Русский язык
Демоверсия | Изложения | Теория и практика | Сочинения | Итоговое собеседование
+1
Сегодня, 13:43
В закладки
Обсудить
Жалоба

Рабочий лист для подготовки к сочинению 13.3 по тексту А.И. Куприна

Русский язык
Рабочий лист для подготовки к сочинению по теме: «Какую роль в жизни человека играет природа?»

сочинение_природа.docx
сочинение_природа.pdf

Прочитайте текст и ответьте на вопросы по ходу чтения.

Текст

Вопросы

Ответы

(1)Начало мая. (2)Триста молодых кадетских сердец в ожидании экзамена трепещут, переполненные странными, смешными и трогательными чувствами: азартом, честолюбием, отчаянием, смертельным ужасом, надеждой на слепое счастие, унынием, тупой покорностью судьбе... (3)Целый день они зубрят, зубрят.

(4)Иные, закрыв пальцами глаза, уши и даже нос, как это делают трусливые купальщики, качаются взад и вперёд в тягучей истоме. (5)Первые ученики держатся твёрдо и уверенно, но и они побледнели и осунулись за эти страдные дни. (6)Они хорошо знают, что пройдут блестяще, но всё-таки копошится тревожная мысль: «А вдруг?»

На какие две группы делятся кадеты?

 

(7)Милые дети, первые ученики, украшение корпуса, гордость родителей! (8)Вы не хуже и не лучше других детей. (9)Но что значит первенство и праздное честолюбие в сравнении с тем, что мимо вас прошла ещё одна весна юности?

(10)Конечно, придут и другие вёсны, которыми вы впоследствии, на досуге, будете медленно наслаждаться, сознательно смакуя их прелести на севере и на юге хоть всех стран мира. (11)Но никогда не вернётся именно эта, эта самая весна, готовая буйно и щедро вторгнуться в ваши зоркие глаза, в развёрстые ноздри, в чуткие уши, в ваши жадные, наблюдательные, девственные, ничем не запятнанные умы, вторгнуться и оставить там навеки доброе семя радости и красоты земной.

Что автор считает важнее первенства и честолюбия?

 

(12)Того же самого мнения был и семиклассник Дмитрий Казаков. (13)Вернее сказать, у него столько же мнения о влиянии природы на человеческие души, сколько его у жеребёнка, скачущего по зелёному лугу, у журавля, пляшущего и поющего на полянке среди болот страстную любовную песню, у годовалой лисицы, трепетно и осторожно нюхающей впервые из своей норы весенний волнующий воздух.

(14)Просто-напросто весна с её колдовскими ароматами, вкрадчивыми чарами и мятежными снами обволокла его душу непонятной истомой и щекочущей бессознательной радостью, от которой хочешь и плакать, и смеяться, и не знаешь, куда девать себя то от непомерного счастья, то от сладкой тоски. (15)Разве мог бы Казаков сказать себе, почему прошлым летом, живя в имении, он, солидный шестиклассник, басивший и лучше всех товарищей притягивавшийся к турнику на одной руке, вдруг, случалось, не мог преодолеть в себе безумного мальчишеского желания взять и помчаться диким галопом по высокой росистой вечерней траве,
изгибая голову, брыкаясь, визжа и пьянея от острых запахов полыни, повилики, ромашки и клевера? (16)И почему ночью, во время сильной грозы, он выскакивал из дому босой и один, под жестоким дождём, взмывал высоко к чёрному небу, к грому и молниям, дрожа от исступлённого восторга, от беспредметного вызова, от пылкого ликования молодого тела?

Как весна повлияла на Дмитрия Казакова?

 

(17)Так и в эту весну он весь во власти таинственных грёз, беспокойного смятения и раздражающего трепетания жизни. (18)Где же тут учиться? (19)Да и никогда он особенно не влезал в этот хомут. (20)Быть средним по успехам или немного пониже — не всё ли равно? (21)На экзаменах можно овладеть своей волей, понатужиться и всё наверстать. (22)Но теперь он живёт в странном очаровании, точно опоённый сладким дурманом. (23)Он просыпается, спешит к окну, садится на подоконник — и точно впервые, с новым удивлением не говорит себе, а глубоко чувствует: вот синее небо, вот лёгкие сквозные облака, и трава, и деревья там, далеко, за зданиями. (24)И ходит весь день вялый по огромному, вытоптанному многими тысячами ног корпусному плацу. (25)Ложится на чахлую, жалкую, низкую траву и долго, как на сверхъестественное чудо, дивится на суетливую, загадочную беготню муравьёв, на цепь букашек, красных с чёрными пятнами, медленно ползущих между былинками. (26)Читает по десяти раз подряд одну и ту же фразу и никак не может постичь: что такое здесь написано? (27)И, отбросив книгу, ложится на землю, смотрит в бездонное небо до тех пор, пока от движения причудливых облаков сам не начинает медленно плыть куда-то, в вечное пространство, вместе со своими воздушными мыслями.

(По А. И. Куприну*)
* Александр Иванович Куприн (1870-1938) — известный русский писатель, переводчик.

Почему герой не может учиться?

 





Заполните таблицу.

 

«Какую роль в жизни человека играет природа?»

Ответ на поставленный вопрос

На мой взгляд, природа играет важную роль в жизни человека, потому что…

 

Пример 1 (из текста А.И. Куприна)

В предложенном тексте А.И. Куприна говорится о влиянии природы на…

 

Этот пример свидетельствует о том, что…

 

Пример 2 (из текста А.И. Куприна или из жизненного опыта)

а) Второй пример я также приведу из текста А.И. Куприна.

 

б) Во многих художественных произведениях ставится проблема влияния природы на человека.

 

в) Приведу пример из жизненного опыта.


Этот пример позволяет понять…

 

Вывод

Таким образом, природа…

 



    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.