Сегодня, 14:21
В закладки
Обсудить
Жалоба
Контрольная работа по теме «Сложное предложение»
Задания 4 и 5 из ОБЗ ФИПИ по теме «Сложное предложение».
Пунктуационные правила
А) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
Б) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
В) Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире.
Предложения
1) Старик взволнованно подёргал за ручку – дверь оказалась запертой, видимо, с внутренней стороны.
2) С Балтики на город наползали тёмные тучи – предвестники шторма, нередкого в этих краях.
3) Хорошая книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро.
4) Между холмами мелькнуло море, однако дорога сразу же повернула вправо, и море исчезло из вида.
5) Перелёты через Северный полюс в Америку, рекорды дальности полёта, десятки новых самолётов, впервые поднятых в воздух, – всё это связано с именем прославленного лётчика Михаила Громова.
Пунктуационные правила
А) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
Б) Если в первой части бессоюзного сложного предложения указывается на время (условие) совершения действия, то между частями предложения ставится тире.
В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая.
Предложения
1) Смотря из окна прямо, можно увидеть крыши, точно лодки, опрокинутые вверх дном в зелёных волнах садов.
2) Родина подсолнечника – Центральная Америка, откуда испанцы вывезли его в Европу в ХVI веке.
3) Идёшь ранней осенью по болоту – не видно конца-краю мягким моховым кочкам, осыпанным дозревающей клюквой.
4) Мутно-золотая заря блёкла в облаках за полями, отсвечивала в лужах, мокро и зелено было в полях.
5) Уйти нельзя было, а остаться – опасно.
Пунктуационные правила
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
Б) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
В) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
Предложения
1) Из открытых окон запылённых вагонов глядят люди, едущие на Кавказ: знаменитый артист в серой шёлковой шапочке, красивая дама с лорнетом, худой англичанин с трубочкой в зубах.
2) Когда бабушка улыбалась, её тёмные, как вишни, глаза вспыхивали приятным светом.
3) Усталость начала брать своё: кто-то зевнул, кто-то начал стелить постель и укладываться на ночь.
4) Нас было трое: старый охотник Савелий, его длинноухий пёс Пыж и я, тогда ещё подросток.
5) И ещё я увидел: впервые за лето берёзки начали обсыпать золотыми монетками тёмные ёлочки, растущие под ними.
Пунктуационные правила
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие.
Б) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
В) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
Предложения
1) А.С. Пушкин писал о М.В. Ломоносове: «Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
2) После ужина солдаты легли спать, даже не перемолвились друг с другом парой слов: уж очень напряжённым был минувший день.
3) Вдруг мужики с топорами явились, и лес зазвенел, застонал, затрещал.
4) Печорин был погружён в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и, кажется, вовсе не торопился в дорогу.
5) Я вскочил, отодвинул штору: на ярко-синее высокое небо со всех сторон надвигались набухшие тучи.
Пунктуационные правила
А) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая.
Б) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
В) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
Предложения
1) Солнце, обойдя дом, заглядывало под сосны и пихты, которые густыми ветвями осеняли балкон.
2) Зелёные дорожки в лесу все будто курятся, туман везде поднимается, вода пузырьками садится на листья, на хвоинки ёлок, паучьи сети.
3) Птицы, родившиеся на Севере, отлично знали дорогу на юг, и они всегда сразу находили место зимовки.
4) Современные информационные технологии, бесспорно, открывают новые возможности как в образовании, так и в научных исследованиях.
5) Муравейники – возводимые муравьями сооружения ‒ давно стали символом надёжного дома или прочно обосновавшегося, кипящего жизнью поселения.
Пунктуационные правила
А) Если в первой части бессоюзного сложного предложения указывается на время (условие) совершения действия, то между частями предложения ставится тире.
Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие.
В) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
Предложения
1) Останкинская башня, снабжающая каждый уголок нашей страны видео- и радиовещанием, имеет высоту 540,1 м, являясь самым высоким сооружением России.
2) С трусом поведёшься – горя наберёшься.
3) Хорошо лежать в траве, закинув под голову руки, смотреть в высоту, где над вершинами берёз по голубому летнему небу плывут, точно белые лебеди, высокие облака.
4) Известный писатель К.И. Чуковский писал: «А.С. Пушкин на веки веков чудотворно преобразил нашу речь, придав ей прозрачную ясность, золотую простоту и музыкальность».
