимоотношения между ним и генералами. Писатель противопоставляет мужицкие старания лени и беспомощности людей, находящихся выше его по званию.
Проанализировав основные сюжетные линии сказки, можно утверждать, что в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» показаны два противоположных социальных слоя: народ и власть. Во взаимоотношениях этих двух лагерей и заключена главная проблема произведения.
Стиль М.Е. Салтыкова-Щедрина
М. Е. Салтыков-Щедрин является мастером сатирического текста. Используя соответствующие средства художественной выразительности, писатель высмеивает человеческие пороки, обличает паразитическую сущность генералов, безропотность и покорность мужика. Автор специально преувеличивает отрицательные свойства генералов, их глупость, неумелость и тунеядство.
Аллегория: отношения между генералами и мужиком = отношения между властью и народом.
Гипербола: «Стал даже в пригоршне суп варить».
Фантастика: «Жили-были два генерала… и в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове».
Ирония: «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!»
Гротеск: «Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил».
«Дикий помещик»
Год создания: 1869 г.
Основа создания
В условиях запрета на откровенную критику власти писатель решил выразить своё негодование в литературном произведении.
Жанровые особенности сказки
Зачин — «в некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался».
Фантастические события — «и не стало мужика на всём пространстве владений глупого помещика».
Устойчивые сказочные выражения — «и начал он жить да поживать», «сказано — сделано», «по щучьему велению», «нелёгкая принесла», «ходить взад да вперед».
С самого начала «Дикого помещика» мы попадаем в мир сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…» Мы слышим сказочную лексику: «глядючи», «молвит», «кишмя-кишат». И очень часто встречаем фольклорные выражения: «сказано – сделано», «по щучьему велению», «начал жить да поживать», «много ли, мало ли времени прошло». Сохраняя дух и стиль народной сказки, Салтыков-Щедрин рассказывает о реальных событиях современной ему жизни. Всмотримся внимательно в комическую и нелепую фигуру «дикого помещика». Жизнь за счёт народного труда превратила его в паразита, а весь смысл существования свёлся к тому, чтобы «понежить своё тело белое, рыхлое, рассыпчатое». Он, живущий за счёт своих Сенек, презирает их, ненавидит, боится и не выносит «холопьего духу». При этом считает себя столпом Русского государства, его опорой, его истинным представителем.
Сюжетные элементы
Завязка — «Господи! всем я от тебя доволен, всем награждён! Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужика!».
Развитие действия — «Услышал милостивый бог слёзную молитву сиротскую, и не стало мужика на всём пространстве владений глупого помещика. Куда девался мужик — никто того не заметил...»
Кульминация — «И вот он одичал… Весь он, с головы до ног, оброс волоса¬ми… а ногти у него сделались, как железные...»
Развязка — «Он жив и доныне. Раскладывает гран¬пасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит».
Сатирические приёмы
• Гипербола — намеренное преувеличение.
• Гротеск — предельное преувеличение, основанное на соединении магического и действительного, что нелогично с позиции реалистического восприятия.
• Ирония — тонкая, тщательно замаскированная насмешка.
• Аллегория — иносказание, где конкретная идея или явление подаётся через подробное описание определённых аспектов реальности.
«И сделался он силён ужасно, до того силён, что даже счёл себя вправе войти в дружеские сношения с тем самым медведем...» — гипербола.
«Как нарочно, в это время через губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь» — гротеск.
«Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой» — ирония.
«Решили: мужика изловить и водворить, а глупому помещику, который всей смуте зачинщик, наиделикатнейше внушить, дабы он фанфаронства свои прекратил...» — аллегория.
«Премудрый пискарь»
Год создания — 1883.
Тема — социально-политическая.
Идея — высмеять поведение, бездействие и трусость либерально настроенной интеллигенции.
В нравоучительном произведении Салтыкова-Щедрина главный герой — рыбка-либерал. В этом образе заключена основная мысль сказки, которая обличает интеллигентов-либералов, скрывающихся от правды жизни за собственным малодушием, старающимися провести свою жизнь незаметно, боясь, «как бы чего не вышло».
Сюжет и композиция
Экспозиция: рассказывается о пескаре и его родителях, о тяжелой жизни и способах выживания. Отец делает пескарю завещание, как надо жить, чтобы сохранить свою жизнь.
Завязка действия: пескарь хорошо понял отца, принял его пожелания как руководство к действию. Дальше идёт развитие действия, рассказ о том, как жил пескарь, не жил, а прозябал. Всю свою жизнь он дрожал от любого звука, шума, стука.
Кульминация: когда пескарь задумался о том, чтобы было бы, если бы все жили так, как он живёт. Пескарь ужаснулся, представив такую картину, ведь так вывелся бы весь их род.
Развязка: пескарь исчезает. Куда и как, осталось неизвестным, но всё говорит о том, что он умер своей смертью. Автор с сарказмом подчеркивает, что никто не станет есть старого, тощего пескаря, да ещё и «премудрого».
Смысл названия
В названии сказки содержится ирония. «Премудрость» пескаря на самом деле оказывается глупостью и трусостью, неумением жить в полном смысле этого слова.
Ключевые цитаты
сказки.docx
сказки.pdf
Годы создания — 1869-1886.
Литературный род — эпос.
Литературное направление — реализм.
Жанр — сказки.
«Сказки для детей изрядного возраста» — это цикл сказок, которые создавались на протяжении 18 лет.
• В изначальной версии сборника было 23 произведения, но впоследствии их количество достигло 32, включая те произведения, которые ранее не прошли цензуру.
• Сборник произведений по задумке М. Е. Салтыкова-Щедрина должен был помочь читателю взглянуть на вещи под другим углом и прозреть, изменить отношение к своему положению, месту и жизни в целом.
Сказка — это один из основных жанров устного народного творчества, рассказывающее о воображаемых персонажах и инцидентах, главным образом, с привлечением магических и фантастических сил.
Существует разные сказочные типы: бытовая, волшебная, сказка о животных. Все эти разновидности объединяют общие особенности.
Ключевые темы цикла
1. сатирическая критика самодержавной власти и эксплуататоров;
2. раскрытие психологии обывательски настроенной интеллигенции;
3. отображение быта простых людей, крестьян;
4. осуждение морали помещиков и пропаганда нового нравственного кодекса.
Однако разделение сказок на строгие тематические группы невозможно и нецелесообразно. Автор практически в каждой сказке обращает внимание на жизнь простого народа, демонстрируя контраст бытом тех, кто обладает властью.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Годы создания: 1867–1869 гг.
Основа создания
Государственного служащего, автора небольшого литературного труда «Что, ежели бы я жил на необитаемом острове и имел собеседником лишь правителя канцелярии?», со скандалом отправили на пенсию.
Темы
1) Тяжёлая жизнь народа.
2) Отечество в период царской России.
3) Неравенство сословий.
Идея
Подавление со стороны знати усиливается рабской психологией народа. Изменить обстановку в России даже после отмены крепостного права — сложная задача.
Сюжет и композиция
В сказке можно условно выделить две сюжетные линии: до появления мужика и после. В первой линии Салтыков-Щедрин раскрывает образы генералов. Мы видим, что герои схожи, но автор всё равно наделил каждого из них особенным характером: если первый генерал просто глуп и ленив, то второй ещё и груб. Этот факт указывает на замысел автора: изобразить генералов как типичных людей, имеющих власть, но при этом не безликими существами.
Во второй сюжетной линии центральное место занимает образ мужика, а также взаимоотношения между ним и генералами. Писатель противопоставляет мужицкие старания лени и беспомощности людей, находящихся выше его по званию.
Проанализировав основные сюжетные линии сказки, можно утверждать, что в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» показаны два противоположных социальных слоя: народ и власть. Во взаимоотношениях этих двух лагерей и заключена главная проблема произведения.
Стиль М.Е. Салтыкова-Щедрина
М. Е. Салтыков-Щедрин является мастером сатирического текста. Используя соответствующие средства художественной выразительности, писатель высмеивает человеческие пороки, обличает паразитическую сущность генералов, безропотность и покорность мужика. Автор специально преувеличивает отрицательные свойства генералов, их глупость, неумелость и тунеядство.
Аллегория: отношения между генералами и мужиком = отношения между властью и народом.
Гипербола: «Стал даже в пригоршне суп варить».
Фантастика: «Жили-были два генерала… и в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове».
Ирония: «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!»
Гротеск: «Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил».
«Дикий помещик»
Год создания: 1869 г.
Основа создания
В условиях запрета на откровенную критику власти писатель решил выразить своё негодование в литературном произведении.
Жанровые особенности сказки
Зачин — «в некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался».
Фантастические события — «и не стало мужика на всём пространстве владений глупого помещика».
Устойчивые сказочные выражения — «и начал он жить да поживать», «сказано — сделано», «по щучьему велению», «нелёгкая принесла», «ходить взад да вперед».
С самого начала «Дикого помещика» мы попадаем в мир сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…» Мы слышим сказочную лексику: «глядючи», «молвит», «кишмя-кишат». И очень часто встречаем фольклорные выражения: «сказано – сделано», «по щучьему велению», «начал жить да поживать», «много ли, мало ли времени прошло». Сохраняя дух и стиль народной сказки, Салтыков-Щедрин рассказывает о реальных событиях современной ему жизни. Всмотримся внимательно в комическую и нелепую фигуру «дикого помещика». Жизнь за счёт народного труда превратила его в паразита, а весь смысл существования свёлся к тому, чтобы «понежить своё тело белое, рыхлое, рассыпчатое». Он, живущий за счёт своих Сенек, презирает их, ненавидит, боится и не выносит «холопьего духу». При этом считает себя столпом Русского государства, его опорой, его истинным представителем.
