Русский язык
Демоверсия | Изложения | Теория и практика | Сочинения | Итоговое собеседование
+4
18 февраля 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба

Контрольная работа по теме «Все случаи постановки двоеточия»

Русский язык
Задания 4 и 5 ОГЭ по теме «Все случаи постановки двоеточия в предложении» из ОБЗ ФИПИ.

Задание 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Пунктуационные правила

А) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.
Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
В) После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

Предложения

1) Погода стояла неблагоприятная: по временам шёл мелкий осенний дождь, постоянно дул ветер.
2) Приметы связаны со всем: с цветом неба, росой и туманами, криком птиц и яркостью звёздного неба.
3) Вскоре после захода солнца полевой стан опустел: тракторы ушли на стоянки, а отработавшая смена ужинала в палатке.
4) И ещё я увидел: впервые за лето берёзки начали обсыпать золотыми монетками тёмные ёлочки, растущие под ними.
5) А. С. Пушкин писал о М. В. Ломоносове: «Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».



Пунктуационные правила

А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие.
В) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

Предложения

1) Теперь уж ничего не было видно: ни гор, ни неба, ни земли.
2) Осенью 1880 года в Петербурге произошло важное культурное событие: впервые была выставлена картина А. И. Куинджи «Ночь на Днепре».
3) Ромашки, колокольчики, гвоздики сразу бросаются в глаза: и стебли у них высокие, и цветки крупные.
4) Альберт Эйнштейн говорил: «Образование – это то, что остаётся, когда забывается всё, чему нас учили».
5) Я вскочил, отодвинул штору: на ярко-синее высокое небо со всех сторон надвигались набухшие тучи.



Пунктуационные правила

А) После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.
Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие.
В) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

Предложения

1) Вид с вала был прекрасный: с одной стороны широкая полянка кончалась лесом, с другой – бежала маленькая речка.
2) В мелколесье юные деревца всех пород: ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно.
3) Усталость начала брать своё: кто-то зевнул, кто-то начал стелить постель и укладываться на ночь.
4) После ужина солдаты легли спать, даже не перемолвились друг с другом парой слов: уж очень напряжённым был минувший день.
5) Известный писатель К. И. Чуковский писал: «А. С. Пушкин на веки веков чудотворно преобразил нашу речь, придав ей прозрачную ясность, золотую простоту и музыкальность».



Пунктуационные правила

А) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.
Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
В) После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

Предложения

1) Сосну можно увидеть всюду: в высоких горах Кавказа, на далёком холодном севере, на самой границе голой пустынной тундры.
2) На одной из дорожек сада Владимир Сергеевич увидел какую-то фигуру, он пригляделся: то была Марья Павловна.
3) Три дня напрасно бродил Емеля по лесу с Лыском: оленихи с оленёнком не попадалось.
4) К вечеру погода испортилась: то падал туман, то припускал крупный косой дождь.
5) Д. С. Лихачёв писал: «Я убеждён, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего в своей семье, в отношениях со своими родными».



Пунктуационные правила

А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие.
Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
В) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

Предложения

1) Это было поразительное зрелище: ровное ледяное поле медленно и беззвучно выгибалось, силясь в точности повторить очертания пришедшей с моря волны.
2) На уроке биологии учительница задала странный, на наш взгляд, вопрос: «На каком коне не ездят?»
3) Хотя Иван нёс домой радостную весть, покоя в его душе не было: сердце то и дело сжималось от волнения.
4) Древние римляне утверждали: «Поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться».
5) Начинается река Лена с высоких Байкальских гор и отовсюду: и справа, и слева – принимает многочисленные притоки.



Пунктуационные правила

А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
В) После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

Предложения

1) К финно-угорским языкам относятся некоторые языки народов нашей страны, а именно: удмуртский, карельский, мордовский, марийский.
2) Нас было трое: старый охотник Савелий, его длинноухий пёс Пыж и я, тогда ещё подросток.
3) Устало всё кругом: устал и цвет небес, и ветер, и река, и месяц, что родился.
4) Я смотрел на небо: Млечный Путь опоясывал его, ярко сияла Большая Медведица, распахнув крылья, плыло созвездие Лебедь, кучились Плеяды.
5) Древние римляне утверждали: «Поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться».



