Русский язык
Демоверсия | Изложения | Теория и практика | Сочинения | Итоговое собеседование
+3
Сегодня, 13:12
В закладки
Обсудить
Жалоба

Рабочий лист по теме «Сложноподчинённое предложение»

Русский язык
Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по теме «Сложноподчинённое предложение».

сложное предложение.docx
сложное предложение.pdf


1. Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы.

1) Мама позвонила мне чтобы напомнить о встрече с врачом.
2) Если завтра будет хорошая погода мы пойдём гулять в лес.
3) Мы не пошли гулять потому что на улице шёл сильный ливень.
4) Хотя было уже поздно я решил доделать работу.
5) Чтобы порадовать маму сын помыл посуду после ужина.

2. Расставьте знаки препинания. Укажите типы придаточных предложений.

1) Когда я пришёл домой мама уже спала.
2) Мы не пошли гулять потому что на улице шёл дождь.
3) Я не знаю что мне делать дальше.
4) Если завтра будет хорошая погода мы пойдём на пляж.
5) Она сказала что придёт вовремя.

3. Обозначьте границы предложений, расставьте знаки препинания. Определите вид подчинения придаточных предложений.

1) Он ехал по тому направлению которое ему указали и по которому виднелась вдалеке башня.
2) Он попробовал представить что бы было если б он был свободен.
3) Ошибка на которую он обращает внимание заметна ему только потому, что противник воспользовался ею.
4) Когда они вернулись домой Наташа начала первая с Соней то объяснение которого ждала ее подруга.
5) Это значило что Тихон подавал ему не тот жилет который он хотел.

4. Сравните данные в парах сложноподчиненные предложения с похожими или одинаковыми союзами (союзными словами). Определите типы придаточных.

А) Стало холодно так что пришлось затопить печь.
За лето Миша вырос так что стал выше отца.

Б) Я поехал туда где прошло моё детство.
Мы нашли дом где играли в детстве.

В) Я узнал как можно получить дополнительные баллы.
Говорите со мной как вы обычно разговариваете с другом.

Г) Нет такой вещи чтобы ни разу не пригодилась.
Мы пришли к вам чтобы получать знания!

5. Установите соответствие между предложениями и типами придаточных.

Предложения

1) На самом деле это очень опасное явление, когда огромная масса горных пород на большой скорости сходит по склону.
2) Под землёй температура настолько высокая, что плавится даже камень.
3) На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено, если человек обладает определёнными личностными качествами.
4) Весной, когда растает снег, появятся первые цветы.
5) Чтобы лёд тяжёлой коркой не покрыл самолёт, в наше время используют специальные противообледенительные системы.

Типы придаточных

А) Цели
Б) Условия
В) Времени
Г) Меры и степени
Д) определительное

Прочитайте текст и выполните задания 6-10.

(1) Вот пишут: «Малая родина...». (2) Но что это такое? (3) Где ее границы? (4) Как исчислить, измерить, обскакать?
(5) По-моему, малая родина — это окоем нашего детства. (6) Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.
(7) Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от счастья жить на земле. (8) Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение...
(9)Тихая деревенская улица. (10)Под гору сбегает колхозный сад, в сумерках которого гремит тяжелой цепью рыжий пес. (11)За околицей - машинный двор. (12)Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора.
(13) И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки.
(14) Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. (15)Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день набегаться до предела сил.

(По Е. Носову)

6. Определите тему и основную мысль.

7. Подберите синоним к слову чадо.

8. Какое средство выразительности используется в словосочетании «лазурного неба»?

9. Найдите в тексте СПП, определите вид придаточных.

10. Найдите в тексте СПП с союзом если. Выпишите его. Сделаем пунктуационный разбор. Найдите главную и придаточную часть. На какой вопрос отвечает придаточное?

11. Какие утверждения являются верными? Запишите номера ответов.

1) Союзы что, если, где – подчинительные?
2) Независимое предложение в составе сложноподчинённого называется придаточным?
3) Предложение – это синтаксическая единица?
4) Придаточные определительные отвечают на вопрос какой?, относятся к существительному или другому слову в значении существительного?
5) Союз однако – подчинительный?
6) Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7) Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8) В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9) [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

12. Прочитайте текст.

(1) Первая встреча Пушкина с Николаем I произошла в Москве, куда царь вызвал поэта из Михайловской ссылки. (2) Это было через два месяца после расправы над декабристами, многие из которых были друзьями поэта. (3) Пушкин знал, что в делах почти всех осужденных декабристов находили его вольнолюбивые стихи, что стихи эти были широко распространены в армии и что сам он у царя на подозрении. (4)Когда Николай не добился от арестованных показаний о прямой связи с ними поэта, он приказал сжечь его «возмутительные» стихи. (Из книги А. Гессена «Набережная Мойки, 12»)

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным времени.
2) В предложении 2 две грамматические основы.
3) Главное и определительное придаточное в предложении 2 соединены союзом которых.
4) Предложение 3 состоит из четырёх предложений, второе, третье и четвертое – придаточные изъяснительные.
5) Предложение 4 – сложное, бессоюзное.

13. Прочитайте текст.

