27 декабря 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба
Тренировочный вариант ОГЭ по литературе
Вариант ОГЭ по литературе, составленный на основе заданий из ОБЗ ФИПИ.
Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги.
– Не забудь, Андрей Петрович, – сказала матушка, – поклониться и от меня князю Б.; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.
– Что за вздор! – отвечал батюшка нахмурясь. – С какой стати стану я писать к князю Б.?
– Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши?
– Ну, а там что?
– Да ведь начальник Петрушин – князь Б. Ведь Петруша записан в Семёновский полк.
– Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии! Где его пашпорт? Подай его сюда.
Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в её шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочёл его со вниманием, положил перед собою на стол и начал своё письмо.
Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург? Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. Наконец он кончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством».
Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием. Но спорить было нечего. На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в неё чемодан, погребец с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
(А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»)
1.1 Как характеризует Андрея Петровича Гринёва его решение послать сына служить в Оренбург, а не в Петербург?
1.2 С какой целью автор обращает наше внимание на такую деталь: матушка подаёт паспорт «дрожащею рукою»?
2.1 Выберите другой фрагмент романа, в котором показано, как судьба Петра Гринёва внезапно меняется. Проанализируйте поведение героя в этой ситуации.
2.2 Выберите другой фрагмент романа, в котором используется антитеза. Какую роль этот приём играет в выбранном фрагменте?
УСПОКОЕНИЕ
Гроза прошла – ещё курясь, лежал
Высокий дуб, перунами сражённый,
И сизый дым с ветвей его бежал
По зелени, грозою освежённой.
А уж давно, звучнее и полней,
Пернатых песнь по роще раздалася
И радуга концом дуги своей
В зелёные вершины уперлася.
(Ф.И. Тютчев, 1830)
3.1 Почему приведённое выше стихотворение Ф.И. Тютчева называется «Успокоение»?
3.2 Как художественные средства, использованные в стихотворении, помогают поэту передать состояние природы?
4. Сопоставьте стихотворение Ф.И. Тютчева «Успокоение» с приведённым ниже стихотворением А.А. Блока «После грозы». В чём схожи мотивы и образы этих стихотворений?
ПОСЛЕ ГРОЗЫ
Под величавые раскаты
Далёких, медленных громов
Встаёт трава, грозой примята,
И стебли гибкие цветов.
Последний ветер в содроганье
Приводит влажные листы,
Под ярким солнечным сияньем
Блестят зелёные кусты.
Всеохранительная сила
В своём неведомом пути
Природу чудно вдохновила
Вернуться к жизни и цвести.
(А.А. Блок, 1900)
5.1 Каково значение последнего явления в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
5.2 Чем, по Вашему мнению, актуальна поэзия В.В. Маяковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
5.3 Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
5.4 Какие человеческие пороки обличаются в сатирических рассказах А.П. Чехова? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
5.5 Тема подвига в литературе о Великой Отечественной войне. (На примере одного из прозаических произведений по Вашему выбору)
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1 или 1.2, 2.1 или 2.2. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги.
– Не забудь, Андрей Петрович, – сказала матушка, – поклониться и от меня князю Б.; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.
– Что за вздор! – отвечал батюшка нахмурясь. – С какой стати стану я писать к князю Б.?
– Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши?
– Ну, а там что?
– Да ведь начальник Петрушин – князь Б. Ведь Петруша записан в Семёновский полк.
– Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии! Где его пашпорт? Подай его сюда.
Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в её шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочёл его со вниманием, положил перед собою на стол и начал своё письмо.
Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург? Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. Наконец он кончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством».
Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием. Но спорить было нечего. На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в неё чемодан, погребец с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
(А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»)
Выполните ОДНО из заданий: 1.1 или 1.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ на вопрос (3–5 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ приведённого фрагмента.
1.1 Как характеризует Андрея Петровича Гринёва его решение послать сына служить в Оренбург, а не в Петербург?
1.2 С какой целью автор обращает наше внимание на такую деталь: матушка подаёт паспорт «дрожащею рукою»?
Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2. Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ на вопрос (3–5 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента.
2.1 Выберите другой фрагмент романа, в котором показано, как судьба Петра Гринёва внезапно меняется. Проанализируйте поведение героя в этой ситуации.
2.2 Выберите другой фрагмент романа, в котором используется антитеза. Какую роль этот приём играет в выбранном фрагменте?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
УСПОКОЕНИЕ
Гроза прошла – ещё курясь, лежал
Высокий дуб, перунами сражённый,
И сизый дым с ветвей его бежал
По зелени, грозою освежённой.
А уж давно, звучнее и полней,
Пернатых песнь по роще раздалася
И радуга концом дуги своей
В зелёные вершины уперлася.
(Ф.И. Тютчев, 1830)
Выполните ОДНО из заданий: 3.1 или 3.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста.
3.1 Почему приведённое выше стихотворение Ф.И. Тютчева называется «Успокоение»?
3.2 Как художественные средства, использованные в стихотворении, помогают поэту передать состояние природы?
В бланк ответов № 2 запишите номер задания 4. Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ на вопрос (5–8 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ двух текстов.
4. Сопоставьте стихотворение Ф.И. Тютчева «Успокоение» с приведённым ниже стихотворением А.А. Блока «После грозы». В чём схожи мотивы и образы этих стихотворений?
ПОСЛЕ ГРОЗЫ
Под величавые раскаты
Далёких, медленных громов
Встаёт трава, грозой примята,
И стебли гибкие цветов.
Последний ветер в содроганье
Приводит влажные листы,
Под ярким солнечным сияньем
Блестят зелёные кусты.
Всеохранительная сила
В своём неведомом пути
Природу чудно вдохновила
Вернуться к жизни и цвести.
(А.А. Блок, 1900)
5.1 Каково значение последнего явления в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
5.2 Чем, по Вашему мнению, актуальна поэзия В.В. Маяковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
5.3 Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
5.4 Какие человеческие пороки обличаются в сатирических рассказах А.П. Чехова? (На примере одного из произведений по Вашему выбору)
5.5 Тема подвига в литературе о Великой Отечественной войне. (На примере одного из прозаических произведений по Вашему выбору)