5) Рисунки первобытного человека представляют интерес для археологов: они помогают учёным воссоздать далёкую историю человечества, дают сведения о важнейших событиях того времени.
Пунктуационные правила
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
В) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
Предложения
1) Сосну можно увидеть всюду: в высоких горах Кавказа, на далёком холодном севере, на самой границе голой пустынной тундры.
2) Всё вокруг неуловимым образом переменилось: тени стали чернее, огонь – ярче, звуки – приглушённее.
3) Всё: полуразрушенные дворовые постройки, повисшие на одной петле ставни ‒ говорило о том, что в доме нет мужских рук.
4) На одной из дорожек сада Владимир Сергеевич увидел какую-то фигуру, он пригляделся: то была Марья Павловна.
5) На том месте, с которого послышались крики, зажёгся и потух один огонёк, потом другой.
Пунктуационные правила
А) Придаточная часть сложноподчинённого предложения выделяется запятыми.
Б) Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая.
В) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
Предложения
1) Вокзал пуст и гулок, ещё не работает в нём ни буфет, ни газетный киоск.
2) Вечерело, и тучи заходили теперь с трёх сторон: слева, справа и с запада.
3) Мягкий ветер, дувший с южной стороны, временами усиливался, порывисто бежал по засеянному полю.
4) На бугре, куда вела оловянная от дождевой воды дорога, среди пней и молодой осиновой поросли, горько и свежо пахнущей, одиноко стояла изба.
5) На улице, перед низкой оградой сада, собралось довольно много народа: добрые граждане городка не хотели пропустить случая поглазеть на заезжих гостей.
Пунктуационные правила
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину, то между частями предложения ставится двоеточие.
Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
В) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
Предложения
1) Я смотрел на небо: Млечный Путь опоясывал его, ярко сияла Большая Медведица, распахнув крылья, плыло созвездие Лебедь, кучились Плеяды.
2) Виктор почувствовал, как что-то доброе, прекрасное поднимается в его душе.
3) Три дня напрасно бродил Емеля по лесу с Лыском: оленихи с оленёнком не попадалось.
4) Глянула матушка в окно, а там всё бело: и улицы, и плетни, и крыши, и деревья.
5) Всё короче и короче становились ночи, а дни становились длиннее и длиннее.
Пунктуационные правила
А) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
В) Между частями бессоюзного сложно предложения ставится запятая.
Предложения
1) Лето стояло долго-долго: казалось, наступил необычный двухмесячный август, посылавший тёплые дни один за другим.
2) Питаются бобры исключительно растительной пищей: болотными и луговыми растениями, водорослями, осокой, корой деревьев.
3) С конца сентября наши сады пустели, погода, по обыкновению, круто менялась.
4) Дед сидел неподвижно и молча, точно он сросся со стволом дерева, к которому прислонился спиной.
5) По жилам Ярославцева полилась холодная тоска, сжав ему сердце предчувствием чего-то неотразимого, и, подавленный ею, он тихо заснул.
Пунктуационные правила
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, вывод, то между частями предложения ставится тире.
Б) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
В) Между частями сложного предложения, соединёнными бессоюзной связью, ставится запятая.
Предложения
1) Байкал ‒ величайшее пресноводное озеро мира, жемчужина России.
2) В долинах и оврагах снег был глубок, идти было трудно, но на скатах холмов держался наст – взбираться и съезжать было хорошо.
3) Слова называют явления реальной действительности, которая постоянно изменяется, поэтому у многозначных слов с течением времени одни значения могут утратиться, а другие – появиться.
4) Пройдут годы, люди придумают новые машины, побывают на других планетах, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотые берёзовые листья.
5) Орнамент – это узор в виде ритмического чередования геометрических или изобразительных элементов, основанных на растительных и животных мотивах.
Пунктуационные правила
А) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая.
Б) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
В) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
Предложения
1) Древние римляне утверждали: «Поэтом надо родиться».
2) И долго ещё всякая ласка казалась собаке неожиданным чудом, которого она не могла понять, на которое она не могла ответить.
3) Небо совсем выцвело от зноя, пыльные листья на деревьях чуть съёжились, пожелтев по краям.
4) Народный календарь – уникальное явление русской культуры: в нём отражены многовековой опыт наших предков и их наблюдения за окружающим миром.