Сюжетные элементы
Завязка — «Господи! всем я от тебя доволен, всем награждён! Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужика!».
Развитие действия — «Услышал милостивый бог слёзную молитву сиротскую, и не стало мужика на всём пространстве владений глупого помещика. Куда девался мужик — никто того не заметил...»
Кульминация — «И вот он одичал… Весь он, с головы до ног, оброс волоса¬ми… а ногти у него сделались, как железные...»
Развязка — «Он жив и доныне. Раскладывает гран¬пасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит».
Сатирические приёмы
• Гипербола — намеренное преувеличение.
• Гротеск — предельное преувеличение, основанное на соединении магического и действительного, что нелогично с позиции реалистического восприятия.
• Ирония — тонкая, тщательно замаскированная насмешка.
• Аллегория — иносказание, где конкретная идея или явление подаётся через подробное описание определённых аспектов реальности.
«И сделался он силён ужасно, до того силён, что даже счёл себя вправе войти в дружеские сношения с тем самым медведем...» — гипербола.
«Как нарочно, в это время через губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь» — гротеск.
«Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой» — ирония.
«Решили: мужика изловить и водворить, а глупому помещику, который всей смуте зачинщик, наиделикатнейше внушить, дабы он фанфаронства свои прекратил...» — аллегория.
«Премудрый пискарь»
Год создания — 1883.
Тема — социально-политическая.
Идея — высмеять поведение, бездействие и трусость либерально настроенной интеллигенции.
В нравоучительном произведении Салтыкова-Щедрина главный герой — рыбка-либерал. В этом образе заключена основная мысль сказки, которая обличает интеллигентов-либералов, скрывающихся от правды жизни за собственным малодушием, старающимися провести свою жизнь незаметно, боясь, «как бы чего не вышло».
Сюжет и композиция
Экспозиция: рассказывается о пескаре и его родителях, о тяжелой жизни и способах выживания. Отец делает пескарю завещание, как надо жить, чтобы сохранить свою жизнь.
Завязка действия: пескарь хорошо понял отца, принял его пожелания как руководство к действию. Дальше идёт развитие действия, рассказ о том, как жил пескарь, не жил, а прозябал. Всю свою жизнь он дрожал от любого звука, шума, стука.
Кульминация: когда пескарь задумался о том, чтобы было бы, если бы все жили так, как он живёт. Пескарь ужаснулся, представив такую картину, ведь так вывелся бы весь их род.
Развязка: пескарь исчезает. Куда и как, осталось неизвестным, но всё говорит о том, что он умер своей смертью. Автор с сарказмом подчеркивает, что никто не станет есть старого, тощего пескаря, да ещё и «премудрого».
Смысл названия
В названии сказки содержится ирония. «Премудрость» пескаря на самом деле оказывается глупостью и трусостью, неумением жить в полном смысле этого слова.
Ключевые цитаты
Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потёр их друг об дружку — и извлёк огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развёл огонь и напёк столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
И вот он одичал. Хоть в это время наступила уже осень, и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста ещё не приобрёл.
«Дикий помещик»
«Дикий помещик»
«Надо так прожить, чтоб никто не заметил, — сказал он себе, — а не то как раз пропадёшь!» — и стал устраиваться. Первым делом нору для себя такую придумал, чтоб ему забраться в неё было можно, а никому другому — не влезть! Долбил он носом эту нору целый год, и сколько страху в это время принял, ночуя то в иле, то под водяным лопухом, то в осоке. Наконец, однако, выдолбил на славу. Чисто, аккуратно — именно только одному поместиться впору. Вторым делом, насчёт житья своего решил так: ночью, когда люди, звери, птицы и рыбы спят — он будет моцион делать, а днём — станет в норе сидеть и дрожать. Но так как пить-есть всё-таки нужно, а жалованья он не получает и прислуги не держит, то будет он выбегать из норы около полден, когда вся рыба уж сыта, и, бог даст, может быть, козявку-другую и промыслит. А ежели не промыслит, так и голодный в норе заляжет, и будет опять дрожать. Ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться.
«Премудрый пискарь»
«Премудрый пискарь»
Сочинение 5.4 В чём схожи генералы и дикий помещик? (По сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик»)
Образец сочинения ОГЭ по литературе.
Тренировочные задания по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор»
Задания для тренировки из ОБЗ ФИПИ по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
5.1 Как в «Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны» воплощено представление М.В. Ломоносова об идеальном историческом деятеле?
Образец сочинения ОГЭ по литературе.
Почему А.С. Грибоедов изменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?
Образец сочинения ОГЭ по литературе.
Задания по лирике для тренировки
Задания ОГЭ по литературе из ОБЗ ФИПИ по лирике И.А. Бунина, А.В. Кольцова и ...