Вчера, 11:43
В закладки
Обсудить
Жалоба
Л.Н. Толстой «После бала»
Анализ произведения из кодификатора.
толстой.docx
толстой.pdf
Год создания —1903 г. (опубликовано в 1911 г.).
Направление — реализм.
Род — эпос.
Жанр — рассказ.
Композиция — «рассказ в рассказе» из четырёх частей (рамочная композиция). Повествование ведётся от лица Ивана Васильевича. Он доказывает своим приятелям, что случай может изменить жизнь человека.
Идея — нравственные установки и окружение влияют на формирование личности.
Первые названия — «Дочь и отец», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите...»
Темы и проблемы
1. Угнетение низких слоёв общества.
2. Двойные стандарты аристократии.
Литературный приём: антитеза/контраст, так как в произведении противопоставлены два явления: бал и жестокое избиение солдата.
История создания
Реальная история произошла с братом Л.Н. Толстого, когда тот был увлечён барышней Варварой Корейш. Общению не было суждено перерасти во что-то большее, так как Сергей Николаевич стал свидетелем неприятной сцены со стороны отца девушки, о которой не мог не думать. Л.Н. Толстой приступил к написанию рассказа лишь спустя много лет после услышанного.
Система персонажей
Иван Васильевич — это главный герой рассказа «После бала»
• Молодой состоятельный аристократ красивой наружности.
• По характеру жизнерадостный и впечатлительный.
Происшествие же с отцом возлюбленной оказывает на героя большое влияние, поэтому тот даже отказывается становиться военным и вовсе нигде не служит. А также расстаётся с мыслью и дальше развивать отношения с Варенькой.
Л.Н. Толстой изображает Ивана Васильевича, как верного своим нравственным принципам и чести представителя молодого поколения.
Пётр Владиславович – отец Вареньки Б.
«Высокий статный полковник с серебряными эполетами». Во время бала очень внимателен к дочери, заботлив по отношению к ней. Ивану Васильевичу такое обращение кажется удивительным, он восхищается и отцом, и дочерью, идеализирует их.
Однако впоследствии главный герой становится свидетелем страшной сцены: Пётр Владиславович отдал приказ жестоко наказать беглого татарина, который может только кричать: «Братцы, помилосердуйте». Эта сцена подчёркивает двуличие Петра Владиславовича. А его забота и внимание, проявленное во время бала, оказывается лишь маской.
Влияние эпохи
Л.Н. Толстой в рассказе «После бала» иллюстрирует времена николаевского строя. Николай I был приверженцем железной дисциплины, а также практиковал телесные наказания (экзекуцию) солдат за непослушание и неисполнение приказов, что, по его мнению, было абсолютно обыденным. Именно по этой причине солдаты прозвали царя Николаем Палкиным.
Экзекуция – это название страшного наказания, распространённого в армии в первой половине ХІХ в., введённого во времена правления Николая І.
Художественные детали
1) «домодельные» сапоги Петра Владиславовича как символ заботы о дочери:
2) веер и перчатка Вареньки как символ взаимности любовного чувства:
3) замшевая перчатка Петра Владиславовича: герой надевает её сначала на балу, когда танцует с дочерью, говоря: «Надо всё по закону». Затем в сцене экзекуции полковник в этой же перчатке бьёт солдата, слишком слабо наказывавшего татарина.
Приём антитезы
Смысл названия
Рассказ Л.Н. Толстого называется «После бала», потому что именно тогда главный герой переживает самое сильное и страшное потрясение, изменившее его жизненный путь. Бал – это лишь маскарад, где люди притворяются, играя разные роли. Настоящая же жизнь совершенно другая, и герой увидел это своими глазами, испытав горькое разочарование. Подлинная сущность полковника, отца возлюбленной, раскрывается именно после бала, и это перечёркивает всё, что происходило ранее. Иван Васильевич отказывается и от любви, и от военной карьеры.
Ключевые цитаты
толстой.docx
толстой.pdf
Год создания —1903 г. (опубликовано в 1911 г.).
Направление — реализм.
Род — эпос.
Жанр — рассказ.
Композиция — «рассказ в рассказе» из четырёх частей (рамочная композиция). Повествование ведётся от лица Ивана Васильевича. Он доказывает своим приятелям, что случай может изменить жизнь человека.
Идея — нравственные установки и окружение влияют на формирование личности.