5) Мелькнёт вдруг в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная глыба, или перебежит дорогу суслик.
Пунктуационные правила
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
Б) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
В) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, то между частями предложения ставится тире.
Предложения
1) День давно погас, и ясный вечер тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша всё продолжалась.
2) Александр Сергеевич Пушкин перед смертью сказал, обращаясь к книгам: «Прощайте, друзья!»
3) Витька Берестов был в классе самым маленьким, но старался ни в чём не отставать от товарищей: он и бегал быстрее многих, и по канату поднимался до самого потолка, и на перекладине подтягивался не хуже других.
4) «Кондуктор! – крикнул сердитый голос. – Почему не даёте билеты?»
5) Дунул ветер – всё дрогнуло, ожило и засмеялось.
Пунктуационные правила
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, то между частями предложения ставится тире.
Б) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
В) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
Предложения
1) В воздухе стояла мгла, из белесоватого небо стало синим, дальних гор совсем не было видно.
2) Однажды после обеда – обедали в полдень – Митя вышел из дома и, никуда не торопясь, вышел в сад.
3) Облако пройдёт – озеро опять заблестит, нивы обольются точно золотом.
4) Дожди смочили землю, и теперь она скрадывает и топот конских копыт, и шорох собачьих лап.
5) Родная земля – самое дорогое, что нам дано для жизни.
Пунктуационные правила
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, то между частями предложения ставится тире.
Б) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
В) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
Предложения
1) С удивлением глядел на подъезжающих молодой человек с красивыми глазами, очень миловидный, однако лицо его было бледно и от веснушек пёстро, как птичье яйцо.
2) Дунул ветер – на вершине сосны обломился сухой сучок и, цепляясь за ветви, упал на дорожку аллеи.
3) Старая мебель, красные с желтоватым обои в гостиной, множество плетёных стульев в столовой, полинялые подушки, рогатые лампы и сумрачные портреты на стенах – всё внушало невольную тоску.
4) Мы знаем, что Солнце – типичная звезда, далеко не самая большая.
5) Дерево познаётся по плодам, а человек – по делам.
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Только вечером в весеннем лесу начинаешь понимать (1) что такое настоящая тишина (2) ибо то (3) что мы обычно принимаем за неё (4) есть постоянный и привычный шум. Он (5) как фон радиоволн и помех в наушниках (6) на который не обращаешь внимания.
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Почти с любой точки Красноярска (1) видна старинная каменная часовня на вершине Караульной горы. Основатели города держали там караул. На вершине стояла сторожевая вышка (2) и с неё можно было издалека видеть приближение неприятеля. Когда такое случалось (3) караульные зажигали костёр (4) чтобы острог готовился к осаде. В память об этих мужественных людях (5) красноярцы на месте сторожевой вышки (6) поставили деревянную часовню (7) а позднее заменили её каменной.
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Когда туристы совершают прогулку (1) по улице Баумана в Казани (2) они обязательно фотографируются у нескольких необычных скульптурных объектов. Одним из таких объектов является памятник огромному вальяжному коту (3) который олицетворяет одновременно реальную историю (4) и её сказочное воплощение. Упитанный (5) трёхметровый кот (6) лениво разлёгся на топчане в беседке (7) и сыто (8) и благостно улыбается.
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Знаменитая 60-метровая «падающая» колокольня в городе Соликамске Пермского края (1) не имеет архитектурных аналогов в России (2) так как состоит из двух чётко различимых частей (3) массивного кубического здания (4) и высокой (5) восьмигранной башни. Особенность её ещё и в том (6) что она отклоняется от оси почти на два метра. Во время строительства колокольня накренилась (7) и впоследствии её достраивали уже в таком положении.
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Музей льна и берёсты в Костроме (1) один из тех музеев (2) которые можно найти только в таких старых городах. Примечательно (3) что берёста и лён кажутся не слишком родственными материалами (4) но (5) если вспомнить (6) что наши далёкие предки носили в основном льняную одежду (7) а лапти долго были на Руси единственным общедоступным видом лёгкой обуви (8) становится понятно (9) почему лён и берёста соседствуют в одном музее.
