Русский язык
Демоверсия | Изложения | Теория и практика | Сочинения | Итоговое собеседование
+3
Сегодня, 14:14
В закладки
Обсудить
Жалоба

Тренировочные задания по тексту

Русский язык
Задания 10-12 ОГЭ по русскому языку из ОБЗ ФИПИ.


Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

(1)Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

(2)Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь, но снег был твёрд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?»

(3)Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её кнопками и через каждый сантиметр расставил пшеничные зёрна. (4)Первое зёрнышко оказалось в саду, зёрнышко под номером тридцать – в моей комнате.
(5)Синичка всё видела, но долго не решалась слететь на окно. (6)Наконец она схватила первое зерно и унесла его на ветку. (7)Расклевав твёрдую скорлупку, она выщипала ядро.

(8)Всё обошлось благополучно. (9)Тогда синичка, улучив момент, подобрала зёрнышко номер два...

(10)Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синичку. (11)А она, всё ещё робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмерена её судьба.
– (12)Можно, я склюю ещё одно зёрнышко? (13)Одно-единственное?
(14)И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с зерном на дерево.
– (15)Ну, пожалуйста, ещё одно. (16)Ладно?
(17)Наконец осталось последнее зерно. (18)Оно лежало на самом кончике линейки. (19)Зёрнышко казалось таким далёким, и идти за ним так боязно!

(20)Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. (21)С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. (22)Её особенно поразили живые зелёные цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки.

– (23)Ты здесь живёшь?
– (24)Да.
– (25)А почему здесь нет снега?
(26)Вместо ответа я повернул выключатель. (27)Под потолком ярко вспыхнула электрическая лампочка.
– (28)Где ты взял кусочек солнца? (29)А это что?
– (30)Это? (31)Книги.
– (32)Что такое книги?
– (33)Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому другому. (34)И ещё научили насыпать тебе пшеничных зёрнышек.
– (35)Это очень хорошо. (36)А ты совсем нестрашный. (37)Кто ты?
– (38)Я Человек.
– (39)Что такое Человек?
(40)Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.
– (41)Видишь нитку? (42)Она привязана к форточке.
(43)Синичка испуганно оглянулась.
– (44)Не бойся. (45)Я этого не сделаю. (46)Это и называется у нас – Человек.
– (47)А можно мне съесть это последнее зёрнышко?
– (48)Да, конечно! (49)Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. (50)Ты будешь навещать меня, как сегодня, а я буду работать. (51)Это помогает Человеку хорошо работать. (52)Согласна?
– (53)Согласна. (54)А что такое работать?
– (55)Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. (56)Без неё нельзя. (57)Все люди должны что-нибудь делать. (58)Этим они помогают друг другу.
– (59)А чем ты помогаешь людям?
– (60)Я хочу написать книгу. (61)Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать пшеничных зёрен.

(62)Но, кажется, синичка совсем не слушает меня. (63)Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклёвывает его на кончике линейки.

(По Е.И. Носову*)

* Евгений Иванович Носов (1925–2002) – известный русский советский писатель, важнейшие темы его творчества – военная и деревенская.

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Рассказчик хотел поймать синицу, чтобы она стала жить в его доме.
2. Чтобы накормить птичку, приучить её прилетать каждый день, рассказчик прикрепил к перекладинам рам линейку и разложил на ней зёрна пшеницы.
3. Синичка сначала боялась клевать зёрна, разложенные на линейке.
4. Рассказчик считал, что главная обязанность Человека – работать, помогать другим.
5. Синичка побоялась влетать в комнату рассказчика, наблюдала за ним с улицы.



11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов.

1. Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.
2. А она, всё ещё робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмерена её судьба.
3. Где ты взял кусочек солнца?
4. Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.
5. Ты будешь навещать меня, как сегодня, а я буду работать.



12. В предложениях 18–25 найдите синоним к слову «неизвестный, незнакомый». Выпишите этот синоним.




Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

(1)Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора. (2)Все её страницы были разрисованы красками прилежно, тщательно и трудолюбиво. (3)Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.

(4)И я рисовал когда-то – давно это было, – примостясь у керосиновой лампы на обеденном столе. (5)От прикосновения волшебных кисточек оживал мёртвый богатырь сказки, как бы спрыснутый живой водой. (6)Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке. (7)Иван Царевич на Сером Волке скакал по еловому лесу. (8)Ёлки были меньше Серого Волка. (9)Иван Царевич сидел верхом на Волке так, как эвенки ездят на оленях, почти касаясь пятками мха. (10)Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе.

(11)И чем сильнее я вспоминал своё детство, тем яснее понимал, что детство моё не повторится, что я не встречу и тени его в чужой ребяческой тетради.

(12)Это была грозная тетрадь – она поразила меня.

(13)Северный город был деревянным, заборы и стены домов красились светлой охрой, и кисточка юного художника честно повторила этот жёлтый цвет везде, где мальчик хотел говорить об уличных зданиях, об изделии рук человеческих.

(14)В тетрадке было много, очень много заборов. (15)Люди и дома почти на каждом рисунке были огорожены жёлтыми ровными заборами, обвитыми чёрными линиями колючей проволоки. (16)Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке.