Пунктуационные правила

А) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.
Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
В) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие.

Предложения

1) Впрочем, гости редко заглядывали к Золотницким: скучно было у них.
2) Всё вокруг неуловимым образом переменилось: тени стали чернее, огонь – ярче, звуки – приглушённее.
3) Всё ликовало и пело вокруг меня: и ромашки на меже, и пламя подсолнечников в разных местах среди ржи.
4) Александр Сергеевич Пушкин перед смертью сказал, обращаясь к книгам: «Прощайте, друзья!»
5) Я подумал: «Теперь не пропаду, тропинка куда-нибудь приведёт».



Пунктуационные правила

А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие.
В) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

Предложения

1) На утреннем базаре в Симферополе всё блестело от росы: холодная редиска, пучки лука и огромные пионы.
2) Повсюду можно было слышать шумные разговоры: в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах.
3) Взору Алексея предстали явные приметы заброшенности: боковое окно из кухни чернело сплошь разбитыми стёклами, калитки не было, некогда уютный дворик густо зарастал сорной травой.
4) Рисунки первобытного человека представляют интерес для археологов: они помогают учёным воссоздать далёкую историю человечества, дают сведения о важнейших событиях того времени.
5) Я вскочил, отодвинул штору: на ярко-синее высокое небо со всех сторон надвигались набухшие тучи.



Пунктуационные правила

А) После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.
Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
В) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие.

Предложения

1) Народный календарь – уникальное явление русской культуры: в нём отражены многовековой опыт наших предков и их наблюдения за окружающим миром.
2) Питаются бобры исключительно растительной пищей: болотными и луговыми растениями, водорослями, осокой, корой деревьев.
3) Глянула матушка в окно, а там всё бело: и улицы, и плетни, и крыши, и деревья.
4) Лето стояло долго-долго: казалось, наступил необычный двухмесячный август, посылавший тёплые дни один за другим.
5) Блок утверждал: «Родина – древнее, бесконечно древнее существо».



Пунктуационные правила

А) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.
Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
В) После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

Предложения

1) Я приехал как раз вовремя: поезд стоял у платформы, будто бы дожидаясь меня.
2) Вечерело, и тучи заходили теперь с трёх сторон: слева, справа и с запада.
3) На улице, перед низкой оградой сада, собралось довольно много народа: добрые граждане городка не хотели пропустить случая поглазеть на заезжих гостей.
4) А.С. Пушкин писал: «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!».
5) Я шёл по набережной: надо мной кружили чайки.



Задание 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

Арбат уже давно стал главной туристической артерией Москвы (1) так как сюда стекаются гости гóрода со всех его концов. Пересекают Старый Арбат узкие переулки (2) Большой Афанасьевский (3) Староконюшенный (4) Калошин (5) Кривоарбатский (6) Денежный и т. д. Это своеобразное наследство от расположенных здесь мастерских ремесленников (7) а само название Орбат впервые упоминается в 1475 году (8) «Погорел совсем на Орбате Никифор Басенков».



В 1767 году Екатерина II сообщала в письме к Н. И. Панину (1) «Мы вчера, ввечеру, сюда приехали и нашли город (2) который всячески может слыть столицею большого царства». Считается (3) что именно после визита государыни (4) Казань начала развиваться семимильными шагами (5) строили церкви (6) заводы (7) учебные заведения (8) общественные учреждения и дома.



Горы Шиханы (1) уникальный и неповторимый природный памятник в Башкирии, беспристрастные свидетели процессов, которые происходили на этой территории миллионы лет назад. Шиханы состоят из четырёх гор-одиночек (2) Торатау (3) Шахтау (4) Юрактау и Куштау (5) образующих узкую цепочку (6) вытянутую вдоль реки Белой на 20 км. Несомненно одно (7) горы Шиханы представляют ценность и для градообразующего предприятия (8) и для истории (9) потому что подобные горы остались только в Австралии.