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Говорят (1) что архитектура (2) душа народа (3) воплощённая в камне (4) но к Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Долгие годы Русь была страной деревянной (5) и её крепости (6) терема и избы строились из дерева (7) поскольку дерево для русского человека (8) возможность воплощения строительной красоты (9) чувства пропорций и слияния архитектурных сооружений с окружающей природой.
Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие
История развития земледелия началась (1) ещё в железном веке (2) учёные выделяют несколько периодов развития сельского хозяйства. Позже появляются первые города (3) человек активно осваивает не только земледелие, но и ручной труд. В это же время были возведены величественные храмы (4) высота многих составляла (5) от 50 метров. Археологи считают (6) древние народы были достаточно развитыми (7) и оставляли настенные надписи и узоры. Расшифровка этих посланий (8) стратегически важна (9) эти рисунки позволили во многом реконструировать жизнь того времени.
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Осень делала дали нежно-голубыми и глубокими (1) а небо чистым и кротким. Она убирала и берёзу в золотой убор. Берёза радовалась (2) и не замечала (3) как недолговечен этот убор (4) как листок за листком осыпается он (5) пока наконец не оставалась вся раздетая на золотистом ковре. Она (6) очарованная осенью (7) вся сияла.
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В ситуации (1) когда мёрзнущего под дождём четвероного друга не можешь оставить на улице (2) побывал почти каждый (3) но (4) к сожалению (5) не все знают (6) что делать с (7) найденным на улице (8) животным. Если вы решили помочь бездомной собаке (9) то нужно взять её за поводок и дать команду «домой».
Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Долина гейзеров (1) природная достопримечательность Камчатского края (2) расположенная в Кроноцком биосферном заповеднике. Уникальные термальные источники (3) грязевые котлы (4) водопады и озёра (5) всё это разбросано по каньону реки Гейзерной (6) где наблюдаются разнообразные природные условия (7) вмещающие в себя ландшафты нескольких географических поясов. Основа драматичных панорам заповедника (8) пышущие гейзеры (9) бурлящие и взрывающиеся сокрушительными потоками воды и пара.
Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
В нашей стране первая консерватория открылась (1) в 1862 году в Петербурге. Её основатель (2) Антон Григорьевич Рубинштейн. Прекрасный композитор и выдающийся пианист (3) неутомимый пропагандист музыкальной культуры и музыкальных знаний (4) так характеризовали его современники. Обязательное условие для поступления в консерваторию (5) определённый уровень профессиональной подготовки. Взрослые ученики часто совмещали музыкальные занятия с обучением в университете или со службой. Для младших существовали научные классы (6) в которых ученики получали (7) примерно такое же общее образование (8) какое давала гимназия.
Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Константин Мельников (1) классик русского архитектурного авангарда.
По его проектам были созданы самые необычные здания Москвы (2) клуб имени Русакова (3) гараж Госплана (4) здание конторы Ново-Сухаревского рынка (5) дом-мастерская самого архитектора. Примечательно (6) что территорию Ново-Сухаревского рынка Мельников обустроил рационально (7) продавцы получили постоянные места для торговли (8) а покупатели могли сразу увидеть товары целого ряда.
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Село Большое Болдино (1) притягивает к себе всех (2) кто неравнодушен к творчеству великого (3) русского писателя А.С. Пушкина. Каждый уголок этого исторического места способен вдохновить любого человека (4) однако (5) больше всего гости Болдинской усадьбы стремятся в знаменитый парк. К каскаду небольших прудов ведут дорожки (6) по которым когда-то прогуливался сам поэт. А возле барского дома растёт старая лиственница (7) посаженная (8) по преданию (9) Пушкиным.
Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Национальный театр драмы имени известного алтайского поэта Павла Кучияка (1) это главная культурная достопримечательность столицы Республики Алтай. Здание театра выполнено в стиле традиционного жилища коренных народов (2) его четырёхгранную крышу (3) можно увидеть едва ли не из любой точки города. Помимо четырёхгранного конуса крыши (4) особое внимание привлекает гармоничное сочетание белого и голубого цветов. Это сочетание (5) одна из традиционных особенностей кочевого стиля.
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Сегодня (1) в Наклонной башне города Невьянска Свердловской области находится филиал историко-архитектурного музея (2) а раньше в ней располагались заводской архив (3) лаборатория и рабочий кабинет (4) промышленника-предпринимателя Акинфия Демидова. Он построил в этих местах (5) каменный дом для своей семьи (6) а рядом с деревянной Преображенской церковью (7) воздвиг башню-колокольню (8) с девятью мини-этажами.