(1)Еще в Михайловском Пушкин тщательно пересматривает свои бумаги и уничтожает наиболее опасные страницы драгоценных записок о выдающихся современниках, которые он вел в продолжение пяти лет. (2)Поэт боялся, что записи его могут многим повредить, а может, и умножить число жертв. (3)Царь спросил Пушкина, переменился ли за годы ссылки его образ мыслей и дает ли он слово думать и действовать иначе. (4)Поэт не мог, однако, сделаться другим и по-прежнему вел себя свободно и независимо. (5)Об этом говорит хотя бы стихотворение «Арион», в котором Пушкин провозглашает свою верность друзьям-декабристам: «Я гимны прежние пою...» (Из книги А. Гессена «Набережная Мойки, 12»)

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
3) В предложении 3 три грамматические основы.
4) Предложение 4 сложное, осложнено вводным словом.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным определительным, содержит цитирование.

14. Прочитайте текст.

(1)Всю дорогу до Царского Села архитектор Василий Стасов был погружен в свои мысли. (2)Изредка бросал он рассеянный взгляд на покрытую снегом равнину, по которой пролегала дорога, соединяющая столицу с Царским Селом, и думал о своем. (3)Ему — молодому зодчему, немало построившему в Москве, — дано поручение составить проект переделки флигеля, в котором решено было открыть новое учебное заведение — Лицей. (4)Стасову припомнились слухи, что ходили в петербургском обществе. (5)Одни говорили, что император задумал воспитывать своих младших братьев — Николая и Михаила — вместе с отпрысками знатнейших фамилий. (6)Другие полагали, что царю, не имеющему своих детей, захотелось видеть вблизи себя молодежь. (Из книги М. Басиной «В садах Лицея»)

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 бессоюзное.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным определительным.
3) В предложении 3 придаточное определительное соединено с главным с помощью союза котором.
4) Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным определительным.
5) Предложения 5-6 сложноподчинённые с придаточными обстоятельственными.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Нужно читать только те книги (1) которые учат понимать смысл жизни (2) желания людей (3) и мотивы их поступков. (М. Горький)

16. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Ветви деревьев (1) казались(2) мохнатыми и (3) когда набегал ветерок (4)слегка шумели первым зелёным шумом. (Г. Скребицкий)

17. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Когда у меня в руках новая книга (1) я чувствую (2) что в мою жизнь вошло что-то живое (3) говорящее (4) чудесное. (М. Горький)

18. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Живопись важна ещё и тем (1) что художник часто замечает то (2) чего мы совсем не видим. (К. Паустовский)

19. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Больше Вадик не давал мне шайбу раньше себя и подпускал к камню только последним. (2)Он хорошо бросал, и нередко я лез в карман за новой монетой, не прикоснувшись к шайбе. (3)Но я бросал лучше, и, если уж мне доставалась возможность бросать, шайба, как намагниченная, летела точно на деньги. (4)Я и сам удивлялся своей меткости, мне надо бы догадаться придержать ее, играть незаметней, а я бесхитростно и безжалостно продолжал бомбить кассу. (5)Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? (6)Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом. (7)Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре. (В.П.Распутин. «Уроки французского»)

20. Прочитайте предложение и определите вид подчинения придаточных предложений. Ответ запишите.

Исторический опыт доказывает, что всяческие попытки «перепрыгнуть» через какие-то стадии культуры ни к чему хорошему не приводят, что только скрупулёзная работа по восстановлению исторической памяти, «детства и юности» народа позволит ему выйти на магистральную дорогу мировой культуры и прийти к ощущению духовной полноты бытия.




Ответы

1. 1) Мама позвонила мне, чтобы напомнить о встрече с врачом. (мама позвонила, напомнить).
2) Если завтра будет хорошая погода, мы пойдём гулять в лес. (будет погода, мы пойдём).
3) Мы не пошли гулять, потому что на улице шёл сильный ливень. (мы не пошли, шёл ливень).
4) Хотя было уже поздно, я решил доделать работу. (было поздно, я решил доделать).
5) Чтобы порадовать маму, сын помыл посуду после ужина. (порадовать, сын помыл).

2. 1) Когда я пришёл домой, мама уже спала. (время).
2) Мы не пошли гулять, потому что на улице шёл дождь. (причина).
3) Я не знаю, что мне делать дальше. (изъяснительное).
4) Если завтра будет хорошая погода, мы пойдём на пляж. (условие).
5) Она сказала, что придёт вовремя. (изъяснительное).

3. 1) Он ехал по тому направлению, которое ему указали и по которому виднелась вдалеке башня. (однородное).
2) Он попробовал представить, что бы было, если б он был свободен. (последовательное).
3) Ошибка, на которую он обращает внимание, заметна ему только потому, что противник воспользовался ею. (параллельное).
4) Когда они вернулись домой, Наташа начала первая с Соней то объяснение, которого ждала ее подруга. (параллельное)
5) Это значило, что Тихон подавал ему не тот жилет, который он хотел. (последовательное).

4. А) Стало холодно, так что пришлось затопить печь. (следствия).
За лето Миша вырос так, что стал выше отца. (изъясн.).

Б) Я поехал туда, где прошло моё детство. (места).
Мы нашли дом, где играли в детстве. (определит.).

В) Я узнал, как можно получить дополнительные баллы. (изъясн.).
Говорите со мной, как вы обычно разговариваете с другом. (образа действия).

Г) Нет такой вещи, чтобы ни разу не пригодилась. (определ.).
Мы пришли к вам, чтобы получать знания! (цели).

5. ДГБВА

6. Тема – малая родина, основная мысль: малая родина – окоем нашего детства.
7. Ребёнок
8. Эпитет
9. 6 - определительное, 10 - определительное, 12- обстоятельственное условное, 15 –обстоятельственное цели.
10. Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора. (придаточное условия).

11. 3479
12. 24
13. 235
14. 24
15. 12
16. 34
17. 1234
18. 12
19. 5
20. Однородное подчинение
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.