Константин Мельников (1) классик русского архитектурного авангарда. По его проектам были созданы самые необычные здания Москвы (2) клуб имени Русакова (3) гараж Госплана (4) здание конторы Ново-Сухаревского рынка (5) дом-мастерская самого архитектора. Примечательно (6) что территорию Ново-Сухаревского рынка Мельников обустроил рационально (7) продавцы получили постоянные места для торговли (8) а покупатели могли сразу увидеть товары целого ряда.



Удивительная природа Приморского края сочетает в себе северные и южные элементы (1) здесь можно встретить северянку-пихту, ель, сосну, могучие кедры, а по соседству с ними произрастают, например, субтропические деревья амурского бархата, который называют также пробковым деревом. В густой Приморской тайге нередки настоящие субтропические лианы (2) амурский виноград (3)актинидия (4) лимонник. Ю. Аракчеев писал (5) «Самое интересное в природе Приморья (6) это реликты». Жители северной тайги (7) соболь, рысь, рябчик, глухарь (8) соседствуют с леопардом, уткой-мандаринкой, изумрудно-синим широкоротом. Встречается очень редкое горное парнокопытное животное (9) горал.



Чёртово игрище в Волгоградской области (1) это песчаный кратер, находящийся в степи. Поднимешься по склону на вершину кратера (2) дух захватывает от космического пейзажа (3) оранжево-розовый песок переливается на солнце всеми цветами радуги. Уйти отсюда просто невозможно (4) открывшаяся картина завораживает. Песок в кратере многослойный, и каждый слой имеет свой цвет (5) розовый, лимонно-жёлтый, сиреневый, алый, тёмно-вишнёвый... В научных статьях пишут (6) «Чёртово игрище — древний подводный палеовулкан, оставшийся с тех пор, когда здесь было море». Пожалуй, учёные правы (7) при раскопках здесь можно найти морские ракушки.



Создавая Сибирь (1) природа допустила просчёт (2) большинство её рек она направила с юга на север. В Ледовитый океан впадают великие реки (3) Обь с Иртышом (4) Енисей с Ангарой (5) Лена с Алданом. На долю Средней Азии осталось ничтожно мало воды. А она жизненно необходима (6) тут горячее солнце. Ошибку исправляют учёные (7) потому что они заставляют многоводные реки течь вспять. В исследовательских институтах создаются проекты комплексного использования великих рек Сибири (8) решаются проблемы бурных весенних паводков. Но всё же нужно почаще задаваться вопросом (9) «А есть ли у вас право нарушать естественный природный баланс?»



С «поющими» песками можно встретиться не только в пустынях (1) но и в других местах (2) на берегах Кольского полуострова и Балтики (3) в долинах Лены и Вилюя (4) на озере Байкал. Такой песок издаёт самые неожиданные звуки (5) под ногами идущего слышится собачий лай (6) звон натянутой струны. В пустынных местах нередко звучат обширные площади движущихся песков (7) кажется (8) будто поёт вся пустыня. Что же заставляет пески звучать?



Петр Ильич Чайковский известен всем (1) это знаменитый русский композитор (2) дирижёр (3) автор более 80 музыкальных произведений. В многодетной семье Чайковских играли на разных музыкальных инструментах (4) на флейте, арфе, фортепиано, органе. В 1859 году Пётр окончил училище правоведения в Петербурге и стал служить в Департаменте юстиции. В свободное время он часто посещал оперный театр (5)особенно сильное впечатление на него оказали постановки опер великих композиторов (6) Моцарта, Глинки. Проявив склонность к сочинению музыки (7)Чайковский становится студентом консерватории Петербурга. Формированию музыкальной личности Петра Ильича помогли занятия у великолепных преподавателей (8)Н. Зарембы, А. Рубинштейна. По окончании консерватории композитор был приглашен Николаем Рубинштейном (братом преподавателя) в Московскую консерваторию на должность профессора. Чайковского знают как автора множества произведений (9) он писал вальсы, симфонии, увертюры, сюиты.



Ангара (1) река в Восточной Сибири (2) самый крупный правый приток Енисея. На реке были построены четыре гидроэлектростанции (3) Иркутская, Братская, Усть-Илимская, Богучанская. До строительства ГЭС безопасное судоходство было невозможно (4)Ангара имеет значительный перепад высот. При строительстве плотин были затоплены значительные территории. Вот произведения (5) в которых Валентин Распутин с болью пишет об этих событиях (6) «Прощание с Матёрой», «Дочь Ивана, мать Ивана» и другие. В одном из таких произведений мы читаем (7) «Всё Ангарой понесёт (8) и детство, и старость, и радость, и горе».