(17)Около забора стояли люди. (18)Они не были ни крестьянами, ни рабочими, ни охотниками – это были конвойные и часовые с винтовками. (19)Дождевые будки-грибы, около которых юный художник разместил конвойных и часовых, стояли у подножья огромных караульных вышек, и на вышках ходили солдаты, блестели винтовочные стволы.

(20)Тетрадка была невелика, но мальчик успел нарисовать в ней все времена года своего родного города.

(21)Яркая земля, однотонно-зелёная, и синее-синее небо, свежее, чистое и ясное. (22)Закаты и восходы были добротно алыми, и это, конечно, не было детским неуменьем найти полутона, цветовые переходы, раскрыть секреты светотени.

(23)Сочетания красок в школьной тетради были правдивым изображением неба Дальнего Севера, краски которого необычайно чисты и ясны и не имеют полутонов.

(24)И в зимних рисунках ребёнок не отошёл от истины. (25)Зелень исчезла. (26)Деревья были чёрными и голыми. (27)Это были лиственницы, а не сосны и ёлки моего детства.

(28)Шла северная охота; зубастая немецкая овчарка натягивала поводок, который держал в руке Иван Царевич. (29)Он был в шапке-ушанке военного образца, в белом овчинном полушубке, в валенках и в глубоких рукавицах – крагах, как их называют на Дальнем Севере. (30)За плечами Ивана Царевича висел автомат. (31)Голые треугольные деревья были затыканы в снег.

(32)Ребёнок ничего не увидел, ничего не запомнил, кроме жёлтых домов, колючей проволоки, вышек, овчарок, конвоиров с автоматами и синего-синего неба. (33)Эта тетрадь для рисования отражала суровый внутренний мир юного художника.

(По В.Т. Шаламову*)

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Тетрадь для рисования рассказчик нашёл в куче мусора.
2. В тетради был изображён Иван Царевич верхом на Сером Волке.
3. Рассказчика поразила тетрадь, в которой отражался суровый внутренний мир юного художника.
4. Яркие краски отражали детское неумение раскрыть полутона, цветовые переходы, секреты светотени.
5. Несмотря на то что тетрадь была невелика, ребёнок сумел изобразить в ней все времена года своего родного города.



11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов.

1. Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора.
2. Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе.
3. Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.
4. Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке.
5. Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке.



12. В предложениях 4–9 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.




Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

(1)В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм. (2)И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности. (3)Я помнила, но, когда пожилой дядька в камзоле с пышными рукавами, с большим бархатным животом, колыхавшимся над тоненькими ножками, грозно, как классный руководитель, вопросил: «Скажи, Лаура, который год тебе?» – и грузная тётенька гавкнула в ответ: «Осьмнадцать лет!», – ужасное смущение и стыд смяли меня, и все мои старания полюбить театр были окончательно перечёркнуты.

(4)А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками. (5)Да, храм. (6)Наверное. (7)Но это не мой храм, и боги в нём не мои.

(8)А вот совсем другое дело – кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади, как некое инородное тело среди больших строений. (9)Там неудобные деревянные сиденья, там сидят в пальто, там мусор лежит на полу. (10)Там не встретишь «завзятых театралов», принаряженных дам, заранее оскорблённых тем, что они, люди приличные, вынуждены три часа провести в обществе ничего не смыслящих профанов. (11)Там толпа вваливается и рассаживается, гремя сиденьями и распространяя кислый запах сырых пальто. (12)Сейчас начнут. (13)Это – счастье. (14)Это – кино.

(15)Медленно гасят свет. (16)Стрекотание проектора, удар луча – и всё, понеслось. (17)Перейдена черта, прошёл этот неуловимый миг, когда плоский и туповатый экран растворился, исчез, стал пространством, миром, полётом. (18)Сон, мираж, мечта. (19) Преображение.
(20)Да, я, безусловно, простой и примитивный кинозритель, как большинство людей. (21)От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда». (22)Театр на это не способен, да и не претендует.

(23)Театр для тех, кто любит живых актёров и милостиво прощает им их несовершенства в обмен на искусство. (24)Кино для тех, кто любит сны и чудеса. (25)Театр не скрывает, что всё, что вы видите, – притворство. (26)Кино притворяется, что всё, что вы видите, – правда. (27)Театр – для взрослых; кино – для детей.

(По Т.Н. Толстой*)

* Татьяна Никитична Толста́я (род. в 1951 г.) – современная писательница, телеведущая, филолог.

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Театр для девочки был любимым видом искусства.
2. Театр – это живые актёры, и любящие театр зрители прощают им несовершенства в обмен на искусство.
3. В театральном искусстве есть условности, которые представлялись девочке фальшивыми и чуждыми.
4. От кино рассказчица ждёт преображения, чуда, и наступает миг, когда экран превращается в целый мир.
5. В кинотеатре часто можно встретить нарядных дам, там удобные сиденья и всегда чисто.



11. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов.

1. В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм.
2. И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности.
3. А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками.
4. А вот совсем другое дело – кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади, как некое инородное тело среди больших строений.
5. От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда».



12. Замените книжное слово «трепет» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.




Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

(1)В третью военную осень после уроков Анна Николаевна не отпустила нас по домам, а раздала узкие полоски бумаги, на которых под жирной фиолетовой печатью – всё честь по чести! – было написано, что такой-то или такая-то действительно учится во втором классе девятой начальной школы.

– (2)Вот! (3)С этой! (4)Справкой! – разделяя слова, делая между ними паузы и, таким образом, не просто объясняя, а внушая, вдалбливая нам правило, которое требовалось запомнить, Анна Николаевна разъясняла и остальное. – (5)И письменным! (6)Поручительством! (7)Мамы! (8)Вы! (9)Пойдёте! (10)В детскую! (11)Библиотеку! (12)И запишетесь!

(13)Детское ликование не остановить. (14)Да и не нужно его останавливать, потому что это ведь стихия. (15)Поэтому наша мудрая Анна Николаевна только улыбнулась, когда мы заорали на радостях, заколготились в своих партах, как в коробах, отошла в сторону, прислонилась к тёплой печке, прикрыла глаза и сложила руки калачиком.

(16)Теперь самое время объяснить, отчего уж мы так возрадовались. (17)Дело в том, что все мы давно уже научились читать – соответственно возрасту, конечно же, запросто разделывались с тонкими, ещё довоенными, клееными-переклееными книжечками, которые давала в классе Анна Николаевна, но вот в библиотеку нас не пускали, в библиотеку записывали почему-то лишь со второго класса. (18)А кому в детстве не хочется быть постарше? (19)Человек, который посещает библиотеку, – самостоятельный человек, и библиотека – заметный признак этой самостоятельности.

(20)Постепенно мы угомонились, и Анна Николаевна снова стала объяснять.

– (21)В письменном! (22)Поручительстве! (23)Мама должна написать! (24)Что в случае! (25)Потери! (26)Книг! (27)Она! (28)Возместит! (29)Утрату! (30)В десятикратном! (31)Размере!
– (32)Теперь вы понимаете свою ответственность? – спросила она уже обыкновенным, спокойным голосом.

(33)Можно было и не спрашивать. (34)Без всякого сомнения, штраф за потерянную книжку в десятикратном размере выглядел чудовищным наказанием. (35)Выходило, что книжки читать будем мы и терять, если доведётся, тоже будем их мы, а вот мамам ни много ни мало придётся страдать из-за этого, будто им и так не достаётся.

(36)Да, мы росли в строгости военной поры. (37)Но мы жили, как живут люди всегда, только с детства знали: там-то и там-то есть строгая черта, и Анна Николаевна просто предупреждала об этой черте. (38)Внушала нам, второклассникам, важную истину, согласно которой и мал и стар зависимы друг от дружки, и коли ты забудешь об этом, забудешь о том, что книжку надо беречь, и потеряешь по рассеянности или ещё по какой другой, пусть даже уважительной, причине, то маме твоей придётся отвечать за тебя, плакать, собирать по рублю деньги в десятикратном размере.

(39)Повздыхав, зарубив себе на носу жестокий размер ответственности и ещё одно правило, по которому мама должна прийти сама вместе с тобой, захватив при этом паспорт, мы вылетели на волю, снова ликуя и толкаясь.

(По А.А. Лиханову*)

* Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Детское ликование, несмотря на то что это стихия, всегда можно остановить.
2. Человек, который посещает библиотеку, – самостоятельный человек, и библиотека – заметный признак этой самостоятельности.
3. Без всякого сомнения, штраф за потерянную книжку в десятикратном размере выглядел чудовищным наказанием.
4. Рассказчик и его одноклассники знали: там-то и там-то есть строгая черта, и Анна Николаевна просто предупреждала об этой черте.
5. Дети не понимали, почему штраф за потерянную книгу – это большая ответственность.



11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов.

1. В третью военную осень после уроков Анна Николаевна не отпустила нас по домам, а раздала узкие полоски бумаги, на которых под жирной фиолетовой печатью – всё честь по чести! – было написано, что такой-то или такая-то действительно учится во втором классе девятой начальной школы.
2. Детское ликование не остановить. Да и не нужно его останавливать, потому что это ведь стихия.
3. – Теперь вы понимаете свою ответственность? – спросила она уже обыкновенным, спокойным голосом.
4. Выходило, что книжки читать будем мы и терять, если доведётся, тоже будем их мы, а вот мамам ни много ни мало придётся страдать из-за этого, будто им и так не достаётся.
5. Но мы жили, как живут люди всегда, только с детства знали: там-то и там-то есть строгая черта, и Анна Николаевна просто предупреждала об этой черте.



12. Замените разговорное слово «угомонились» в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.




Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

(1)Лиза не убежала с девчонками на реку. (2)Все они стояли здесь, сбившись в кружок: и курчавая Катя, и черномазая Танюшка, и курносая Верка, с розовыми, словно полированными, щеками. (3)Тут же лепился и Прошка Грачихин, белый с белыми ресницами, коренастый и по виду настырный.