Пунктуационные правила
А) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
Б) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
В) Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире.
Предложения
1) Старик взволнованно подёргал за ручку – дверь оказалась запертой, видимо, с внутренней стороны.
2) С Балтики на город наползали тёмные тучи – предвестники шторма, нередкого в этих краях.
3) Хорошая книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро.
4) Между холмами мелькнуло море, однако дорога сразу же повернула вправо, и море исчезло из вида.
5) Перелёты через Северный полюс в Америку, рекорды дальности полёта, десятки новых самолётов, впервые поднятых в воздух, – всё это связано с именем прославленного лётчика Михаила Громова.
Пунктуационные правила
А) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
Б) Если в первой части бессоюзного сложного предложения указывается на время (условие) совершения действия, то между частями предложения ставится тире.
В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая.
Предложения
1) Смотря из окна прямо, можно увидеть крыши, точно лодки, опрокинутые вверх дном в зелёных волнах садов.
2) Родина подсолнечника – Центральная Америка, откуда испанцы вывезли его в Европу в ХVI веке.
3) Идёшь ранней осенью по болоту – не видно конца-краю мягким моховым кочкам, осыпанным дозревающей клюквой.
4) Мутно-золотая заря блёкла в облаках за полями, отсвечивала в лужах, мокро и зелено было в полях.
5) Уйти нельзя было, а остаться – опасно.
Пунктуационные правила
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
Б) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
В) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
Предложения
1) Из открытых окон запылённых вагонов глядят люди, едущие на Кавказ: знаменитый артист в серой шёлковой шапочке, красивая дама с лорнетом, худой англичанин с трубочкой в зубах.
2) Когда бабушка улыбалась, её тёмные, как вишни, глаза вспыхивали приятным светом.
3) Усталость начала брать своё: кто-то зевнул, кто-то начал стелить постель и укладываться на ночь.
4) Нас было трое: старый охотник Савелий, его длинноухий пёс Пыж и я, тогда ещё подросток.
5) И ещё я увидел: впервые за лето берёзки начали обсыпать золотыми монетками тёмные ёлочки, растущие под ними.
Пунктуационные правила
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие.
Б) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
В) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
Предложения
1) А.С. Пушкин писал о М.В. Ломоносове: «Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
2) После ужина солдаты легли спать, даже не перемолвились друг с другом парой слов: уж очень напряжённым был минувший день.
3) Вдруг мужики с топорами явились, и лес зазвенел, застонал, затрещал.
4) Печорин был погружён в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и, кажется, вовсе не торопился в дорогу.
5) Я вскочил, отодвинул штору: на ярко-синее высокое небо со всех сторон надвигались набухшие тучи.
Пунктуационные правила
А) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая.
Б) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
В) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
Предложения
1) Солнце, обойдя дом, заглядывало под сосны и пихты, которые густыми ветвями осеняли балкон.
2) Зелёные дорожки в лесу все будто курятся, туман везде поднимается, вода пузырьками садится на листья, на хвоинки ёлок, паучьи сети.
3) Птицы, родившиеся на Севере, отлично знали дорогу на юг, и они всегда сразу находили место зимовки.
4) Современные информационные технологии, бесспорно, открывают новые возможности как в образовании, так и в научных исследованиях.
5) Муравейники – возводимые муравьями сооружения ‒ давно стали символом надёжного дома или прочно обосновавшегося, кипящего жизнью поселения.
Пунктуационные правила
А) Если в первой части бессоюзного сложного предложения указывается на время (условие) совершения действия, то между частями предложения ставится тире.
Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие.
В) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
Предложения
1) Останкинская башня, снабжающая каждый уголок нашей страны видео- и радиовещанием, имеет высоту 540,1 м, являясь самым высоким сооружением России.
2) С трусом поведёшься – горя наберёшься.
3) Хорошо лежать в траве, закинув под голову руки, смотреть в высоту, где над вершинами берёз по голубому летнему небу плывут, точно белые лебеди, высокие облака.
4) Известный писатель К.И. Чуковский писал: «А.С. Пушкин на веки веков чудотворно преобразил нашу речь, придав ей прозрачную ясность, золотую простоту и музыкальность».