В пушкинском заповеднике три огромных парка (1) Михайловский, Тригорский и Петровский. Михайловский парк (2) любимое место отдыха А.С. Пушкина (3) именно здесь поэт черпал вдохновение для своих самых известных произведений. По пути от Михайловского к Тригорскому есть ещё одно замечательное место (4) его называют Савкина горка. Историки утверждают (5) Александр Сергеевич хотел купить эту землю у соседей и построить там летний домик. Тригорский парк весь пропитан солнцем. Везде золотыми пятнами лежит свет (6) на траве (7) в обрывах над Соротью (8) на скамье Онегина. В Петровском парке был дом пушкинского деда (9) строптивого и мрачного Ганнибала.



Нижний Новгород (1) это город Максима Горького (2) его детства и взросления. В одном из писем он скажет (3) «И как я рад (4) что живу здесь...» Город помнит своего знаменитого земляка и хранит память о нём в созданных музеях (5) Домике Кашириных и Музее-квартире М. Горького. Домик Кашириных открылся в 1938 году. В нём всё воссоздано по описанию самого Горького в повести «Детство» (6) кухня, комнаты деда и бабушки, печка с полатями, розги, замоченные в кадке, деревянная скамья для порки провинившихся детей. На улице Семашко, 19, Горький живёт в Нижнем уже будучи известным писателем. Это очень большая квартира (7) здесь множество комнат, есть кабинет и детская, имеется просторный зал, где стоял рояль и богатая библиотека. Многие известные люди (8) В. Короленко, Н. Гарин-Михайловский, П. Мельников, Ф. Шаляпин (9) приходили сюда, в так называемую «горьковскую академию».



Джек Лондон некогда писал (1) «Истинное назначение человека (2) жить, а не существовать». Смысл изречения обширен (3) это мысль о том (4) что недостойно человека прозябать, терять часы, месяцы, годы, быть в стороне от важных дел. Человеческая жизнь должна быть заполнена делом (5) служением долгу, помощью близким, соотечественникам. Не всякое существование (6) настоящая жизнь. Джек Лондон вложил свой смысл в слово «жить» (7) оно означает лишь достойное, разумное, активное существование, такое (8) которое исключает пустую трату времени, бездумное прозябание, пассивность. Бесцельная жизнь осуждалась и народом. Про такую жизнь говорили (9) «Не живём, дни провожаем».



П.А. Плетнёв (1) поэт (2) литературный критик (3) издатель сочинений А.С. Пушкина. В одном из писем он писал (4) «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта… Я был для него всем (5) и родственником (6) и другом (7) и издателем (8) и кассиром». «Евгения Онегина» Пушкин (9) посвятил Плетнёву.



В раскопках под Новгородом были найдены грамоты (1) написанные на берёсте и относящиеся к XI-XVI векам. Это открытие в археологии считается очень важным (2) дело в том, что в новгородских грамотах запечатлелась предыстория появления русской книги. Содержание найденных грамот разнообразно (3) это частные письма с забавными прибаутками (4) коммерческие записи (5) завещания и распоряжения. Авторами грамот оказались люди разных слоёв общества (6) ремесленники и купцы (7) землевладельцы и крестьяне (8) чиновники и духовенство.



Слово «паника» греческого происхождения. Интересна история его возникновения (1) слово происходит от имени древнегреческого бога Пана. Паника (2) это неудержимый страх. Паникёр (3) это человек (4) легко поддающийся смятению и распространяющий тревожные слухи. Греки верили в то (5) что Пан живёт в лесных рощах. Они изображали его так (6) обросшим шерстью (7) с козлиными рожками на голове и козлиными копытцами на ногах. Пан наводил внезапный и безотчётный страх на людей (8) поэтому даже войска бросались в бегство (9) заслышав его дикие завывания. Вот откуда произошло значение слова «паника».

    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses