Русский язык
Демоверсия | Изложения | Теория и практика | Сочинения | Итоговое собеседование
+3
Вчера, 12:26
В закладки
Обсудить
Жалоба

Задание 2 ОГЭ по русскому языку: грамматическая основа предложения

Русский язык
Обобщающее повторение перед ОГЭ по русскому языку.

Грамматическая основа предложения

Подлежащее

Сказуемое

Существительное в И. п.:
Скоро начнётся серьёзная подготовка к экзамену.

Местоимение в И. п.:

Ничто не предвещало беды.
Я встречусь с другом на следующей неделе.

Другая часть речи в значении существительного

Прохожий странно взглянул на меня.
(прилагательное)
Пятнадцать делится на пять.
(числительное)


Инфинитив

Читать книги – значит развивать ум.


Словосочетание

Один из них не пришёл на встречу.
Мы с тобой туда не пойдём.

Простое глагольное сказуемое (выражено глаголом в форме одного из трёх наклонений):

Я долго буду вспоминатьэтот вечер (изъявительное наклонение).
Посмотри, пожалуйста, сколько времени (повелительное наклонение).

Я бы съездила в Санкт-Петербург
(условное наклонение).

*Может быть выражено фразеологизмом:
 
Она все витает в облаках. (= мечтает)

Составное глагольное сказуемое:
(вспомогательный глагол + инфинитив)


Она начала плакать.


Ты сможешь помочь нам?


Вам следует остановиться.


Составное именное сказуемое:

(глагол + другая часть речи; другая часть речи)


Она была прекрасна.
(глагол и краткое прилагательное)


Он был директором.
(глагол и существительное)


Он повержен врагом (краткое причастие)


Петя – ученик 9 класса. (существительное)



Синтаксическая функция инфинитива

Подлежащее: сочинять – моя стихия.
Простое глагольное сказуемое: я сочинять, вы слушать.
Часть составного глагольного сказуемого: я хочу почитать вам стихи.
Дополнение: я прошу вас почитать стихи.
Отличие от предыдущего: глаголы обозначают действия разных лиц (я прошу, но читать будет другой человек).
Обстоятельство цели: он пришел к вам почитать стихи (с какой целью? Употребляется с глаголами движения: ехать, плыть, идти, ползти и т.д.)
Несогласованное определение: его желание сочинять меня не удивило. (можно задать вопрос: какое желание?)


Тренировочные задания

Выпишите грамматическую основу.

1. Рассказывают эту легенду всегда немного по-разному.



2. Ходишь по весеннему лесу и наслаждаешься пробуждением природы.



3. Всюду удивительная тишина и спокойствие.



4. Семья решила поехать на дачу отдохнуть.



5. Я получил задание привезти из экспедиции редких животных.



6. Меня очень заинтересовало данное произведение.



7. Тренер попросил команду собрать вещи для переезда на другую спортивную базу.



8. Млечный путь освещал нам дорогу ночью.



9. Нам, к сожалению, нужно уже уезжать домой.



10. В старом доме никого нет.



Прочитайте тексты и выполните задания.

1. (1)Лебедь – невероятно красивая и изящная птица. (2)У него самое богатое оперение среди птиц! (3)У взрослой птицы можно насчитать более 25 тысяч перьев! (4)Величавую красоту лебедя люди ценили всегда. (5)Именно поэтому у многих народов лебедь – тотемное животное, а монголы в древности вообще были уверены, что первые люди на Земле были сделаны из лебединых лап, о чём рассказывают их легенды.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) лебедь, птица (предложение 1)
2) самое богатое оперение (предложение 2)
3) можно насчитать более (предложение 3)
4) люди ценили (предложение 4)
5) монголы были уверены (предложение 5)



2. (1)Осень – прекрасное время года. (2)Ночи становятся прохладными, а воздух свежим. (3)Птицы собираются в стаи и с прощальными криками улетают на юг. (4)Зато деревья стоят золотые! (5)А сколько всего дарит нам осенью природа!

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) прекрасное время (предложение 1)
2) ночи становятся прохладными (предложение 2)
3) птицы собираются (предложение 3)
4) деревья стоят (предложение 4)
5) природа дарит (предложение 5)



3. (1)В садах деревья усыпаны плодами. (2)На кустарниках пестреют ягоды. (3)А в траве тянутся к солнышку грибы. (4)Небо кажется недосягаемым. (5)Я всем сердцем люблю и буду любить осень!

