Русский язык
Демоверсия | Изложения | Теория и практика | Сочинения | Итоговое собеседование
+2
16 апреля 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба

Рабочий лист по теме «Орфографический анализ»

Русский язык
Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по теме «Орфографический анализ».

орфографический анализ.docx
орфографический анализ.pdf

1. Найдите ряды, в котором оба слова – с чередующимися гласными в корне.

1) Растение, росточек
2) Примирять, сгорать
3) Косить, касательная
4) Изложение, равнение
5) Гористый, застелить

2. Вставьте пропущенные буквы.

Пр..вязать, бе..полезный, не..говорчивый, ра..путывать, пр..сечь, пр..ложение, бе..радостный, супер..нтересный, пред..юльский, пр..небречь, дез..нформация.

3. Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глаголов. Все глаголы во множественном числе.

Выскоч..т, стел..т, кле..т, гон..т, завис..т, та..т, ла..т, стро..т, выдума..т.

4. Дополните высказывания:

1) НЕ с существительными и прилагательными пишется слитно, если можно подобрать…
2) НЕ с глаголами пишутся раздельно, кроме тех..
3) НЕ с одиночными причастиями пишутся…, а с причастными оборотами…

5. Установите соответствия между словом и объяснением орфограммы.

СЛОВА

А) терраса
Б) бесполезный
В) прибрежный
Г) фальшь

ОБЪЯСНЕНИЯ

1) Написание приставки зависит от глухости последующего согласного.
2) Написание приставки зависит от лексического значения (близость к чему-либо).
3) Словарное слово, необходимо запомнить.
4) На конце существительного 3 склонения пишется ь.

6. Определите части речи в выделенных словах.

ДЕЖУРНЫЕ проигнорировали инцидент. ДЕЖУРНЫЕ учителя внимательно следили за происходящим в коридоре.

Нужно ПЕЧЬ пироги с любовью. Мы затопили ПЕЧЬ.

7. Вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова.

Препод..ватель, уд..вляться, пол..скать (котёнка), оч..ровательный, обн..вленный, л..нивый, к..чаться, св..ла (гнездо), зам..рзать.

8. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1) Я находилась у дедушки (в)продолжени.. всего лета.
2) Читатели заинтересованы (в)продолжени.. рассказа.
3) Обнаружились важные детали (в)следстви.. об аварии.
4) (Не)смотря на трудности, поход завершился удачно.

9. Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

1) Не за(то) отец рассердился, что мы опоздали, а за нашу ложь.
2) Что(бы) могло решить проблему защиты домашних животных?
3) У меня то(же) вчера была важная встреча.
4) Радуга издавна привлекала внимание учёных, а так(же) поэтов.

10. Образуйте наречия, выделите приставки и суффиксы.

1) На + чистый
2) С + новый
3) За + тёмный
4) Из + давний
5) До + сытый

11. Найдите слова с ошибками. Исправьте их.

Поискать, безиглый, cымитировать, спортыгра, разыграть, взымать, безыдейный рассказ, прединфарктное состояние, сверхизобретательный человек, научные изискания.

12. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.

Поздним вечер..(1)м геол..(2)ги ост..(3)новились на ночлег в горн..(4)й д..(5)лине. Внизу, в узком ущелье, бил..(6)сь о скалы река. Р..(7)скошная р..(8)стительность окружал..(9) людей.

13. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

В низине расст..(1)лается туман. Он проб..(2)рается к реке. Безм..(3)тежна природа, лёгкой грустью ове..(4)но всё вокруг. Тиш..(5)на. Все зам..(6)рает.

14. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

Девушка р..(1)душно предл..(2)жила мне чаю, а я хотел позаг..(3)рать на берегу, ощущая лёгкое прик..(4)сновение ветерка. По узкой тр..(5)пинке мы доходим до воды. Волны выбрасывают на песок водор..(6)сли.

15. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ОБОЗНАЧЬ (направление) – буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного.
2) НЕМЕЦКИЙ (станок) – в относительном имени прилагательном, образованном от существительного с основой на -Ц, пишется суффикс -К-.
3) ОЧАРОВАНИЕ – в корне слова пишется непроверяемая безударная гласная.
4) ЦЫПЛЁНОК – в корне слова написание буквы Ы после Ц не определяется правилом (является исключением).
5) (дверь) НЕ ЗАКРЫТА – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.

16. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРЕГРАДА – выбор приставки определяется её значением, близким к значению слова очень.
2) ВИДЯЩИЙ (перспективу) – правописание гласной в суффиксе действительного причастия настоящего времени определяется принадлежностью к спряжению глагола, от основы которого это причастие образовано.
3) КАНАТОХОДЕЦ – в сложном слове после мягкого согласного пишется соединительная гласная О.
4) ПРИМИРЯТЬ (друзей) – написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором этот гласный звук находится в ударном слоге.
5) (возле) РОЩ – в форме родительного падежа множественного числа имени существительного 2-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

17. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) С ПЛАЩОМ – в окончании имени существительного после шипящего под ударением пишется буква О.
2) (ещё) НЕ РЕШЁННЫЙ – частица НЕ с кратким причастием пишется раздельно.
3) (говорит) ИСКРЕННЕ – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.
4) ВЕТЕРАН – две безударные гласные корня непроверяемые.
5) РАССЧИТАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется его лексическим значением.

18. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ДОВЕРЧИВЫЙ – правописание гласной И в суффиксе причастия настоящего времени определяется принадлежностью ко II спряжению глагола.
2) РАСТУЩИЙ – в корне слова с чередующейся гласной перед -СТ- пишется буква А.
3) ВЫТРИТЕ (стол) – в форме будущего времени 2-го лица множественного числа глагола II спряжения пишется окончание -ИТЕ.
4) БЕЗЫНИЦИАТИВНЫЙ – после русскоязычной приставки, оканчивающейся на согласную, пишется буква Ы.
5) (на) БОЧОК – в окончании имён существительных после шипящих под ударением пишется буква О.

19. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ЗЕЛЕНОВАТО-ГОЛУБОЙ – сложное имя прилагательное пишется через дефис, потому что образовано на основе подчинительного словосочетания.
2) ЗАМИРАТЬ (от восторга) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.
3) ПРИОТКРЫТЬ (окно) – написание первой приставки определяется её значением – неполнота действия.
4) ВОЗМУЩЁННО (сказать) – в наречии на -о пишется столько букв Н, сколько и в слове, от которого оно образовано.
5) РВАНАЯ (кофта) – в суффиксе имени прилагательного -АН- пишется одна буква Н.

20. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) С МЯЧОМ – в окончаниях имён существительных после шипящих под ударением пишется буква О.
2) ТАЮЩИЙ – в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от основы глагола II спряжения, пишется буква Ю.
3) УХАЖЁР – в корне имени существительного после шипящих под ударением пишется буква Ё.
4) НЕ ИЗУЧИВ – частица НЕ с кратким причастием пишется раздельно.
5) ВПРАВО – написание суффикса -О в наречии определяется наличием приставки В-.




Ответы

1. 14
2. Привязать, бесполезный, несговорчивый, распутывать, пресечь, приложение, безрадостный, суперинтересный, предыюльский, пренебречь, дезинформация.
3. Выскочат (II), стелют (I), клеят (II), гонят (II), зависят (II), тают (I), лают (I), строят (II), выдумают (I).
4.1) НЕ с существительными и прилагательными пишется слитно, если можно подобрать синоним без НЕ.
2) НЕ с глаголами пишутся раздельно, кроме тех, которые не употребляются без НЕ.
3) НЕ с одиночными причастиями пишутся слитно, а с причастными оборотами раздельно.
5. 3124
6. ДЕЖУРНЫЕ (сущ.) проигнорировали инцидент. ДЕЖУРНЫЕ (прил.) учителя внимательно следили за происходящим в коридоре. Нужно ПЕЧЬ (гл.) пироги с любовью. Мы затопили ПЕЧЬ (сущ.).
7. Преподаватель (дать), удивляться (диво), поласкать (ласка), очаровательный (чары), обновлённый (новый), ленивый (лень), качаться (качка), свила (вить), замерзать (мёрзнуть).
8. Я находилась у дедушки в продолжение всего лета. Несмотря на трудности, поход завершился удачно.
9. У меня тоже вчера была важная встреча. Радуга издавна привлекала внимание учёных, а также поэтов.
10. Начисто, снова, затемно, издавна, досыта.
11. Безыглый, спортигра, взимать, предынфарктное состояние, научные изыскания.
12. 3689
13. 1256
14. 23456
15. 24
16. 24
17. 14
18. 24
19. 34
20. 15
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.