28 апреля 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
Рабочий лист по теме «Причастные и деепричастные обороты»
Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по теме «Причастные и деепричастные обороты».
причастные и деепричастные обороты.docx
причастные и деепричастные обороты.pdf
1. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, и подчеркните причастные обороты.
1) Около дома был сад одичавший и заросший бурьяном.
2) С хутора отдалённого от поместья донёсся крик птиц.
3) Ярко зеленели охваченные утренним солнцем посевы.
4) В широко раскрытые окна ворвался ветер устроивший беспорядок в комнате.
2. Какие утверждения являются верными? Запишите номера ответов.
1) Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова.
2) Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит перед определяемым словом.
3) Одиночные причастия всегда обособляются.
4) Причастный оборот выделяется запятыми перед определяемым словом, если оно выражено личным местоимением.
3. В каких предложениях допущены ошибки в обособлении причастий и причастных оборотов? Запишите номера ответов.
1) Идущие в школу, ученицы громко разговаривали.
2) Мальчик, читающий книгу, не замечал ничего вокруг.
3) Заданное учителем, упражнение вызвало трудности у ребят.
4) Подаренные, цветы поставили в вазу.
4. Выпишите из предложений только причастные обороты. (Знаки препинания не расставлены).
1) Выдумывающему свои миры мальчику не удавалось описать их в книге.
2) Мы увидели бегающих по берегу ребят.
3) Девочка напуганная шумом убежала.
4) Она приютила собаку спасённую от верной смерти.
5. Установи соответствия между предложениями с обособленными согласованными определениями и условиями их обособления.
А) прилагательное с зависимыми словами стоит после определяемого слова
Б) одиночные однородные определения стоят после определяемого слова
В) относится к личному местоимению
Г) причастный оборот стоит после определяемого слова
Д) имеет обстоятельственное значение причины
Е) имеет обстоятельственное значение уступки
1) Поляна, освещённая солнцем, была усыпана цветами.
2) Лес, полный птичьего пения, казался райским местом.
3) Ночь, облачная, туманная, опустилась на землю.
4) Усталые, дети не могли идти дальше.
5) Обычно спокойный, сегодня дед заметно хмурился.
6) Растерянные, мы тихо сидели в ряд на диване.
6. Составьте предложения по схемам.
1) …Х, причаст.оборот,...
2) причаст.оборот Х...
3) причаст. оборот, X…
4) …Х, причаст.оборот.
7. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания и выделяя причастные обороты.
1) Туча нависшая над крышами уже сыпала дождиком.
2) Спавший где-то ветерок проснулся и налетел неистово.
3) Листья сорванные ветром закружились в воздухе.
4) Через минуту дождь обрушившийся стеной залил всё вокруг, и побежали потоки воды мутные и быстрые.
8. Найдите предложение с причастным оборотом.
1) Я заметил, как она похорошела.
2) Мама, очень красивая и добрая, заботилась обо мне.
3) Девочка, смотрящая вдаль, была рада.
4) На окне, серебряном от инея, расцвели хризантемы.
5) Была очень хорошая погода.
6) Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.
9. Объясните, почему запятая ставится или не ставится в каждом случае.
1) Немного пошумев, море успокоилось.
2) Мальчик побежал сломя голову.
3) Сестра шла домой не торопясь.
4) Блестя на солнце, снег лежит.
10. Распределите номера предложений на два столбика: 1) одиночные деепричастия; 2) деепричастные обороты. (Знаки препинания не расставлены).
1) Держа кувшин над головой девушка сходила к берегу реки.
2) Дремлют качаясь берёзки.
3) Он взял чемодан и улыбаясь вышел на перрон.
4) Обогнув высокий мыс парусное судно вошло в залив.
11. Составьте предложения с фразеологизмами.
Сломя голову, не смыкая глаз, затаив дыхание.
12. Выберите верные утверждения.
1) Одиночные деепричастия, как правило, обособляются.
2) Деепричастные обороты обособляются перед определяемым словом.
3) Деепричастные обороты обособляются после определяемого слова.
4) Не обособляются деепричастные обороты, представляющие собой фразеологизмы.
13. Замените придаточную часть предложения деепричастным оборотом.
1) Водитель остановил машину, когда заметил впереди разрушенный мост.
2) Папа стал смотреть интересную передачу, когда удобно устроился на диване.
