Русский язык
Демоверсия | Изложения | Теория и практика | Сочинения | Итоговое собеседование
+3
21 февраля 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»

Русский язык
Задания 4 и 5 из ОБЗ ФИПИ по теме «Обособленные члены предложения».

Задание 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1. Пунктуационные правила

А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
Б) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.
В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

Предложения

1) В это время Иван Езерский, мой сосед, вошёл в свой тесный кабинет.
2) Вдалеке, на склоне горы, поросшей лесом, показался огонёк.
3) Луна, яркая и точно мокрая, мелькала по голым верхушкам деревьев, и голые сучья сливались с её влажным блеском, исчезали в нём.
4) Каштанка, вскочив, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким лаем.
5) Высокое, почти безоблачное летнее небо было восхитительно.



2. Пунктуационные правила

А) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.
Б) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
В) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.

Предложения

1) Мы плыли на лодке по тёмной, как чернила, реке.
2) Стёпка наскоро умылся, съел холодный огурец с куском хлеба, выскочил на улицу, накинув на худенькие плечи курточку.
3) Ирония Звягинцева, профессора нашего университета, не произвела, однако, на нового студента никакого впечатления.
4) «Держитесь, ребята, крепче!» – весело крикнул капитан, вцепившись в поручни.
5) И берёзовая рощица, протягивающая к небу ветки, и могучий дуб, закрывающий своим шатром поляну, ‒ словом, всё было по-своему прекрасно.



3. Пунктуационные правила

А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
Б) Вводная конструкция выделяется запятыми.
В) Уточняющее обстоятельство обособляется.

Предложения

1) Берёзовый лесок закончился, и перед путниками возникла речка, прячущаяся в камышовых зарослях.
2) Солнце только что село, и алый тонкий свет лежал на зелёных лозах, на сухой земле и на белой стене небольшого домика, стоявшего на самом верху горы.
3) Стёпка наскоро умылся, съел холодный огурец с куском хлеба, выскочил на улицу, накинув на худенькие плечи курточку.
4) Математика, по мнению Пифагора, лежит в основе законов, которые управляют мировым порядком.
5) Необъятное пространство заливала река в половодье, и теперь далеко, вплоть до горизонта, по лугам были разбросаны серебряные пятна.



4. Пунктуационные правила

А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
Б) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
В) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.

Предложения

1) Прерванный на минуту разговор возобновился, и Николай мог свободно разглядеть общество, сидящее за столом.
2) Пожилой человек плёлся, прихрамывая от боли, и, дойдя до скамейки, устало присел.
3) Ни души не было кругом – только овсянки, сидя под дождём на высоких кустах, звенели на весь лес.
4) Если смотреть из окна прямо, можно увидеть крыши, точно лодки, которые были опрокинуты вверх дном в зелёных волнах садов.
5) Мутно-золотая заря блёкла в облаках за полями, отсвечивала в лужах, мокро и зелено было в полях.



5. Пунктуационные правила

А) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.
Б) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
В) Приложение, которое относится к личному местоимению, обособляется.

Предложения

1) Стало слышно, как под ногами шедшего шуршала трава и потрескивал бурьян, но за светом костра никого не было видно.
2) Когда бабушка улыбалась, её тёмные, как вишни, глаза вспыхивали приятным светом.
3) Из открытых окон запылённых вагонов глядят люди, едущие на Кавказ: знаменитый артист в серой шёлковой шапочке, красивая дама с лорнетом, худой англичанин с трубочкой в зубах.
4) Нас было трое: старый охотник Савелий, его длинноухий пёс Пыж и я, тогда ещё подросток.
5) Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал.



6. Пунктуационные правила

А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
Б) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.
В) Уточняющее обстоятельство обособляется.

Предложения

1) Печорин был погружён в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и, кажется, вовсе не торопился в дорогу.
2) Контуры деревьев, обрызганных дождём, начали выступать из мрака, чернея растопыренными ветвями.
3) Я вскочил, отодвинул штору: на ярко-синее высокое небо со всех сторон надвигались набухшие тучи.
4) В усадьбе «Ясная Поляна», родовом имении Л. Н. Толстого, восстановлен уникальный сад из старинных российских сортов яблонь, многие из которых считались утраченными.
5) На улице, перед низкой оградой сада, собралось довольно много народа: добрые граждане городка не хотели пропустить случая поглазеть на заезжих гостей.



7. Пунктуационные правила

А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
Б) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.
В) Обстоятельство с уступительным значением обособляется.

Предложения

1) Птицы, родившиеся на Севере, отлично знали и дорогу на юг, и место зимовки.
2) Листья деревьев, падая на холодную землю, шепчутся, прощаясь навек.
3) Муравейники – возводимые муравьями сооружения ‒ давно стали символом надёжного дома или прочно обосновавшегося, кипящего жизнью поселения.
4) Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.
5) Несмотря на вечернюю пору, в воздухе чувствовалась духота, и в отдалении уже погрохатывало.



8. Пунктуационные правила

А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
Б) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.
В) Вводная конструкция отделяется запятой.

Предложения

1) Укроп в древности считали красивым растением, а его запах – не уступающим аромату роз, и поэтому листьями укропа украшали букеты цветов.
2) Пёс сидел напротив дверей булочной, изредка поворачивая лохматую морду направо и налево, и равнодушно провожал глазами нечастых прохожих.
3) И колючей веткой ель в окно стучала, как стучит порою путник запоздалый.
4) По словам А. А. Блока, «Родина – древнее, бесконечно древнее существо».
5) Ты, царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель.