5) Рисунки первобытного человека представляют интерес для археологов: они помогают учёным воссоздать далёкую историю человечества, дают сведения о важнейших событиях того времени.
Пунктуационные правила
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
В) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
Предложения
1) Сосну можно увидеть всюду: в высоких горах Кавказа, на далёком холодном севере, на самой границе голой пустынной тундры.
2) Всё вокруг неуловимым образом переменилось: тени стали чернее, огонь – ярче, звуки – приглушённее.
3) Всё: полуразрушенные дворовые постройки, повисшие на одной петле ставни ‒ говорило о том, что в доме нет мужских рук.
4) На одной из дорожек сада Владимир Сергеевич увидел какую-то фигуру, он пригляделся: то была Марья Павловна.
5) На том месте, с которого послышались крики, зажёгся и потух один огонёк, потом другой.
Пунктуационные правила
А) Придаточная часть сложноподчинённого предложения выделяется запятыми.
Б) Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая.
В) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
Предложения
1) Вокзал пуст и гулок, ещё не работает в нём ни буфет, ни газетный киоск.
2) Вечерело, и тучи заходили теперь с трёх сторон: слева, справа и с запада.
3) Мягкий ветер, дувший с южной стороны, временами усиливался, порывисто бежал по засеянному полю.
4) На бугре, куда вела оловянная от дождевой воды дорога, среди пней и молодой осиновой поросли, горько и свежо пахнущей, одиноко стояла изба.
5) На улице, перед низкой оградой сада, собралось довольно много народа: добрые граждане городка не хотели пропустить случая поглазеть на заезжих гостей.
Пунктуационные правила
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину, то между частями предложения ставится двоеточие.
Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
В) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
Предложения
1) Я смотрел на небо: Млечный Путь опоясывал его, ярко сияла Большая Медведица, распахнув крылья, плыло созвездие Лебедь, кучились Плеяды.
2) Виктор почувствовал, как что-то доброе, прекрасное поднимается в его душе.
3) Три дня напрасно бродил Емеля по лесу с Лыском: оленихи с оленёнком не попадалось.
4) Глянула матушка в окно, а там всё бело: и улицы, и плетни, и крыши, и деревья.
5) Всё короче и короче становились ночи, а дни становились длиннее и длиннее.
Пунктуационные правила
А) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
В) Между частями бессоюзного сложно предложения ставится запятая.
Предложения
1) Лето стояло долго-долго: казалось, наступил необычный двухмесячный август, посылавший тёплые дни один за другим.
2) Питаются бобры исключительно растительной пищей: болотными и луговыми растениями, водорослями, осокой, корой деревьев.
3) С конца сентября наши сады пустели, погода, по обыкновению, круто менялась.
4) Дед сидел неподвижно и молча, точно он сросся со стволом дерева, к которому прислонился спиной.
5) По жилам Ярославцева полилась холодная тоска, сжав ему сердце предчувствием чего-то неотразимого, и, подавленный ею, он тихо заснул.
Пунктуационные правила
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, вывод, то между частями предложения ставится тире.
Б) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
В) Между частями сложного предложения, соединёнными бессоюзной связью, ставится запятая.
Предложения
1) Байкал ‒ величайшее пресноводное озеро мира, жемчужина России.
2) В долинах и оврагах снег был глубок, идти было трудно, но на скатах холмов держался наст – взбираться и съезжать было хорошо.
3) Слова называют явления реальной действительности, которая постоянно изменяется, поэтому у многозначных слов с течением времени одни значения могут утратиться, а другие – появиться.
4) Пройдут годы, люди придумают новые машины, побывают на других планетах, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотые берёзовые листья.
5) Орнамент – это узор в виде ритмического чередования геометрических или изобразительных элементов, основанных на растительных и животных мотивах.
Пунктуационные правила
А) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая.
Б) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
В) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
Предложения
1) Древние римляне утверждали: «Поэтом надо родиться».
2) И долго ещё всякая ласка казалась собаке неожиданным чудом, которого она не могла понять, на которое она не могла ответить.
3) Небо совсем выцвело от зноя, пыльные листья на деревьях чуть съёжились, пожелтев по краям.
4) Народный календарь – уникальное явление русской культуры: в нём отражены многовековой опыт наших предков и их наблюдения за окружающим миром.
5) Мелькнёт вдруг в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная глыба, или перебежит дорогу суслик.