3) Ученики хорошо усвоили материал, после того как дополнительно прочитали критическую литературу.
4) Игривый щенок, когда спрятался за кустом, начал внимательно следить за стаей голубей.
14. Найдите предложения с пунктуационными ошибками и исправьте их.
1) Он слушал его рассказ, затаив дыхание.
2) Читать лёжа вредно.
3) И пошла Лиса из гостей, не солоно хлебавши.
4) Сергей стоял, поглядывая на часы и увидев друга, поспешил ему навстречу.
5) О поездке Маша рассказывала смеясь.
15. Найдите предложение с деепричастным оборотом.
1) Несмотря на дождь, дети убежали гулять.
2) Нам было хорошо в путешествии.
3) Обсудив результаты, мы разошлись.
4) Облака, как ватные, низко плыли над землей.
5) Он думал, что завтра мы поедем на море.
6) Сверху, со смотровой площадки, город кажется маленьким.
7) Эту деталь, согласно инструкции, нужно поместить сюда.
16. Отметьте варианты, в которых деепричастия не обособляются.
1) Пуля свистя пролетела над его головой.
2) Тихий плес манил к себе обещая прохладу и покой.
3) Пятак звеня упал на пол
4) Прогулка по городу так нас утомила, что в автобусе мы спали стоя.
5) Блестя на солнце снег лежит.
6) Укладываясь на ночлег шумно кричат вороны в роще.
7) Я крадучись подобрался к двери
8) Мать сделала сыну замечание за то, что он читает лежа.
17. В каких вариантах знаки препинания поставлены правильно?
1) Медленно спустившись, багровое солнце ушло за горизонт.
2) Но поколебавшись девушка рассказала сестре о своей неудаче.
3) Отдыхать — это вовсе не значит сидеть, сложа руки.
4) Она говорит, намеренно растягивая слова.
18. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Заядлые путешественники (1) ищущие (2) что посмотреть в России самого необычного и даже мистического (3) непременно должны спуститься в Кунгурскую пещеру. Сегодня это место (4) самое известное уральское чудо. Температура здесь не поднимается выше +8 ºC (5) поэтому (6) отправившиеся на досуге полюбоваться сталактитами и сталагмитами (7) уральцы (8) частенько дрожат здесь от холода (9) если забыли надеть перед спуском тёплую куртку и шапку.
19. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Церковь Покрова на Нерли (1) это шедевр архитектуры (2) признанный во всём мире (3) и (4) вошедший в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе «Белокаменных памятников Владимира и Суздаля». Этот уникальный памятник (5) считается одним из самых поэтичных памятников древнего зодчества владимиро-суздальской школы. Белую церковь (6) окружённую зеленью лугов (7) устремлённую строгим куполом к синему небу (8) называют поэмой (9) запечатлённой в камне.
20. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания и выделяя причастные и деепричастные обороты.
Продолжая двигаться огромная туча опускаясь всё ниже к земле смешалась с туманом. Облачка походили на корабли выстроившиеся для морского сражения. Вскоре за синей тучей расползавшейся по всему небу исчезли последние солнечные лучи.
Темно-серый цвет просачивался сквозь длинное облако осветив землю. Затрепетав прошумела листва на деревьях. Осветившись ослепительной молнией небо словно раскололось. Удар грома достигший лесной опушки потряс землю.
Ответы
1. 1) Около дома был сад, одичавший и заросший бурьяном.
2) С хутора, отдалённого от поместья, донёсся крик птиц.
3) Ярко зеленели охваченные утренним солнцем посевы.
4) В широко раскрытые окна ворвался ветер, устроивший беспорядок в комнате.
2. 14
3. 134
4. 1) Выдумывающему свои миры
2) Бегающих по берегу
3) Напуганная шумом
4) Спасённую от верной смерти
5. 236145
6. 1) Мальчик, придумавший план города, получил первое место.
2) Взволнованные из-за чудесного праздника дети громко смеялись.
3) Очарованный происходящим, он вышел на улицу.
4) Сегодня мы ели вкусную еду, приготовленную своими руками.
7. 1) Туча, нависшая над крышами, уже сыпала дождиком.
2) Спавший где-то ветерок проснулся и налетел неистово.
3) Листья, сорванные ветром, закружились в воздухе.