(4)И среди них Аниска увидела чужую девочку: она была в коротком красном платье, аккуратно заплетённые косички с большими бантами лежали на плечах. (5)Лиза кружилась возле неё, щупала её платье, разглядывала пуговки на груди. (6)Конечно, и Танюшка щебетала, как воробей.

– (7)Ты на всё лето приехала? (8)А с нами дружить будешь? (9)А на реку пойдёшь?
(10)Девочка улыбалась.
– (11)Косуля пришла, – вдруг сказал Прошка и спрятался за чью-то спину: за «Косулю» Аниска и влепить не замедлит.
– (12)Косуля? – спросила чужая девочка. – (13)А почему же Косуля? (14)Косули – ведь это животные такие. (15)Ну, вроде оленей, что ли...
– (16)А она же у нас косая, – объяснила Лиза, – у неё один глаз к носу забегает.
– (17)Глаза по ложке, не видят ни крошки, – сказала румяная Верка и засмеялась.
(18)А Танюшка сквозь смех скорчила рожу и вытаращила глаза, представляя Аниску.
(19)Аниска стояла, не говоря ни слова, будто не о ней шла речь. (20)Голубые глаза девочки весело глядели на Аниску.
– (21)А как её зовут? (22)Как тебя зовут, а?
– (23)Аниска, – ответила за сестру Лиза.
– (24)Аниска? (25)Аниса, значит. (26)Надо вежливо называть друг друга.

(27)Чужая девочка подошла к Аниске и взяла её за руку.
– (28)А меня зовут Светлана. (29)Я к бабушке в гости приехала. (30)Марья Михайловна Туманова – это моя бабушка.
(31)Танюшка не вытерпела, дёрнула Светлану за платье.
– (32)Не водись с ней. (33)Она дерётся.
(34)Аниска сразу нахмурилась и стала похожа на ежа.
– (35)Вот и буду драться!
(36)Светлана удивилась.
– (37)А почему драться? (38)Из-за чего?
(39)Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю.
– (40)Из-за всего! (41)Она из-за всего дерётся! (42)Крылья у слепня оторвёшь – дерётся! (43)Кошку стали купать в пруду – дерётся; мальчишки полезут за гнёздами – и с мальчишками и то дерётся!

(44)Все постарались вставить словечко. (45)И Верка, у которой Аниска однажды отняла лягушку и бросила в пруд. (46)И Прошка, которому попало от неё за то, что он подшиб грача. (47)И даже Лиза – Аниска ей житья дома не даёт из-за цветов: не толкни их да не задень их!

(48)Светлана поглядела на Аниску с любопытством. (49)Но вдруг неожиданно повернулась к девочкам. (50)Сказала:
– Ну, а раз ей их жалко?

(51)Скуластое Анискино лицо потемнело от жаркого румянца, а глаза засветились, как вода в лужинах, когда в них заглянет солнце. (52)Светлана заступилась за неё! (53)Она сразу всё поняла и никого не послушала!

(54)Аниска побежала домой. (55)Что случилось на свете? (56)Какое высокое и какое ясное сегодня небо! (57)Воробьи щебечут так радостно и неистово – праздник у них, что ли? (58)А может, это у Аниски праздник?

(59)Аниска вдруг почувствовала, что сердце у неё большое-большое, во всю грудь, что всё оно такое живое и тёплое. (60)Скорей бы отец пришёл с работы, она сразу расскажет ему, какая к бабушке Тумановой приехала внучка, как она сразу заступилась за Аниску. (61)«Ну, а раз ей их жалко?» – вот что она сказала.

(По Л.Ф. Воронковой*)

* Любовь Фёдоровна Воронкова (1906–1976) – советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей, таких как «Старшая сестра», «Сад под облаками», «Где твой дом?» и др.

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Аниска получила прозвище «Косуля», потому что очень любила этих животных.
2. Ребята посоветовали Светлане не дружить с Аниской, потому что та постоянно дерётся.
3. Однажды Аниска отобрала у Прошки лягушку и бросила её в пруд.
4. Светлана поняла, что Аниска – добрая девочка, которая жалеет всё живое и пытается защитить от жестокого обращения ребят.
5. Аниска после встречи со Светланой чувствовала себя счастливой, потому что вспомнила, что сегодня – праздник.



11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов.

1. Аниска сразу нахмурилась и стала похожа на ежа.
2. Аниска стояла, не говоря ни слова, будто не о ней шла речь.
3. Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю.
4. Какое высокое и какое ясное сегодня небо!
5. – А она же у нас косая, – объяснила Лиза, – у неё один глаз к носу забегает.



12. В предложениях 7–14 найдите просторечное слово. Выпишите это слово.




Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

(1)Лина уже полмесяца жила в Москве. (2)Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.

(3)Забыться было невозможно.

(4)Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма. (5)Мир вечно разделён на два полюса: жизнь и смерть. (6)В эти понятия, между этими полюсами в два коротких слова вмещалось всё.

(7)В Третьяковке почти на половине картин изображалось что-то грустное.