Первые названия — «Дочь и отец», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите...»
Темы и проблемы
1. Угнетение низких слоёв общества.
2. Двойные стандарты аристократии.
Литературный приём: антитеза/контраст, так как в произведении противопоставлены два явления: бал и жестокое избиение солдата.
История создания
Реальная история произошла с братом Л.Н. Толстого, когда тот был увлечён барышней Варварой Корейш. Общению не было суждено перерасти во что-то большее, так как Сергей Николаевич стал свидетелем неприятной сцены со стороны отца девушки, о которой не мог не думать. Л.Н. Толстой приступил к написанию рассказа лишь спустя много лет после услышанного.
Система персонажей
Иван Васильевич — это главный герой рассказа «После бала»
• Молодой состоятельный аристократ красивой наружности.
• По характеру жизнерадостный и впечатлительный.
Происшествие же с отцом возлюбленной оказывает на героя большое влияние, поэтому тот даже отказывается становиться военным и вовсе нигде не служит. А также расстаётся с мыслью и дальше развивать отношения с Варенькой.
Л.Н. Толстой изображает Ивана Васильевича, как верного своим нравственным принципам и чести представителя молодого поколения.
Пётр Владиславович – отец Вареньки Б.
«Высокий статный полковник с серебряными эполетами». Во время бала очень внимателен к дочери, заботлив по отношению к ней. Ивану Васильевичу такое обращение кажется удивительным, он восхищается и отцом, и дочерью, идеализирует их.
Однако впоследствии главный герой становится свидетелем страшной сцены: Пётр Владиславович отдал приказ жестоко наказать беглого татарина, который может только кричать: «Братцы, помилосердуйте». Эта сцена подчёркивает двуличие Петра Владиславовича. А его забота и внимание, проявленное во время бала, оказывается лишь маской.
Влияние эпохи
Л.Н. Толстой в рассказе «После бала» иллюстрирует времена николаевского строя. Николай I был приверженцем железной дисциплины, а также практиковал телесные наказания (экзекуцию) солдат за непослушание и неисполнение приказов, что, по его мнению, было абсолютно обыденным. Именно по этой причине солдаты прозвали царя Николаем Палкиным.
Экзекуция – это название страшного наказания, распространённого в армии в первой половине ХІХ в., введённого во времена правления Николая І.
Художественные детали
1) «домодельные» сапоги Петра Владиславовича как символ заботы о дочери:
«Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные», — думал я, и эти четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня».
2) веер и перчатка Вареньки как символ взаимности любовного чувства:
«У меня в руке было перышко от ее веера и целая ее перчатка, которую она дала мне, уезжая, когда садилась в карету и я подсаживал ее мать и потом ее».
3) замшевая перчатка Петра Владиславовича: герой надевает её сначала на балу, когда танцует с дочерью, говоря: «Надо всё по закону». Затем в сцене экзекуции полковник в этой же перчатке бьёт солдата, слишком слабо наказывавшего татарина.
«И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».
Приём антитезы
Критерии сравнения | На балу | После бала |
Эмоции и чувства | Бойкий, очарованный, счастливый, влюблённый | Неловкость, стыд, доводящий до тошноты |
Цвета | Белый, серебряный, румяный | Чёрный, красный, пёстрый |
Эпитеты | Статный, ласковый, сияющий, блестящий, грациозный | Жестокий, злобный, гневный, твёрдый шаг, грозный |
Звуки | Мазурка, кадриль, весёлая танцевальная музыка | Стук барабана, крик, визгливая мелодия |
Смысл названия
Рассказ Л.Н. Толстого называется «После бала», потому что именно тогда главный герой переживает самое сильное и страшное потрясение, изменившее его жизненный путь. Бал – это лишь маскарад, где люди притворяются, играя разные роли. Настоящая же жизнь совершенно другая, и герой увидел это своими глазами, испытав горькое разочарование. Подлинная сущность полковника, отца возлюбленной, раскрывается именно после бала, и это перечёркивает всё, что происходило ранее. Иван Васильевич отказывается и от любви, и от военной карьеры.
Ключевые цитаты
«Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы...».
«...я слышал самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: "Будешь мазать? Будешь?"».
«Любовь? Любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно, и я стал реже видаться с ней. И любовь так и сошла на нет. Так вот какие бывают дела и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека. А вы говорите... — закончил он».