4) Через минуту дождь, обрушившийся стеной, залил всё вокруг, и побежали потоки воды, мутные и быстрые.
1) Туча, нависшая над крышами, уже сыпала дождиком.
2) Спавший где-то ветерок проснулся и налетел неистово.
3) Листья, сорванные ветром, закружились в воздухе.
4) Через минуту дождь, обрушившийся стеной, залил всё вокруг, и побежали потоки воды, мутные и быстрые.
8. 3
9. 1) Деепричастный оборот обособляется
2) Фразеологизмы не обособляются
3) Деепричастие перешло в наречие
4) Деепричастный оборот обособляется
10. Одиночные деепричастия:
1) Дремлют, качаясь, берёзки.
2) Он взял чемодан и, улыбаясь, вышел на перрон.
Деепричастные обороты:
1) Держа кувшин над головой, девушка сходила к берегу реки.
2) Обогнув высокий мыс, парусное судно вошло в залив.
11. Он бежал сломя голову. Он всю ночь читал не смыкая глаз. Мы слушали учителя затаив дыхание.
12. 14
13. 1) Водитель остановил машину, заметив впереди разрушенный мост.
2) Папа стал смотреть интересную передачу, удобно устроившись на диване.
3) Ученики хорошо усвоили материал, дополнительно прочитав критическую литературу.
4) Игривый щенок, спрятавшись за кустом, начал внимательно следить за стаей голубей.
14. 1) Он слушал его рассказ затаив дыхание.
3) И пошла Лиса из гостей не солоно хлебавши.
4) Сергей стоял, поглядывая на часы, и, увидев друга, поспешил ему навстречу.
15. 3
16. 478
17. 14
18. 12359
19. 26789
20. Продолжая двигаться, огромная туча, опускаясь всё ниже к земле, смешалась с туманом. Облачка походили на корабли, выстроившиеся для морского сражения. Вскоре за синей тучей, расползавшейся по всему небу, исчезли последние солнечные лучи.
Темно-серый цвет просачивался сквозь длинное облако, осветив землю. Затрепетав, прошумела листва на деревьях. Осветившись ослепительной молнией, небо словно раскололось. Удар грома, достигший лесной опушки, потряс землю.
причастные и деепричастные обороты.docx
причастные и деепричастные обороты.pdf
1. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, и подчеркните причастные обороты.
1) Около дома был сад одичавший и заросший бурьяном.
2) С хутора отдалённого от поместья донёсся крик птиц.
3) Ярко зеленели охваченные утренним солнцем посевы.
4) В широко раскрытые окна ворвался ветер устроивший беспорядок в комнате.
2. Какие утверждения являются верными? Запишите номера ответов.
1) Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова.
2) Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит перед определяемым словом.
3) Одиночные причастия всегда обособляются.
4) Причастный оборот выделяется запятыми перед определяемым словом, если оно выражено личным местоимением.
3. В каких предложениях допущены ошибки в обособлении причастий и причастных оборотов? Запишите номера ответов.
1) Идущие в школу, ученицы громко разговаривали.
2) Мальчик, читающий книгу, не замечал ничего вокруг.
3) Заданное учителем, упражнение вызвало трудности у ребят.
4) Подаренные, цветы поставили в вазу.
4. Выпишите из предложений только причастные обороты. (Знаки препинания не расставлены).
1) Выдумывающему свои миры мальчику не удавалось описать их в книге.
2) Мы увидели бегающих по берегу ребят.
3) Девочка напуганная шумом убежала.
4) Она приютила собаку спасённую от верной смерти.
5. Установи соответствия между предложениями с обособленными согласованными определениями и условиями их обособления.
А) прилагательное с зависимыми словами стоит после определяемого слова
Б) одиночные однородные определения стоят после определяемого слова
В) относится к личному местоимению
Г) причастный оборот стоит после определяемого слова
Д) имеет обстоятельственное значение причины
Е) имеет обстоятельственное значение уступки
1) Поляна, освещённая солнцем, была усыпана цветами.
2) Лес, полный птичьего пения, казался райским местом.
3) Ночь, облачная, туманная, опустилась на землю.
4) Усталые, дети не могли идти дальше.
5) Обычно спокойный, сегодня дед заметно хмурился.
6) Растерянные, мы тихо сидели в ряд на диване.