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) усыпаны плодами (предложение 1)
2) пестреют ягоды (предложение 2)
3) тянутся (предложение 3)
4) небо кажется (предложение 4)
5) я люблю, буду любить (предложение 5)



4. (1)Лебеда – всем известный сорняк. (2)Дачники и огородники ведут с ней ожесточённую борьбу. (3)Однако на Руси лебеду употребляли в пищу! (4)Люди варили борщ из лебеды, добавляли её в качестве зелени. (5)В голодные времена именно лебеда спасала людей от смерти.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) сорняк (предложение 1)
2) ведут борьбу (предложение 2)
3) употребляли (предложение 3)
4) люди варили, добавляли (предложение 4)
5) спасала людей (предложение 5)



5. (1)Лесото – маленькая страна, расположенная в Африке. (2)Её со всех сторон окружает ЮАР. (3)Несмотря на свои размеры, Лесото славится двумя из десяти крупнейшими в мире месторождениями алмазов. (4)Помимо этого, Лесото интересно тем, что там есть уникальный и единственный в Африке водопад, который замерзает зимой! (5)Ведь Лесото расположено на высокогорье.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) расположенная (предложение 1)
2) ЮАР окружает (предложение 2)
3) Лесото славится (предложение 3)
4) помимо этого (предложение 4)
5) Лесото расположено (предложение 5)



6. (1)Современный человек испытывает жесточайшее давление не только со стороны моды, но и в нравственном плане. (2)Отрекаясь от собственного мнения, современники отказываются и от собственного нравственного выбора. (3) Они должны признать хорошим то, что общество словом и делом выдает за таковое, и осудить то, что оно объявляет дурным. (4)При этом они пытаются подавлять рождающиеся в душе сомнения, не проявляя их ни перед другими, ни перед самими собой. (5)В результате нравственность человека оказывается подчинена требованиям масс.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) испытывает давление (предложение 1).
2) современники отказываются (предложение 2).
3) общество выдает (предложение 3).
4) они пытаются (предложение 4).
5) нравственность оказывается подчинена (предложение 5).



7. (1)В городе находится Музей экологии гор, единственный в Европе. (2)Он задуман в девяностые годы прошлого века как масштабный проект с целым рядом экспозиций, занимающих более тысячи метров музейной площади. (3)Экспозиция разделена на две большие части, одна из которых посвящена неповторимой природе Карпатских гор, вторая — развитию природоиспользования в регионе и уникальным традициям хозяйства. (4)Формирование экспозиции продолжается и ныне. (5)Основой для неё служат прекрасно исполненные панорамы, диорамы.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) в городе находится (предложение 1)
2) задуман (предложение 2)
3) экспозиция разделена (предложение 3)
4) формирование продолжается (предложение 4)
5) служат основой (предложение 5)



8. (1)Действительно, погоды встали теплые, и молодая трава привлекала коней больше прошлогоднего сена. (2)Теперь поднимались на рассвете и, пока Минаев варил первую кашу, гнали табун к водопою. (3)Потом снимали лагерь, ели, седлали и выступали. (4)В полдень делали часовой привал и после второго водопоя снова шли часа четыре. (5)Останавливались на ночлег всегда недалеко от дороги, близ текучей воды, и Минаев готовил уже щи и кашу.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) погоды встали (предложение 1)
2) Минаев варил (предложение 2)
3) снимали, ели, седлали, выступали (предложение 3)
4) делали привал (предложение 4)
5) останавливались (предложение 5)



9. (1)Слово «бескорыстие» имеет интересную историю, которая уходит корнями в далёкие времена. (2)Представление о бескорыстии зародилось во многих древних мифологических и религиозных традициях. (3)У древних египтян существовало понятие «мат-хенну», то есть бескорыстная добродетель, требующая от человека помощи всем слабым и несчастным. (4)Само слово образовано от старославянского «користь», которое в переводе означало «выгода». (5)Приставка «бес-» в слове «бескорыстие» указывает на отсутствие корысти, личной выгоды.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) имеет историю (предложение 1)
2) представление зародилось (предложение 2)
3) бескорыстная добродетель (предложение 3)
4) слово образовано (предложение 4)
5) указывает (предложение 5)



10. (1)Уже давно мне не терпится бросить все нескончаемые дела и отправиться на рыбную ловлю. (2)И вот день намечен, и остаётся только дождаться рассвета. (3)Уже с вечера приготовлены надёжно припрятанные с прошлого раза и бережно сохраняемые рыболовные снасти, для кого-то ничего особенного не значащие и так дорого стоящие в моем представлении. (4)Завтра нужно будет встать, как только день забрезжится. (5)Клокочет в душе нетерпение скорее преодолеть этот последний рубеж.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) не терпится бросить, отправиться (предложение 1)
2) остаётся только (предложение 2)
3) приготовлены (предложение 3)
4) день забрезжится (предложение 4)
5) нетерпение преодолеть (предложение 5)

    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.