Русский язык
Демоверсия | Изложения | Теория и практика | Сочинения | Итоговое собеседование
0
Вчера, 11:08
В закладки
Обсудить
Жалоба

Рабочий лист для подготовки к сочинению 13.3 по тексту Л.А. Кассиля

Русский язык
Рабочий лист для подготовки к сочинению по теме: «Какие качества проявляются у людей в экстремальных ситуациях?».

сочинение_экстремальные ситуации.docx
сочинение_экстремальные ситуации.pdf

Прочитайте текст и ответьте на вопросы по ходу чтения.

Текст

Вопросы

Ответы

(1)Тридцать два года учительствовала в селе Ксения Андреевна. (2)Много людей прошло за тридцать два года через её класс.

(3)Строгим, но справедливым человеком прослыла она.

(4)Никто никогда не видел, чтобы учительница заторопилась, поспешила. 

Какой была учительница Ксения Андреевна?

 

(5)Не заспешила Ксения Андреевна и в этот раз. (6)Как только послышалась трескотня мотоциклетных моторов, учительница строго сказала ребятам, чтобы все шли к траншее, вырытой в школьном дворе. (7)Фронт проходил совсем недалеко от села. (8)Где-то рядом громыхали бои. (9)Части Красной армии укрепились за рекой, а колхозники собрали партизанский отряд и ушли в лес. (10)Школьники носили им туда еду, рассказывали, где и когда были замечены немцы.

(11)Ребята ещё не успели спрятаться, как на школьный двор забежали три запылённых немца. (12)Они бросились к школьникам и нацелили на них свои автоматы.

О чём распорядилась Ксения Андреевна, когда на школьном дворе показались немцы?

 

(13)Ксения Андреевна шагнула вперёд и прикрыла собой ребят.
– (14)Что вы хотите? – спросила учительница и строго посмотрела в глаза немцу. (15)Её спокойный взгляд смутил фашиста.
– (16)Кто такое ви? (17)Отвечать сию минуту! (18)Я говорить по-русски.
– (19)Я понимаю и по-немецки, – тихо отвечала учительница, – но говорить мне с вами не о чем. (20)Это мои ученики. (21)Вы можете опустить ваш автомат.

Как повела себя Ксения Андреевна во время разговора с фашистами?

 

(22)Ребят вместе с Ксенией Андреевной втолкнули в класс.
– (23)Сидеть на место! – крикнул начальник.
(24)Но бледные ребята стояли и смотрели на учительницу.
– (25)Садитесь, ребята, – негромким голосом сказала Ксения Андреевна, как будто начинался очередной урок.
– (26)Теперь каждый меня будет слушать! – рявкнул начальник.
(27)И, коверкая слова, фашист стал говорить ребятам о том, что в лесу скрываются партизаны, и он это прекрасно знает, и ребята тоже это прекрасно знают. (28)И теперь ребята должны сказать начальнику, где они спрятались. (29)Если ребята скажут, всё будет хорошо. (30)Если ребята не скажут, всё будет очень плохо.
– (31)Теперь я буду слушать каждый! – закончил свою речь немец.
(32)Ребята сидели не шелохнувшись.
– (33)Может быть, вы всё-таки подумаете и сами скажете мне всё, что надо? – тихо спросил начальник по-немецки у учительницы, вплотную подойдя к ней. – (34)Дети не поймут, говорите по-немецки.
– (35)Я никогда не была там и не знаю, где это.

(36)Фашист, схватив Ксению Андреевну за плечи, грубо потряс её:
– Кто такое! – закричал немец. – (37)Если никто мне не сказать, что я просил, я буду стрелять сперва вашу упрямую учительницу. (38)А потом – всякий, кто не скажет. (39)Я начинал считать! (40)Раз!…
(41)Он схватил Ксению Андреевну за руку и рванул её к стене класса. (42)Класс загудел.

Что хотели узнать немцы?

 

(43)Вдруг на задней парте поднялся Костя Рожков
и поднял руку:
– Она правда не знает!
– (44)А кто знай?
– (45)Я знаю… – громко и отчётливо сказал Костя.
– (46)Рожков, зачем ты говоришь неправду? – проговорила Ксения Андреевна.
– (47)Я правду говорю, – сказал Костя и посмотрел в глаза учительнице.
– (48)Костя… – начала Ксения Андреевна. (49)Но Рожков перебил её:
– Ксения Андреевна, я сам знаю…
(50)Учительница стояла, отвернувшись от него, уронив белую голову на грудь. (51)Костя вышел к доске, поднял руку с мелком.
– (52)Вот, глядите сюда, – зашептал он, – я покажу.

(53)Немец подошёл к нему и наклонился, чтобы лучше рассмотреть, что показывает мальчик. (54)И вдруг Костя обеими руками изо всех сил ударил чёрную гладь доски. (55)Доска резко повернулась в своей раме, взвизгнула и с размаху ударила фашиста по лицу.

(56)Он отлетел в сторону, а Костя, прыгнув через раму, мигом скрылся за доской, как за щитом. (57)Фашист, схватившись за разбитое лицо, без толку палил в доску.

Что сделал Костя Рожков?

 

(58)Напрасно… (59)За классной доской было окно, выходившее к обрыву над рекой. (60)Костя, не задумываясь, прыгнул в открытое окно, бросился с обрыва в реку и поплыл к другому берегу.

(61)В это время, заслышав пальбу на селе, из леса выскочили партизаны.

(62)Прошло не более пятнадцати минут, и в класс, куда снова ввалились взволнованные ребята, партизаны привели троих обезоруженных немцев.

(63)В класс вошла учительница. (64)Она ходила на берег узнать, благополучно ли доплыл Костя Рожков. (65)Немцы, сидевшие за передней партой, с удивлением посмотрели на вскочившего командира.

– (66)Встать! – закричал на них командир. – (67)У нас в классе полагается вставать, когда учительница входит. (68)Не тому вас, видно, учили!

(69)И два фашиста послушно поднялись.

Что сказал командир фашистам?

 

(70)Ксения Андреевна заняла своё место за столом, у которого она выучила за тридцать два года много хороших людей. (71)А сейчас перед столом Ксении Андреевны, рядом с классной доской, пробитой пулями, мялся длиннорукий рыжеусый верзила, нервно оправлял куртку, мычал что-то и прятал глаза от строгого взгляда старой учительницы.

– (72)Стойте как следует, – сказала Ксения Андреевна, – что вы ёрзаете? (73)Теперь потрудитесь отвечать на мои вопросы.
(74)И долговязый фашист, оробев, вытянулся перед учительницей.

(По Л.А. Кассилю*)

* Лев Абрамович Кассиль (1905‒1970) ‒ советский писатель и сценарист.

Какое чувство испытал долговязый фашист перед учительницей?

 





Заполните таблицу.

 

«Какие качества проявляются у людей в экстремальных ситуациях?»

Ответ на поставленный вопрос

На мой взгляд, в экстремальных ситуациях люди раскрываются лучше, чем когда-либо, потому что…

Пример 1 (из текста Л.А. Кассиля)

В предложенном тексте Л.А. Кассиля говорится  о встрече школьников с фашистами…

 

Этот пример свидетельствует о том, что…

 

Пример 2 (из текста Л.А. Кассиля или из жизненного опыта)

а) Второй пример я также приведу из текста Л.А. Кассиля.

б) Во многих художественных произведениях характеры героев раскрываются в экстремальных ситуациях.

 

в) Приведу пример из жизненного опыта.


Этот пример позволяет понять…

 

Вывод

Таким образом, именно в экстремальной ситуации раскрываются такие качества, как…

 



    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.