Пунктуационные правила
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
Б) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
В) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, то между частями предложения ставится тире.
Предложения
1) День давно погас, и ясный вечер тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша всё продолжалась.
2) Александр Сергеевич Пушкин перед смертью сказал, обращаясь к книгам: «Прощайте, друзья!»
3) Витька Берестов был в классе самым маленьким, но старался ни в чём не отставать от товарищей: он и бегал быстрее многих, и по канату поднимался до самого потолка, и на перекладине подтягивался не хуже других.
4) «Кондуктор! – крикнул сердитый голос. – Почему не даёте билеты?»
5) Дунул ветер – всё дрогнуло, ожило и засмеялось.
Пунктуационные правила
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, то между частями предложения ставится тире.
Б) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
В) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
Предложения
1) В воздухе стояла мгла, из белесоватого небо стало синим, дальних гор совсем не было видно.
2) Однажды после обеда – обедали в полдень – Митя вышел из дома и, никуда не торопясь, вышел в сад.
3) Облако пройдёт – озеро опять заблестит, нивы обольются точно золотом.
4) Дожди смочили землю, и теперь она скрадывает и топот конских копыт, и шорох собачьих лап.
5) Родная земля – самое дорогое, что нам дано для жизни.
Пунктуационные правила
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, то между частями предложения ставится тире.
Б) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
В) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
Предложения
1) С удивлением глядел на подъезжающих молодой человек с красивыми глазами, очень миловидный, однако лицо его было бледно и от веснушек пёстро, как птичье яйцо.
2) Дунул ветер – на вершине сосны обломился сухой сучок и, цепляясь за ветви, упал на дорожку аллеи.
3) Старая мебель, красные с желтоватым обои в гостиной, множество плетёных стульев в столовой, полинялые подушки, рогатые лампы и сумрачные портреты на стенах – всё внушало невольную тоску.
4) Мы знаем, что Солнце – типичная звезда, далеко не самая большая.
5) Дерево познаётся по плодам, а человек – по делам.
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Только вечером в весеннем лесу начинаешь понимать (1) что такое настоящая тишина (2) ибо то (3) что мы обычно принимаем за неё (4) есть постоянный и привычный шум. Он (5) как фон радиоволн и помех в наушниках (6) на который не обращаешь внимания.
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Почти с любой точки Красноярска (1) видна старинная каменная часовня на вершине Караульной горы. Основатели города держали там караул. На вершине стояла сторожевая вышка (2) и с неё можно было издалека видеть приближение неприятеля. Когда такое случалось (3) караульные зажигали костёр (4) чтобы острог готовился к осаде. В память об этих мужественных людях (5) красноярцы на месте сторожевой вышки (6) поставили деревянную часовню (7) а позднее заменили её каменной.
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Когда туристы совершают прогулку (1) по улице Баумана в Казани (2) они обязательно фотографируются у нескольких необычных скульптурных объектов. Одним из таких объектов является памятник огромному вальяжному коту (3) который олицетворяет одновременно реальную историю (4) и её сказочное воплощение. Упитанный (5) трёхметровый кот (6) лениво разлёгся на топчане в беседке (7) и сыто (8) и благостно улыбается.
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Знаменитая 60-метровая «падающая» колокольня в городе Соликамске Пермского края (1) не имеет архитектурных аналогов в России (2) так как состоит из двух чётко различимых частей (3) массивного кубического здания (4) и высокой (5) восьмигранной башни. Особенность её ещё и в том (6) что она отклоняется от оси почти на два метра. Во время строительства колокольня накренилась (7) и впоследствии её достраивали уже в таком положении.
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Музей льна и берёсты в Костроме (1) один из тех музеев (2) которые можно найти только в таких старых городах. Примечательно (3) что берёста и лён кажутся не слишком родственными материалами (4) но (5) если вспомнить (6) что наши далёкие предки носили в основном льняную одежду (7) а лапти долго были на Руси единственным общедоступным видом лёгкой обуви (8) становится понятно (9) почему лён и берёста соседствуют в одном музее.
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Говорят (1) что архитектура (2) душа народа (3) воплощённая в камне (4) но к Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Долгие годы Русь была страной деревянной (5) и её крепости (6) терема и избы строились из дерева (7) поскольку дерево для русского человека (8) возможность воплощения строительной красоты (9) чувства пропорций и слияния архитектурных сооружений с окружающей природой.
Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие
История развития земледелия началась (1) ещё в железном веке (2) учёные выделяют несколько периодов развития сельского хозяйства. Позже появляются первые города (3) человек активно осваивает не только земледелие, но и ручной труд. В это же время были возведены величественные храмы (4) высота многих составляла (5) от 50 метров. Археологи считают (6) древние народы были достаточно развитыми (7) и оставляли настенные надписи и узоры. Расшифровка этих посланий (8) стратегически важна (9) эти рисунки позволили во многом реконструировать жизнь того времени.
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Осень делала дали нежно-голубыми и глубокими (1) а небо чистым и кротким. Она убирала и берёзу в золотой убор. Берёза радовалась (2) и не замечала (3) как недолговечен этот убор (4) как листок за листком осыпается он (5) пока наконец не оставалась вся раздетая на золотистом ковре. Она (6) очарованная осенью (7) вся сияла.
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В ситуации (1) когда мёрзнущего под дождём четвероного друга не можешь оставить на улице (2) побывал почти каждый (3) но (4) к сожалению (5) не все знают (6) что делать с (7) найденным на улице (8) животным. Если вы решили помочь бездомной собаке (9) то нужно взять её за поводок и дать команду «домой».
Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Долина гейзеров (1) природная достопримечательность Камчатского края (2) расположенная в Кроноцком биосферном заповеднике. Уникальные термальные источники (3) грязевые котлы (4) водопады и озёра (5) всё это разбросано по каньону реки Гейзерной (6) где наблюдаются разнообразные природные условия (7) вмещающие в себя ландшафты нескольких географических поясов. Основа драматичных панорам заповедника (8) пышущие гейзеры (9) бурлящие и взрывающиеся сокрушительными потоками воды и пара.
Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
В нашей стране первая консерватория открылась (1) в 1862 году в Петербурге. Её основатель (2) Антон Григорьевич Рубинштейн. Прекрасный композитор и выдающийся пианист (3) неутомимый пропагандист музыкальной культуры и музыкальных знаний (4) так характеризовали его современники. Обязательное условие для поступления в консерваторию (5) определённый уровень профессиональной подготовки. Взрослые ученики часто совмещали музыкальные занятия с обучением в университете или со службой. Для младших существовали научные классы (6) в которых ученики получали (7) примерно такое же общее образование (8) какое давала гимназия.
Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Константин Мельников (1) классик русского архитектурного авангарда.
По его проектам были созданы самые необычные здания Москвы (2) клуб имени Русакова (3) гараж Госплана (4) здание конторы Ново-Сухаревского рынка (5) дом-мастерская самого архитектора. Примечательно (6) что территорию Ново-Сухаревского рынка Мельников обустроил рационально (7) продавцы получили постоянные места для торговли (8) а покупатели могли сразу увидеть товары целого ряда.
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Село Большое Болдино (1) притягивает к себе всех (2) кто неравнодушен к творчеству великого (3) русского писателя А.С. Пушкина. Каждый уголок этого исторического места способен вдохновить любого человека (4) однако (5) больше всего гости Болдинской усадьбы стремятся в знаменитый парк. К каскаду небольших прудов ведут дорожки (6) по которым когда-то прогуливался сам поэт. А возле барского дома растёт старая лиственница (7) посаженная (8) по преданию (9) Пушкиным.
Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Национальный театр драмы имени известного алтайского поэта Павла Кучияка (1) это главная культурная достопримечательность столицы Республики Алтай. Здание театра выполнено в стиле традиционного жилища коренных народов (2) его четырёхгранную крышу (3) можно увидеть едва ли не из любой точки города. Помимо четырёхгранного конуса крыши (4) особое внимание привлекает гармоничное сочетание белого и голубого цветов. Это сочетание (5) одна из традиционных особенностей кочевого стиля.
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Сегодня (1) в Наклонной башне города Невьянска Свердловской области находится филиал историко-архитектурного музея (2) а раньше в ней располагались заводской архив (3) лаборатория и рабочий кабинет (4) промышленника-предпринимателя Акинфия Демидова. Он построил в этих местах (5) каменный дом для своей семьи (6) а рядом с деревянной Преображенской церковью (7) воздвиг башню-колокольню (8) с девятью мини-этажами.