6. Составьте предложения по схемам.
1) …Х, причаст.оборот,...
2) причаст.оборот Х...
3) причаст. оборот, X…
4) …Х, причаст.оборот.
7. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания и выделяя причастные обороты.
1) Туча нависшая над крышами уже сыпала дождиком.
2) Спавший где-то ветерок проснулся и налетел неистово.
3) Листья сорванные ветром закружились в воздухе.
4) Через минуту дождь обрушившийся стеной залил всё вокруг, и побежали потоки воды мутные и быстрые.
8. Найдите предложение с причастным оборотом.
1) Я заметил, как она похорошела.
2) Мама, очень красивая и добрая, заботилась обо мне.
3) Девочка, смотрящая вдаль, была рада.
4) На окне, серебряном от инея, расцвели хризантемы.
5) Была очень хорошая погода.
6) Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.
9. Объясните, почему запятая ставится или не ставится в каждом случае.
1) Немного пошумев, море успокоилось.
2) Мальчик побежал сломя голову.
3) Сестра шла домой не торопясь.
4) Блестя на солнце, снег лежит.
10. Распределите номера предложений на два столбика: 1) одиночные деепричастия; 2) деепричастные обороты. (Знаки препинания не расставлены).
1) Держа кувшин над головой девушка сходила к берегу реки.
2) Дремлют качаясь берёзки.
3) Он взял чемодан и улыбаясь вышел на перрон.
4) Обогнув высокий мыс парусное судно вошло в залив.
11. Составьте предложения с фразеологизмами.
Сломя голову, не смыкая глаз, затаив дыхание.
12. Выберите верные утверждения.
1) Одиночные деепричастия, как правило, обособляются.
2) Деепричастные обороты обособляются перед определяемым словом.
3) Деепричастные обороты обособляются после определяемого слова.
4) Не обособляются деепричастные обороты, представляющие собой фразеологизмы.
13. Замените придаточную часть предложения деепричастным оборотом.
1) Водитель остановил машину, когда заметил впереди разрушенный мост.
2) Папа стал смотреть интересную передачу, когда удобно устроился на диване.
3) Ученики хорошо усвоили материал, после того как дополнительно прочитали критическую литературу.
4) Игривый щенок, когда спрятался за кустом, начал внимательно следить за стаей голубей.
14. Найдите предложения с пунктуационными ошибками и исправьте их.
1) Он слушал его рассказ, затаив дыхание.
2) Читать лёжа вредно.
3) И пошла Лиса из гостей, не солоно хлебавши.
4) Сергей стоял, поглядывая на часы и увидев друга, поспешил ему навстречу.
5) О поездке Маша рассказывала смеясь.
15. Найдите предложение с деепричастным оборотом.
1) Несмотря на дождь, дети убежали гулять.
2) Нам было хорошо в путешествии.
3) Обсудив результаты, мы разошлись.
4) Облака, как ватные, низко плыли над землей.
5) Он думал, что завтра мы поедем на море.
6) Сверху, со смотровой площадки, город кажется маленьким.
7) Эту деталь, согласно инструкции, нужно поместить сюда.
16. Отметьте варианты, в которых деепричастия не обособляются.
1) Пуля свистя пролетела над его головой.
2) Тихий плес манил к себе обещая прохладу и покой.
3) Пятак звеня упал на пол
4) Прогулка по городу так нас утомила, что в автобусе мы спали стоя.
5) Блестя на солнце снег лежит.
6) Укладываясь на ночлег шумно кричат вороны в роще.
7) Я крадучись подобрался к двери
8) Мать сделала сыну замечание за то, что он читает лежа.
17. В каких вариантах знаки препинания поставлены правильно?
1) Медленно спустившись, багровое солнце ушло за горизонт.
2) Но поколебавшись девушка рассказала сестре о своей неудаче.
3) Отдыхать — это вовсе не значит сидеть, сложа руки.
4) Она говорит, намеренно растягивая слова.
18. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Заядлые путешественники (1) ищущие (2) что посмотреть в России самого необычного и даже мистического (3) непременно должны спуститься в Кунгурскую пещеру. Сегодня это место (4) самое известное уральское чудо. Температура здесь не поднимается выше +8 ºC (5) поэтому (6) отправившиеся на досуге полюбоваться сталактитами и сталагмитами (7) уральцы (8) частенько дрожат здесь от холода (9) если забыли надеть перед спуском тёплую куртку и шапку.
19. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Церковь Покрова на Нерли (1) это шедевр архитектуры (2) признанный во всём мире (3) и (4) вошедший в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе «Белокаменных памятников Владимира и Суздаля». Этот уникальный памятник (5) считается одним из самых поэтичных памятников древнего зодчества владимиро-суздальской школы. Белую церковь (6) окружённую зеленью лугов (7) устремлённую строгим куполом к синему небу (8) называют поэмой (9) запечатлённой в камне.
20. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания и выделяя причастные и деепричастные обороты.
Продолжая двигаться огромная туча опускаясь всё ниже к земле смешалась с туманом. Облачка походили на корабли выстроившиеся для морского сражения. Вскоре за синей тучей расползавшейся по всему небу исчезли последние солнечные лучи.
Темно-серый цвет просачивался сквозь длинное облако осветив землю. Затрепетав прошумела листва на деревьях. Осветившись ослепительной молнией небо словно раскололось. Удар грома достигший лесной опушки потряс землю.
Ответы
1. 1) Около дома был сад, одичавший и заросший бурьяном.
2) С хутора, отдалённого от поместья, донёсся крик птиц.
3) Ярко зеленели охваченные утренним солнцем посевы.
4) В широко раскрытые окна ворвался ветер, устроивший беспорядок в комнате.
2. 14
3. 134
4. 1) Выдумывающему свои миры
2) Бегающих по берегу
3) Напуганная шумом
4) Спасённую от верной смерти
5. 236145
6. 1) Мальчик, придумавший план города, получил первое место.
2) Взволнованные из-за чудесного праздника дети громко смеялись.
3) Очарованный происходящим, он вышел на улицу.
4) Сегодня мы ели вкусную еду, приготовленную своими руками.
7. 1) Туча, нависшая над крышами, уже сыпала дождиком.
2) Спавший где-то ветерок проснулся и налетел неистово.
3) Листья, сорванные ветром, закружились в воздухе.
4) Через минуту дождь, обрушившийся стеной, залил всё вокруг, и побежали потоки воды, мутные и быстрые.
1) Туча, нависшая над крышами, уже сыпала дождиком.
2) Спавший где-то ветерок проснулся и налетел неистово.
3) Листья, сорванные ветром, закружились в воздухе.
4) Через минуту дождь, обрушившийся стеной, залил всё вокруг, и побежали потоки воды, мутные и быстрые.
8. 3
9. 1) Деепричастный оборот обособляется
2) Фразеологизмы не обособляются
3) Деепричастие перешло в наречие
4) Деепричастный оборот обособляется
10. Одиночные деепричастия:
1) Дремлют, качаясь, берёзки.
2) Он взял чемодан и, улыбаясь, вышел на перрон.
Деепричастные обороты:
1) Держа кувшин над головой, девушка сходила к берегу реки.
2) Обогнув высокий мыс, парусное судно вошло в залив.
11. Он бежал сломя голову. Он всю ночь читал не смыкая глаз. Мы слушали учителя затаив дыхание.
12. 14
13. 1) Водитель остановил машину, заметив впереди разрушенный мост.
2) Папа стал смотреть интересную передачу, удобно устроившись на диване.
3) Ученики хорошо усвоили материал, дополнительно прочитав критическую литературу.
4) Игривый щенок, спрятавшись за кустом, начал внимательно следить за стаей голубей.
14. 1) Он слушал его рассказ затаив дыхание.
3) И пошла Лиса из гостей не солоно хлебавши.
4) Сергей стоял, поглядывая на часы, и, увидев друга, поспешил ему навстречу.
15. 3
16. 478
17. 14
18. 12359
19. 26789
20. Продолжая двигаться, огромная туча, опускаясь всё ниже к земле, смешалась с туманом. Облачка походили на корабли, выстроившиеся для морского сражения. Вскоре за синей тучей, расползавшейся по всему небу, исчезли последние солнечные лучи.
Темно-серый цвет просачивался сквозь длинное облако, осветив землю. Затрепетав, прошумела листва на деревьях. Осветившись ослепительной молнией, небо словно раскололось. Удар грома, достигший лесной опушки, потряс землю.