+1
27 декабря 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба

Тренировочный вариант ОГЭ по литературе

Литература
Вариант ОГЭ по литературе, составленный на основе заданий из ОБЗ ФИПИ.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1 или 1.2, 2.1 или 2.2. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.


Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги.

– Не забудь, Андрей Петрович, – сказала матушка, – поклониться и от меня князю Б.; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.

– Что за вздор! – отвечал батюшка нахмурясь. – С какой стати стану я писать к князю Б.?

– Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши?

– Ну, а там что?

– Да ведь начальник Петрушин – князь Б. Ведь Петруша записан в Семёновский полк.

– Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии! Где его пашпорт? Подай его сюда.

Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в её шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочёл его со вниманием, положил перед собою на стол и начал своё письмо.

Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург? Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. Наконец он кончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством».

Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием. Но спорить было нечего. На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в неё чемодан, погребец с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

(А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»)

Выполните ОДНО из заданий: 1.1 или 1.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ на вопрос (3–5 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ приведённого фрагмента.


1.1 Как характеризует Андрея Петровича Гринёва его решение послать сына служить в Оренбург, а не в Петербург?



1.2 С какой целью автор обращает наше внимание на такую деталь: матушка подаёт паспорт «дрожащею рукою»?




Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2. Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ на вопрос (3–5 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента.


2.1 Выберите другой фрагмент романа, в котором показано, как судьба Петра Гринёва внезапно меняется. Проанализируйте поведение героя в этой ситуации.



2.2 Выберите другой фрагмент романа, в котором используется антитеза. Какую роль этот приём играет в выбранном фрагменте?



Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.


УСПОКОЕНИЕ


Гроза прошла – ещё курясь, лежал
Высокий дуб, перунами сражённый,
И сизый дым с ветвей его бежал
По зелени, грозою освежённой.
А уж давно, звучнее и полней,
Пернатых песнь по роще раздалася
И радуга концом дуги своей
В зелёные вершины уперлася.

(Ф.И. Тютчев, 1830)

Выполните ОДНО из заданий: 3.1 или 3.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста.


3.1 Почему приведённое выше стихотворение Ф.И. Тютчева называется «Успокоение»?



3.2 Как художественные средства, использованные в стихотворении, помогают поэту передать состояние природы?



В бланк ответов № 2 запишите номер задания 4. Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ на вопрос (5–8 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ двух текстов.


4. Сопоставьте стихотворение Ф.И. Тютчева «Успокоение» с приведённым ниже стихотворением А.А. Блока «После грозы». В чём схожи мотивы и образы этих стихотворений?

ПОСЛЕ ГРОЗЫ

Под величавые раскаты
Далёких, медленных громов
Встаёт трава, грозой примята,
И стебли гибкие цветов.

Последний ветер в содроганье
Приводит влажные листы,
Под ярким солнечным сияньем
Блестят зелёные кусты.

Всеохранительная сила
В своём неведомом пути
Природу чудно вдохновила
Вернуться к жизни и цвести.

(А.А. Блок, 1900)



5.1 Каково значение последнего явления в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?



5.2 Чем, по Вашему мнению, актуальна поэзия В.В. Маяковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)



5.3 Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)



5.4 Какие человеческие пороки обличаются в сатирических рассказах А.П. Чехова? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)



5.5 Тема подвига в литературе о Великой Отечественной войне. (На примере одного из прозаических произведений по Вашему выбору)

    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses