Русский язык
Демоверсия | Изложения | Теория и практика | Сочинения | Итоговое собеседование
+3
Сегодня, 12:59
В закладки
Обсудить
Жалоба

Рабочий лист по теме «Средства художественной выразительности»

Русский язык
Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по теме «Анализ средств художественной выразительности».

средства выразительности.docx
средства выразительности.pdf

1. Выберите варианты с эпитетами.

1) бесстрашный Пётр
2) распустился цветок
3) красная ручка
4) тихая грусть
5) слышу чей-то голос

2. Дайте определения понятиям.

Метафора, сравнение, гипербола, олицетворение.

3. Найдите в предложениях художественные средства и распределите на три столбика: 1) сравнение; 2) метафора; 3) ирония.

1) Откуда ты такой умный взялся?
2) Как дерево роняет грустно листья, так я роняю грустные слова.
3) В саду горит огонь рябины красной, но никого не может он согреть.

4. Разделите предложение на части так, чтобы получилась парцелляция.

Боюсь я гостиниц, может, потому, что чувствую, что в каком-то номере остаться мне придётся одному, навеки, в самом деле, без возврата.

5. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

1) В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной...
2) На древо смерти набежит...
3) И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А.С. Пушкин «Анчар»

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

1) оксюморон
2) антитеза
3) метафора
4) эпитет

6. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А) ...а глазенки — как звездочки ночью после дождя!
Б) Ну, я ему говорю, что я, мол, человек бывалый и все знаю.
В) Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети».

М.А. Шолохов «Судьба человека»

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

1) разговорное слово
2) метафора
3) сравнение
4) эпитет

7. Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А) Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
Б) И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил...
В) Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою...

М.Ю. Лермонтов «Нищий»

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

1) эпитет
2) риторический вопрос
3) анафора
4) метафора

8. Вставьте подходящие по смыслу слова, чтобы получилась антитеза.

1) Стихи и (…), лёд и (…) не столь различны меж собой. (А.С. Пушкин).
2) «Война и (…)», «Преступление и (…)».
3) Не плоть, а (…) растлился в наши дни. (Ф.И. Тютчев).

9. Выпишите номера предложений, где есть олицетворение.

1) Сильный дождь не пускает нас гулять.
2) За углом старого дома спрятались птенцы.
3) Дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу.
4) Он медленно водил глазами по витринам магазина.
5) Миша приподнялся и вдруг замер на цыпочках.

10. Какое средство выразительности использовано в этих предложениях?

Во всем мире только она может вырастить таких хороших людей. Сто лет не были в парке. Брюки шириной в Средиземное море.

1) литота
2) олицетворение
3) метафора
4) гипербола

11. В каких вариантах использована литота?

1) И слёзы брызнули сильной струёй, как у клоунов.
2) На солнце стали наползать вечерние тягучие тучи.
3) Все его прежние переживания – это капля в море.
4) На душе было так тяжело, как будто несла на спине мешок картошки.
5) Её любимый мог бы уделить ей побольше внимания, хотя бы капельку…

12. В каком предложении нет фразеологизма?

1) Сегодня он сам не свой, ни рыба ни мясо.
2) Чтобы пойти на рыбалку, я встал ни свет ни заря.
3) Любым родителям ни много ни мало приходится страдать из-за шалостей детей.
4) Ни суп, ни кашу ребенок есть не захотел.

13. Выпишите из предложений метафоры.

1) Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.
2) Разлетелась в куски его первая мечта, и он страдал.
3) Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи.
4) У мальчика по всему телу разлилась приятная теплота.
5) Ему необходимо было разорвать своё одиночество, такое длинное и бесконечное одиночество, которым так гордился вчера.

14. Выпишите из предложений эпитеты.

1) Моё страстное увлечение придавало мне вес в глазах мальчишек и вызывало их зависть…
2) Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?
3) Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный…
4) Был у них в классе такой Лёшка Игнатьев, высокий, тучный, злой на всех.
5) Во всяком случае, когда я окончил училище, хотя высокие баллы по математическим предметам сулили лёгкую возможность поступления в любое высшее техническое заведение, об этом и речи не было.

15. Выпишите из предложений сравнения.

1) Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога.
2) Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу.
3) Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз.
4) Бесхитростный радостный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.
5) Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке.

16. Выпишите из предложений фразеологизмы.

1) — Вот что значит – друзья! — сказал Пашка во весь голос и слегка качнул загипсованной рукой.
2) На даче, в двух шагах от застеклённой веранды, висит удобный, глубокий гамак, в который так хочется поскорее залезть, что он мне снится по ночам – в виде сказочной ладьи, плывущей над сосновым лесом.
3) Она наклоняется, берёт платьице, перебирает его руками, а сама смотрит куда-то в сторону, в одну точку, и лицо у нее напряжённое и печальное, что мне становится не по себе.
4) Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос — тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором.
5) Чего она мне нервы мотает?

17. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов.

1. Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.
2. Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.
3. Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.
4. Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...
5. Не чувствуя под собой ног и не зная, что ей делать, она жалостно попросила: – Сыграйте, Яков Ильич.

18. Укажите, варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов.

1. Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно.
2. Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина.
3. Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.
4. Собака благоговейно смотрела на неё.
5. Та взяла – просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. Так они и скрылись за углом.

19. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов.

1. Вода в Истье была ласковой и смешливой.
2. Река петляла, словно пыталась сбежать и спрятаться от кого-то.
3. Это было прекрасно: уже нежаркий, пятичасовой, такой милый и лопоухий день, блики на воде, стремительное скольжение вперёд.
4. Холод клокотал уже в груди.
5. Я вцепился в этот огонёк глазами, как в поплавок.

20. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов.

1. Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух.
2. Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал.
3. Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.
4. Эти доски и пригодятся.
5. Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. Небось, видели?




Ответы

1. 14
2. Метафора – скрытое сравнение, сравнение – сопоставление явлений, гипербола – преувеличение, олицетворение – наделение неживого предмета свойствами живых существ.

3. Сравнение: Как дерево роняет грустно листья, так я роняю грустные слова.
Метафора: В саду горит огонь рябины красной, но никого не может он согреть.
Ирония: Откуда ты такой умный взялся?

4. Боюсь я гостиниц. Может, потому, что чувствую, что в каком-то номере остаться мне придётся одному. Навеки. В самом деле. Без возврата.

5. 432
6. 314
7. 431
8. проза, пламень; мир, наказание; дух.
9. 13
10. 4
11. 35
12. 4
13. Порох парижских сражений; разлетелась в куски мечта; море колосьев ржи; теплота разлилась; разорвать одиночество.
14. Страстное, тяжёлую, твёрдый, решительный, злой, лёгкую.
15. Словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога; хуже, чем в лесу; котёнком; как пирожное на блюдечке; похожие на женские пуговицы.
16. Во весь голос, в двух шагах, не по себе, как ветром сдуло, мотает нервы.
17. 25
18. 15
19. 25
20. 13
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.