9. Пунктуационные правила

А) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.
Б) Вводное слово выделяется запятыми.
В) Обращение отделяется запятой.

Предложения

1) Взрослые понять не могут, как много нового и неожиданного встречается детям по пути домой: то удивительной красоты листочек, то яркое стёклышко, блестящее в траве, то невиданной красоты собака или кошка.
2) Увидеть радугу можно только в том случае, если пелена дождя или висящей в воздухе водяной пыли находится перед вами, а солнце – за спиной.
3) Ася сломала длинную ветку, положила её себе на плечо, как ружьё, повязала себе голову шарфом.
4) Горные массивы живут своей жизнью, следовательно, изменяются, как и все другие формы рельефа на Земле.
5) «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» – писал А. С. Пушкин в стихотворении «К Чаадаеву».



10. Пунктуационные правила

А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
Б) Вводная конструкция выделяется запятыми.
В) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.

Предложения

1) После обеда Каштанка разлеглась посреди комнаты, протянула ноги и, чувствуя приятную истому, завиляла хвостом.
2) Набережная, стоявшая на ней публика, рабочие, товарные склады – всё тихонько поплыло назад.
3) Листья, пригретые солнцем, падали на мокрые, серые от дождя дорожки.
4) На уроке биологии учительница задала странный, на наш взгляд, вопрос: «На каком коне не ездят?»
5) Иволга, обитательница берёзового леса, издаёт звучный, похожий на флейту свист.



Задание 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

11. Утром метель улеглась, было тихо, только изредка набегал прохладный ветер (1) приподнимая (2) покрытые инеем (3) гривы лошадей (4) да шевелил ветви деревьев.



12. Спокойная величавая река с точками лодок и их пропадающими следами расстилалась между берегами и уходила вперёд (1) сжимаясь меж громадными уступами скал (2) и затем исчезала (3) в ярко зеленеющих (4) долинах.



13. Возвращая первоначальную красоту и великолепие (1) Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге (2) реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами (3) готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже (4) прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий.



14. В тишине сонно ползали пчёлы по цветам у балкона (1) совершая свою неспешную работу (2) и слышался (3) едва уловимый (4) лепет серебристой листвы тополей.



15. Внезапно осины зашептались (1) с коротким шумом вздрагивая листьями (2) и заволновались; облако белых пушинок сорвалось с их серёжек и (3) словно сговорившись с ветром (4) весело понеслось в темнеющую чащу.



16. В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.



17. В прошлом году (1) роясь в домашнем архиве (2) я случайно напал на довольно объёмистую связку писем (3) перевязанных голубой тесьмой (4) и решил прочесть их.



18. Путешествие и чтение – занятия родственные: как (1) путешествуя (2) мы узнаём новое, видим, как вновь и вновь открывается (3) манящая нас (4) даль, так и от книги к книге мы идём, как путник от горизонта к горизонту.



19. Двое рыбаков возились с лодкой (1) привязанной к корме (2) одного из баркасов (3) нагруженных (4) дубовой клёпкой и сандалом.



20. Гора Талая (1) до самой вершины заросшая молодым сосняком (2) вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже (3) выделявшиеся на светлом фоне (4) ветви деревьев.



21. В русских лесах (1) пожалуй (2) нет дерева мощнее и красивее зелёного дуба. По словам учёных-лесоводов (3) некоторые дубы живут до тысячи лет, но (4) к сожалению (5) чистых дубрав (так издавна назывались леса, где росло много дубов) осталось теперь очень мало.



22. Человек – одно звено в бесконечной цепи жизней, которая (1) как будто (2) тянется через него из прошедшего к будущему. Где-то в таинственной глубине (3) быть может (4) лежат способности и таланты, полученные человеком по наследству и готовые развиться в потомках.



23. Хлебопашество сближает человека с природой, привязывает его к земле и (1) следовательно (2) к родине. С одной стороны (3) хлебопашество закаляет характер, а с другой стороны (4) сохраняет здоровье, даёт тихие радости.



24. А.С. Пушкин назвал М.В. Ломоносова «первым нашим университетом». Все свои научные достижения М.В. Ломоносов (1) как правило (2) старался применить на практике. Так (3) например (4) он, занимаясь изготовлением разноцветного стекла, создал мозаику «Полтавская битва».



25. Теперь дуб распускается, и (1) как полагается (2) стало холодно. Я люблю северную природу с её молчаливой хмуростью (3) должно быть (4) за первобытное одиночество.



26. Роман М.Ю. Лермонтова (1) по мнению учёных (2) проникнут единством мысли, и потому его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочитаете две превосходные (3) на мой взгляд (4) повести и несколько не менее превосходных рассказов, но романа знать не будете.



27. Милые берёзовые (1) чащи!
Ты (2) земля! И вы (3) равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски.



28. Опамятуйся, просветлей (1) душа!
Вернись (2) былое (3) зренье!
Земля (4) пошли мне исцеленье,
Влей в тёмное моё смятенье
Спокойствие твоих полей!



29. Мир таинственный (1) мир мой древний (2)
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню (3)
Каменные руки шоссе.



30. Сыпь (1) тальянка (2) звонко, сыпь (3) тальянка (4) смело!
Вспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела?
Не шуми (5) осина (6) не пыли (7) дорога.
Пусть несётся песня к милой до порога.

    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.