(8)Однажды Лина пошла в зоопарк. (9)Но и тут ей не понравилось: жалко было попрошаек медведей, зады у которых были вытерты и голы оттого, что они часто на потеxy людям усаживались и «служили» за конфетку, за кусок булки. (10)Жалко сонных, полуоблезлых хищников: они были совсем-совсем нестрашны – эти засаженные в клетку клыкастые звери.

(11)Она ушла из зоопарка, побродила по улицам, села на скамейку отдохнуть и стала оглядываться.

(12)Глобус. (13)Синий глобус, в жёлтом блестящем обруче, карты неба, трассы спутников. (14)Лина догадалась: она попала в ограду Планетария.

(15)«Планетарий так Планетарий, всё равно», – подумала она и пошла вовнутрь здания, купила билет. (16)Экскурсоводы рассказывали о метеоритах, о смене дня и ночи, времён года на Земле, ребятишки глазели на макеты спутников и на ракету. (17)Вдоль карнизов тянулись изображения звёзд. (18)Лина пошла наверх и очутилась в куполе Планетария.

(19)Доедая мороженое и потихоньку бросая бумажки под сиденья, люди ждали лекции.

(20)Погас свет, и зазвучал голос лектора. (21)Он рассказывал о Вселенной. (22)На небе Планетария появились кинокадры: представление древних людей о строении мира, портреты Галилея, Джордано Бруно.

(23)А по небу Планетария летело небесное светило – солнце. (24)Солнце, дающее всему жизнь. (25)Оно проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой, и само солнце было игрушечным.

(26)И вдруг купол над ней зацвёл звёздами, и откуда-то с высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка.

(27)Лина слышала эту музыку не раз. (28)Она даже знала, что это музыка Чайковского, и на мгновение увидела сказочных лебедей и тёмную силу, подстерегающую их. (29)Нет, не для умирающих лебедей была написана эта музыка. (30)Музыка звёзд, музыка вечной жизни, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания и летела сюда, к Лине, долго-долго летела, может, дольше, чем звёздный свет.
(31)Звёзды сияли, звёзды лучились, бесчисленные, вечно живые. (32)Музыка набирала силу, музыка ширилась и взлетала к небу всё выше, выше. (33)Рождённый под этими звёздами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и всё живое на Земле.
(34)Музыка словно разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.
(35)Лине хотелось вскочить и крикнуть:
– Люди, звёзды, небо, я люблю вас!
(36)Вскинув руки, она приподнялась с сиденья и устремилась ввысь, повторяя заклинание:
– Жить! (37)Жить!

(По В.П. Астафьеву*)
* Виктор Петрович Астафьев (1924–2001) – русский советский писатель, автор широко известных романов, повестей, рассказов.

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. В последнее время настроение у Лины было мрачное, безрадостное.
2. Третьяковская галерея, к сожалению, была закрыта.
3. В зоопарке Лина искренне смеялась, наблюдая за животными.
4. В Планетарии Лина услышала музыку Чайковского впервые.
5. Музыка Чайковского потрясла Лину, помогла обрести силы жить.



11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов.

1. Мир вечно разделён на два полюса: жизнь и смерть.
2. Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма.
3. Музыка звёзд, музыка вечной жизни, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.
4. И вдруг купол над ней зацвёл звёздами, и откуда-то с высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка.
5. Музыка словно разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.



12. В предложениях 3–9 найдите антоним к слову «весёлый». Выпишите этот антоним.




Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

– (1)Больше всего на свете я ценю дружбу! – воскликнула Марина.
– (2)А что ты понимаешь под дружбой? – полюбопытствовала Светлана Леонидовна.
– (3)Дружба... это всё хорошее, что только возможно, – запинаясь и подбирая слова, начала Марина. – (4)Друг всегда приходит на помощь, с ним всегда приятно говорить...
– (5)А у вас, Светлана Леонидовна, есть друзья? – спросила Оля.
– (6)Есть, Оленька, у меня два друга. (7)Теперь-то мы видимся редко: у них свои семьи, некогда и встретиться, но раньше мы встречались часто.
– (8)И они всё для вас готовы сделать? – поинтересовалась Марина.
– (9)В трудную минуту они придут на помощь, – с уверенностью ответила Светлана Леонидовна.
– (10)А в обычной жизни? – заволновалась Марина. – (11)По-моему, друзья должны приходить на помощь всегда, даже в мелочах.
(12)Светлана Леонидовна весело рассмеялась.
– (13)Дорогие мои девочки, это вы сейчас так думаете, потому что никаких забот у вас нет. (14)Потом, когда появятся у вас семьи, заботы, личные интересы, а времени свободного будет оставаться всё меньше и меньше, тогда и проверится ваша дружба. (15)Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?

– (16)Кстати, о мелочах, – продолжала Светлана Леонидовна. – (17)Расскажу вам историю, как мои друзья помогли мне в одной мелочи. (18)Я очень люблю читать Диккенса, но в собрании сочинений, которое стоит вон на той книжной полке, не хватало только одного тома – двадцать шестого. (19)Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том, если он им попадётся в букинистическом магазине. (20)Попросила, а через неделю уехала отдыхать в другой город. (21)Там я зашла в один привокзальный магазин, гляжу: стоит мой двадцать шестой том. (22)Сомнений нет, он: старый, потрёпанный, обложка местами покорёжена, а позолота вся облезла, но листы все на месте, книга ещё крепкая, а цена так просто приятная – всего-то три рубля. (23)Я, конечно, сейчас же купила мой потрёпанный том. (24)А по возвращении домой навестил меня вскоре один мой товарищ и вытаскивает из сумки книгу. (25)«Вот, я нашёл», – говорит. (26)Смотрю, а это двадцать шестой том, новенький совсем, золото на нём так и сияет. (27)Конечно, я взяла книгу, поблагодарила, а о собственном своём приобретении ничего не сказала, чтобы не огорчать друга: он ведь радовался, что выполнил мою просьбу.

(28)Теперь передо мной встала проблема: что делать с двумя одинаковыми книгами. (29)Решила обменять одну книгу, но пришлось расстаться с новеньким томом: старый-то вряд ли кто купит у меня. (30)Проходит какое-то время, и меня навещает мой второй друг. (31)Поговорили мы, выпили чаю, а перед уходом он протягивает мне свёрток в подарок. (32)Я сказала «спасибо», а что там в свёртке было, не посмотрела. (33)Проводила гостя, вернулась в комнату, увидела свёрток, развернула, а там... мой новенький двадцать шестой том. (34)Именно мой, по пятнышку на последней странице узнала. (35)Вот как получилось.

(По В.Н. Кузнецовой*)

* Вероника Николаевна Кузнецова – современная писательница, автор фантастических и детективных рассказов и повестей.

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. По мнению Светланы Леонидовны, друзья должны приходить на помощь даже в мелочах.
2. Марина пыталась объяснить, как она понимает дружбу, но так и не смогла.
3. Светлана Леонидовна решила обменять подаренный другом недостающий в собрании сочинений Диккенса том на другую книгу, потому что уже прочитала его.
4. Проданная книга через некоторое время вернулась в дом Светланы Леонидовны.
5. Светлана Леонидовна узнала книгу по пятнышку на последней странице.



11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов.

1. А что ты понимаешь под дружбой? – полюбопытствовала Светлана Леонидовна.
2. Сомнений нет, он: старый, потрёпанный, обложка местами покорёжена, а позолота вся облезла, но листы все на месте, книга ещё крепкая, а цена так просто приятная – всего-то три рубля.
3. Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том, если он им попадётся в букинистическом магазине.
4. Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?
5. Проходит какое-то время, и меня навещает мой второй друг.



12. В предложениях 12–17 найдите слово с лексическим значением «чувство близости, основанное на преданности и симпатии». Выпишите это слово.




Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

(1)Уж если кого Серый и выделял из класса, так это Наталью Лоскутикову. (2)В первую голову – за ум и отличные успехи.

(3)О самом Сером учителя говорили, что он способный, но учиться не хочет. (4)Версию эту Сергей полностью не отрицал, она всё-таки утешала его, но цену себе он знал точную. (5)Что верно, то верно: задачи он решал не то чтобы с лёту, но с единого взгляда. (6)А вот по литературе и по всем другим многоречивым предметам он не мог учиться хорошо. (7)Суть всех этих рассказов, повестей, стихов укладывалась в одной фразе, а учителя требовали развёрнутого ответа. (8)Конечно, Серому слов было не жалко, однако не хотел он ради пятёрки говорить столько, сколько тянуло на эту самую пятёрку. (9)Ну что рассказывать про Тараса Бульбу? (10)Запорожец он!

(11)А судьба ему досталась – злодейка. (12)Серый семь раз читал повесть и все семь раз плакал.

(13)Короче говоря, школьная жизнь шестиклассника Чумака была очень даже непростой. (14)А Наталью Лоскутикову выделял он не только за ум и за глаза её небесной радости. (15)Главное, что жизнь у неё в школе была ясная, потому что за отметками Наталья не гонялась, они сами к ней липли, как мухи на сладкое.

(16)Вот и нынче урок был «Морские кишечнополостные». (17)В учебнике даны полипы, коралловые рифы и медузы. (18)А Наталья ещё и про иглокожих доложила. (19)И не просто словечками закидала, взяла мел да и нарисовала всё на доске.
(20)Конечно, пятёрка!

(21)Учительница Клара Ниловна говорит:
– Вижу, понравился вам ответ вашего товарища. (22)У меня вопрос. (23)Кто же вам мешает так учиться? (24)Почему Лоскутиковой интересна жизнь моря, а вам, людям, родившимся на море, до этой жизни словно бы и дела нет?
(25)После урока Серый подошёл к Лоскутиковой:
– Наталья! (26)Хочешь одну вещь покажу?
– (27)Покажи! – удивилась Лоскутикова.
(28)Они выскочили из школы, забежали за угол. (29)Серый приостановился возле ступенек в подвал, огляделся.

– (30)Наталья, лебеди у меня там, – признался Сергей, – на озере лёд, погибнуть они могут.
(31)Свет в подвал проникал через зарешеченное окошко, и глаза к темноте привыкли не сразу.
– (32)Тут вода! – поёжилась Лоскутикова возмущённо.

(33)Серый взял Наталью за руку, вывел на сухое место, и тут она увидела: в сумраке маячили лебединые шеи. (34)Серый достал из карманов хлеб, растёр в ладонях, кинул лебедям.
– (35)Это и есть белые лебеди?! – усмехнулась Лоскутикова.
– (36)Самые настоящие, – погордился Серый.
– (37)Да они у тебя не белые, а грязные. (38)Фу, а пахнет-то как!

(39)И Лоскутикова, перебежав на каблучках воду, выскочила из подвала. (40)Серый стоял, недоумённо глядя девочке вслед, и почему-то не хотелось ему больше выделять Лоскутикову ни за ум, ни за глаза её небесной радости…

(По В.А. Бахревскому*)

* Владислав Анатольевич Бахревский (род. в 1936 г.) – советский и российский писатель, поэт, классик детской литературы.

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Учителя не считали Сергея способным.
2. Сергей не любил Наталью Лоскутикову, потому что пятёрки к ней липли, как мухи на сладкое.
3. В подвале жили лебеди, которых Сергей спас от гибели.
4. Сергей разочаровался в Наталье, которая продемонстрировала своё равнодушие к живым существам.
5. Лоскутикова ничего не знала о жизни лебедей в зимний период.



11. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов.

1. В первую голову – за ум и отличные успехи.
2. Версию эту Сергей полностью не отрицал, она всё-таки утешала его, но цену себе он знал точную.
3. Серый приостановился возле ступенек в подвал, огляделся.
4. – Наталья, лебеди у меня там, – признался Сергей, – на озере лёд, погибнуть они могут.
5. Серый достал из карманов хлеб, растёр в ладонях, кинул лебедям.



12. В предложениях 30–36 найдите разговорное слово с лексическим значением «виднеться в отдалении». Выпишите это слово.




Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

– (1)Говорят, что самые непримиримые недруги – это бывшие друзья, – сказала нам однажды наша дочь Оля. – (2)Я убедилась, что это так.

(3)Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси́. (4)«Как в доме Ростовых! – поясняла Оленька. – (5)Или Болконских».
(6)Люся упорно предрекала нашей дочери судьбу Леонардо да Винчи.

(7)Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки. (8)Какая женщина устоит перед таким обожанием? (9)Оленька стала дружить с Люси́, хотя времени на дружбу у неё было мало.
(10)Да и у Люси, признаться, его было не очень много. (11)Люсина мама в течение долгих лет не поднималась с постели.

(12)Стремясь доставить матери радость, дочка восклицала:
– Если б ты видела фигуру спящего льва, которую вылепила Оля!

(13)Я весь вечер говорю шёпотом. (14)Вдруг он проснётся?

(15)Часто она забирала Олины работы, чтобы показать маме, и взяла слово, что, когда мама наконец поднимется, Оля нарисует её портрет.

(16)Люся и сама потихоньку рисовала, но мы видели только её заголовки в школьном юмористическом журнале, который, по предложению Оли, носил название «Детский лепет».

(17)Неожиданно всё изменилось.

(18)В художественной школе организовали встречу с прославленным мастером живописи. (19)Люся высоко чтила этого мастера. (20)Но чтили его и все остальные, поэтому в школьном зале разлилось целое море поклонников. (21)И Оленька не смогла провести туда подругу.

– (22)Я не нашла для Люси́ места в зале, – рассказывала в тот вечер Оля. – (23)А она обиделась... (24)И на что?! (25)Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит. (26)Я сказала ей: «Ты знаешь его работы. (27)Значит, ты с ним знакома. (28)Художник – это его творчество». (29)А она вернула мою папку с рисунками. (30)Как говорят, «заберите ваши игрушки».
– (31)И что же дальше? – спросила я дочь.
– (32)Ну и мерси, дорогая Люси́! – в рифму пошутила Оленька.
– (33)Друзей труднее найти, чем потерять.
– (34)Раз можно потерять, значит, это не такой уж и друг!
– (35)Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – (36)Если бы ты нашла его у себя в сердце...

(По А.Г. Алексину*)

* Анатолий Георгиевич Алексин (1924–2017) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют о мире юности.

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Оленька, по мнению Люси, поступила с ней не по-дружески, и девочки перестали общаться.
2. Оля и Люся часто ссорились и поэтому перестали дружить.
3. Люся высоко чтила прославленного мастера и очень хотела попасть на встречу с ним.
4. Люся позавидовала тому, что Оля смогла беспрепятственно пройти в зал на встречу со знаменитым художником.
5. Друзей очень легко потерять, но гораздо трудней найти.



11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов.

1. Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси́. «Как в доме Ростовых! – поясняла Оленька. – Или Болконских».
2. Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки.
3. – А она обиделась... И на что?! Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит.
4. – Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – Если бы ты нашла его у себя в сердце...
5. Но чтили его и все остальные, поэтому в школьном зале разлилось целое море поклонников.



12. Замените разговорное слово «раз» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.




Прочитайте текст и выполните задания 10–12.

«(1)Мама, смотри!» (2)В углу зоомагазина на дне выстланного соломой ящика шевелились две крошечные черепашки. (3)Они были не больше Васиного кулака, удивительно новенькие и чистенькие. (4)Черепашки бесстрашно карабкались по стенам ящика, проворно двигая светлыми лапками с твёрдыми коготками. «(5)Мама!» (6)Вася даже не добавил грубого слова «купи». «(7)Мама, да ты посмотри, какие у них мордочки!»

(8)Вася никогда ни в чём не знал отказа, ему всё давалось по щучьему велению. (9)Это хорошо в сказке, но для Васи слишком затянулось. (10)Каково придётся ему, когда он откроет, что заклинание утратило всякую силу и жизнь надо брать трудом и терпением? (11)Мать отрицательно покачала головой.

– (12)Хватит нам возни с Машкой. (13)Три черепахи в доме – это слишком!
– (14)Хорошо! – сказал Вася, – давай отдадим Машку, она всё равно очень старая.
«(15)Надо объяснить ему, что он не прав», – подумала мама, но не нашла нужных мудрых слов и сказала резко:
– Довольно! (16)Идём отсюда!

(17)Но у Васи уже не было других желаний и мыслей, кроме одной. (18)На пляже каждый камень представлялся ему золотистой черепашкой. (19)Когда они пришли домой, Вася твёрдо знал, что ему делать. (20)Он обнаружил Машку под кроватью. (21)Вася положил на пол кусочек абрикоса. (22)Машка вытянула вперёд морщинистую кожу и по-птичьи клюнула лакомство.
(23)Ничего не говоря маме, Вася спрятал Машку под рубаху и быстро вышел на улицу. (24)Скоро он продал её рослому плечистому человеку за ту цену, какую в магазине просили за двух черепашек. (25)Человек жил в белом одноэтажном домике, окружённом акациями, и хотел подарить черепаху своему сынишке.

(26)Когда Вася принёс домой двух маленьких черепашек, мама почему-то огорчилась. (27)Вася угощал черепашек яблоками, абрикосами, огурцами. (28)Они всё поглощали с охотой. (29)Они были на редкость забавные, смелые и любознательные. (30)Ложась спать, Вася сказал усталым голосом:
– Знаешь, мама, я так люблю этих черепашек!
– (31)Выходит, старый друг не лучше новых двух! – заметила мать.

(32)Эти как будто простые и безобидные слова вновь и вновь возникали в его памяти. (33)И он думал не об этих двух весёлых малышах, с которыми так интересно будет играть, а всё о той же старой Машке. (34)Думалось тревожно, нехорошо. (35)Вася сбросил одеяло и сел на кровати. (36)Впервые Васе перестало казаться, что он самый лучший мальчик на свете, достойный иметь самую лучшую маму, самые лучшие игрушки, самые лучшие удовольствия.

«(37)Что я такого сделал? – спрашивал он себя с тоской. – (38)Продал старую ненужную черепаху?» «(39)Да, она тебе не нужна, – отвечал голос внутри него, – но ты ей нужен. (40)Всё, что есть хорошего на свете, было для тебя, а ты для кого был?» (41)Вася не мог найти ответа, но ответ был в его растревоженном сердце: не только мир существует для тебя, но и ты – для мира.
(42)Вася достал черепашек из ящика и сунул под рубашку. (43)Но этого может оказаться мало, а он решил действовать наверняка. (44)Он отправил под рубашку ещё и коробку с новыми оловянными солдатиками.

(45)Мальчик вышел на улицу спокойным и уверенным шагом сильного и доброго человека.
(46)Мама встала, заглянула в черепаший ящик и сразу всё поняла. (47)Она вышла из дома и быстро зашагала туда, где, по рассказу сына, находился белый домик человека, купившего Машку. (48)Вскоре она увидела впереди фигурку сына. (49)Мать не окликнула Васю, она решила охранять его издали, чтобы не помешать первому подвигу своего сына.

(По Ю.М. Нагибину*)

* Юрий Маркович Нагибин (1920–1994) – русский советский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. У Васи не было домашних питомцев, поэтому он попросил маму купить ему черепашек.
2. Мама отказалась покупать черепашек, потому что они стоили очень дорого.
3. Мама нашла мудрые слова, чтобы объяснить Васе, почему нельзя предавать Машку.
4. Ночью Васе стало стыдно за то, что он так плохо поступил со старой черепахой.
5. Вася решил исправить свою ошибку и вернуть Машку домой, потому что понял, что старый друг лучше новых двух.



11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов.

1. «Мама, да ты посмотри, какие у них мордочки!»
2. Каково придётся ему, когда он откроет, что заклинание утратило всякую силу и жизнь надо брать трудом и терпением?
3. Эти как будто простые и безобидные слова вновь и вновь возникали в его памяти.
4. Вася не мог найти ответа, но ответ был в его растревоженном сердце: не только мир существует для тебя, но и ты – для мира.
5. Мама встала, заглянула в черепаший ящик и сразу всё поняла.



12. В предложениях 26–32 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.

    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses