Русский язык
Демоверсия | Изложения | Теория и практика | Сочинения | Итоговое собеседование
+5
13 мая 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба

Задание 4 ОГЭ по русскому языку: пунктуационный анализ

Русский язык
Обобщающее повторение перед ОГЭ по русскому языку.


Тире между подлежащим и сказуемым

Правило

Пример

Тире ставится

Подлежащее и сказуемое – одна и та же часть речи.

Катяэкоактивистка и фанатка панд. (имена существительные)
Девятью девятьвосемьдесят один?
(числительные)
Принять себя – полюбить весь мир. (инфинитивы)

В грамматическую основу входят существительные, инфинитивы, числительные (в разных сочетаниях).

Мечта учителя – это тридцать подготовленных учеников в классе!
(существительное и числительное)
Наша главная задача сейчас – подготовить проект. (существительное и инфинитив)

Перед словами «это», «вот», «значит».

Красота души – это та сила, которая способна спасти мир.

Тире не ставится

Подлежащее и сказуемое – разные части речи.

Я молодец! (личное местоимение и существительное)
Кто твоя подруга? (вопросительное местоимение и существительное)
Да кто ты вообще? (местоимения разных разрядов)

Между подлежащим и сказуемым – слово «есть», союз, частица, вводное слово, наречие.

Встреча с тобой для меня как приезд Пущина для Пушкина. (сравнительный союз)
Моё горе не какая-нибудь шутка (отрицательная частица)
Журналисты, говорят, очень проницательные люди. (вводное слово)
Он тоже не волшебник, чтобы тебе помочь. (сочинительный союз)




Обособленные определения

Условия обособления

Примеры

согласованные определения – это определения, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе, падеже.

определение, выраженное причастным оборотом и прилагательным с зависимым словом, стоящее после определяемого слова

Ирина, выпившая карамельный капучино, чувствовала себя прекрасно.

два и более определения, которые стоят после определяемого слова

Толя, уставший и разозлённый, закрылся в комнате и включил музыку на полную громкость.

если определяемое слово – личное местоимение

Воодушевлённая, она стала читать о том, как начать свой бизнес с нуля.

если определяемое слово – имя собственное

Озарённый догадкой, Толя с лёгкостью решил задачу по математике.

если определение оторвано от определяемого слова

Ирина сидела дома, наевшаяся и счастливая.

если есть добавочное обстоятельственное значение (причина, уступка и т.д.)

Уволенный из кофейни, бариста принялся искать новое место работы в интернете. (=потому что)

несогласованные определения – это определения, которые не согласуются с определяемым словом в роде, числе, падеже.

выражены существительным в косвенном падеже и относятся к имени существительному или личному местоимению

Толя, в новой лиловой рубашке и тщательно отутюженных брюках, пошёл с Ириной в кинотеатр.

приложения – это определения, выраженные именем существительным (с зависимыми словами или без), дающие предмету новую характеристику.

выражены именем нарицательным с зависимыми словами и стоят после имени нарицательного

Изучение психологии, потрясающей науки, помогло Ирине справиться с проблемой неуверенности в себе.

относятся к личному местоимению

«Мне, человеку одарённому, тяжело выжить в этом суровом мире», – успокаивал себя Толя после очередной неудачи.

относятся к имени собственному

Толе, человеку неравнодушному, хотелось заниматься полезной деятельностью.

имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное и уступительное)

Прекрасный писатель, Э.М. Ремарк стал кумиром современной молодёжи. (=потому что)

имеют присоединительные слова то есть, в особенности, в том числе, по имени, по фамилии, по кличке, по прозвищу, родом, например, даже, или = то есть

Кот, по кличке Блинчик, недолюбливал незнакомых людей.

с союзом как в значении потому что

Ему, как человеку безотказному, часто приходилось работать за других. (=потому что)

Сравните:

Он был известен в школе как самый беспощадный учитель. (как = в качестве; не обособляется)

если приложение стоит в конце предложения, перед ним лучше поставить тире

Я так люблю это времялетние каникулы.




Обособленные обстоятельства

1. Выражены одиночным деепричастием:

Поев, Ирина пошла смотреть сериалы.

Но: не обособляются одиночные деепричастия, перешедшие в наречия (молча, лёжа, сидя, стоя)

Толя и Ирина смотрели первую серию молча.

2. Выражены деепричастными оборотами (обособляются вне зависимости от того, где находятся):

Сходив на пробежку, Толя почувствовал себя намного лучше.

Но: не обособляются деепричастные обороты, выраженные фразеологизмами.

Ирина скрепя сердце отдала Толе последний пончик.

Важно: однородные деепричастные обороты с союзом И не отделяются друг от друга запятыми.

Ирина лежала на диване, слушая музыку и мечтая о море.

Но: неоднородные деепричастные обороты отделяются друг от друга запятыми.

Ирина лежала на диване, слушая музыку, и, мечтая о море, искала красивые картинки в интернете.

3. Выражены существительными в форме косвенного падежа:

Ирина проснулась рано, с мигренью.

4. Выражены существительными с производными предлогами (в силу, вследствие, в связи, по причине, благодаря, вопреки, в результате, при условии, в целях, несмотря на):

Несмотря на плохое настроение, Толя всё-таки сходил в гости к другу.

5. Выражены наречиями или предложно-падежными сочетаниями и уточняют другое обстоятельство:

Ровно через две недели, 19 сентября, Ирина поедет в Санкт-Петербург.


Однородные члены предложения

Запятая ставится

Запятая НЕ ставится

если в предложении однородные члены связаны противительным союзом:
Ирина не сходила в кино, зато встретилась с подругой.

Если однородные члены соединены одиночным соединительным или разделительным союзом, например:

В парке рано утром можно было увидеть спортсменов и собаководов.

если однородные члены связаны повторяющимися союзами:
Гулять одному скучнои грустнои одиноко. (запятая ставится перед первым И, так как перечисление уже началось)

Если союзы объединяют однородные члены в пары, например:

У Толи было много старых дисков и кассетпостеров и вырезок из журналов. (запятые ставятся между парами)

если однородные члены соединены составными союзами:не только, но и; как, так и; не столько, сколько… (запятая ставится перед второй частью союза)
Толя будет на работе допоздна не только сегодня, но и завтра.

Если два однородных члена соединяются повторяющимися союзами, но образуют устойчивое сочетание:
И ДЕНЬ И НОЧЬ, И СМЕХ И ГРЕХ, НИ ДА НИ НЕТ, НИ ДВА НИ ПОЛТОРА, НИ ВЗАД НИ ВПЕРЕД и другие.

Толя разбудил Ирину ни свет ни заря.



Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом

1. Перед обобщающим словом ставится тире:

На диване, на кресле, на полувсюду валялись непроверенные тетради.

2. После обобщающего слова ставится двоеточие:

Непроверенные тетради валялись всюду: на диване, на кресле, на полу.

3. После однородных членов ставится тире, если предложение продолжается:

Всюду: на диване, на кресле, на полу – валялись непроверенные тетради.


Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзные сложные предложения (БСП) – это предложения, части которого соединены только интонацией, без союзов и союзных слов. Части бессоюзного предложения связаны между собой по значению.

Знак препинания

Значение

Пример

Запятая

Если действия происходят одновременно или последовательно. Между предложениями можно поставить союз и.

Наступил новый день, кофе уже стоял на столе.

Точка с запятой

Перечисление действий, которые не тесно связаны по смыслу, или предложения распространены (однородными членами предложения, причастными и деепричастными оборотами, вводными словами и обращениями)

Под грозовым небом становилось не по себе; Ирина то с тревогой поглядывала на часы, то принималась писать очередное сообщение, ожидая ответа от куда-то запропастившейся подруги.

Двоеточие

Во второй части содержится причина того, что говорится в первой (=потому что)

Толя пошёл в магазин: в холодильнике было пусто.

Второе предложение поясняет первое (=а именно)

Ирина уже представляла свой отдых: слышится шум прибоя, светит яркое солнце.

Значение дополнения (можно добавить что; и увидел, что; и услышал, что…)

Толя замер: перед ним сидел нахальный кот и доедал его обед.

Тире

Вторая часть противопоставляется первой (можно подставить союз а, но)

Ирина все пиццы перепробоваланет ничего вкуснее сырной.

Если первая часть имеет значение времени или условия (можно подставить союзы когда, если)

«Толя вернётся из магазина – поем вкусняшек», – подумала Ирина.

Значение сравнения (можно подставить сравнительные союзы: как, будто, точно, словно)

Александр Сергеевич говоритсоловей поёт.
(= словно)

Во второй части – вывод, следствие (=поэтому, так что)

Популярность заманчиваИрина хочет стать блогером.

Во второй части – внезапная смена событий, неожиданный результат.

Толя пришёл домой – беспорядок шокировал.




Сложносочинённое предложение

Сложносочинённые предложения (ССП) – это предложения, части которого равноправны (нельзя задать вопрос от одной к другой).

Сочинительные союзы

Соединительные

Противительные

Разделительные

И, да = и, ни-ни, не только, но и, как, так и, тоже, также

А, но, однако, зато, да = но

Или, либо, то - то, не то – не то, то ли – то ли.



Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения или части простого в составе сложносочиненного предложения.

В следующий раз сделай или лучше, или по-другому (однородные обстоятельства).
Ты либо разобьёшься, либо у тебя за спиной вырастут крылья (ССП).

Запятая между частями ССП не ставится

1. Есть общий второстепенный член предложения.

На третьем этаже ТЦ находится кинотеатр и продаётся попкорн.

2. Есть общее вводное слово/словосочетание.

По словам Толи, никто в офисе не хочет работать и все мечтают об отпуске.

3. Есть общее придаточное предложение.

Когда Толя вошёл в комнату, Ирина спала с телефоном в руках и кот с хитрым видом бродил по столу.

4. Части сложного предложения – восклицательные, вопросительные или побудительные.

Как добра Ирина и великодушен Толя!


Сложноподчинённое предложение

Сложноподчинённые предложения (СПП) – это предложения, состоящие из двух неравноправных частей – главной и придаточной. От главной к придаточной можно задать вопрос. В одном СПП может быть несколько придаточных частей.

Знаки препинания в СПП

Правило

Примеры

Придаточное предложение отделяется от главной части запятой.
Если придаточное предложение находится в середине главной части, оно отделяется запятыми с двух сторон.

[Случаются ситуации], (которые нельзя предотвратить).

[Некоторые люди, (когда они радуются), готовы обнять всех вокруг].

Если придаточное предложение присоединяется к главному при помощи союзов потому что, благодаря тому что, с тех пор как и др., то постановка запятой зависит от интонации:
а) интонационно союз относится к придаточной части, и запятая ставится перед ним;
б) интонационно союз разделяется, и его первая часть входит в состав главного.
Если придаточное предложение предшествует главному, то запятая ставится после придаточной части, а внутри союза не ставится.

[Ирина не пошла на работу], (потому что приболела).

[Ирина не пошла на работу потому], (что приболела).

(Благодаря тому что Толя купил продукты заранее), [мы смогли приготовить ужин].

Придаточная часть не отделяется от главной запятой, если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицание не или повторяющиеся сочинительные союзы и, или, либо и пр.:

[Главное] (не что он сделал), а (почему решился на такой поступок).
[Ирина плакала] и (когда смотрела мелодраму), и (когда потом вспоминала её трагический финал).

Если перед подчинительным союзом стоят слова особенно, в частности, то есть, а именно, а также, и др., то запятая после них не ставится.

[Толя интересовался квантовой физикой], (в частности если находил материалы о параллельных вселенных).

Не отделяются запятой однородные придаточные предложения, связанные неповторяющимися сочинительными союзами.

[Ирина узнала], (что киты очень мудрые животные) и (что они сильно привязаны друг к другу).

[Ирина узнала], (что киты очень мудрые животные) и (они сильно привязаны друг к другу).

При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и союзном слове), а также при встрече сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними ставится, если дальше не следует вторая часть сложного союза то, так, но;

[Толя знал], (что, (если он не пойдёт на вечеринку), друзья очень сильно обидятся).

[Толя знал], (что (если он не пойдёт на вечеринку), то друзья очень сильно обидятся).

Придаточное предложение, состоящее из одного только относительного слова, запятой не отделяется.

[Ирина уже ходила туда, но не помнила] (когда).




Тренировочные задания

1. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Обращение отделяется запятой.
Б) Между однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом, ставится запятая.
В) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Дети радовались и хорошей погоде, и встречам с одноклассниками, и короткому дождю, оставившему лужи на асфальте.
2) Высоко пари́т, распластав крылья, орёл – гроза пернатого царства.
3) Солнце только что село, и алый тонкий свет лежал на зелёных лозах, на сухой земле и на белой стене небольшого домика, стоявшего на самом верху горы.
4) «Поди прочь, безумный мальчишка!» – нетерпеливо прервал Азамата Ка́збич.
5) Папе стихи понравились, он поцеловал Виту в щёчку и сказал, что его дочь – настоящая поэтесса вроде Агнии Барто.



2. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Вводная конструкция выделяется запятыми.
Б) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
В) В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Бора – это яростный и таинственный ветер, который рождается где-то в горах около Новороссийска, сваливается в круглую бухту и вызывает страшное волнение на Чёрном море.
2) «Держитесь, ребята, крепче!» – весело крикнул капитан, вцепившись в поручни.
3) С одной стороны вала широкая полянка оканчивалась лесом, с другой – бежала маленькая речка.
4) Мите казалось, что го́ре, свалившееся на его плечи, сделало его глубоким стариком.
5) Руки, к страшной моей досаде, дрожали, горло пересохло.



3. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
Б) Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая.
В) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Вскоре после захода солнца полевой стан опустел: тракторы ушли на стоянки, а отработавшая смена ужинала в палатке.
2) Коллекция лекарственных трав, которую собрал учёный, известна не только отечественным, но и зарубежным специалистам.
3) Стёпка наскоро умылся, съел холодный огурец с куском хлеба, выскочил на улицу, накинув на худенькие плечи курточку.
4) Теперь уж ничего не было видно: ни гор, ни неба, ни земли.
5) Прерванный на минуту разговор возобновился, и Николай мог свободно разглядеть общество, сидящее за столом.



4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.
Б) Между однородными членами предложения, соединёнными повторяющимся союзом, ставится запятая.
В) В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Сибирская тайга – бесценное творение природы, богатое непроходимыми лесами и болотами.
2) Сад тётушки славился соловьями, горлинками и яблонями, а дом ‒ крышей.
3) Слова, созданные далёкими предками, раскрывают нам и удивительные стороны психологии народа, и его умение подмечать наиболее характерное в явлениях действительности.
4) Ветер шевелил листву, и шум моря сливался со звуками затихающей песни, и слышался треск сучьев в костре.
5) Вода, камыши, прибрежный кустарник ‒ всё было скрыто в густом рассветном тумане.



5. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Обращение отделяется запятой.
Б) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.
В) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Родина подсолнечника – Центральная Америка, откуда испанцы вывезли его в Европу в ХVI веке.
2) В мелколесье юные деревца всех пород: ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно.
3) Вид с вала был прекрасный: с одной стороны широкая полянка кончалась лесом, с другой – бежала маленькая речка.
4) «Ты спрашивала меня, мама?» – сказал Митя, входя и останавливаясь у порога.
5) Иногда находило облачко, синее небо голубело, и тёплый воздух становился ещё нежнее и слаще.



6. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Уточняющее обстоятельство обособляется.
Б) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.
В) Вводная конструкция выделяется запятыми.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Осенью 1880 года в Петербурге произошло важное культурное событие: впервые была выставлена картина А. И. Куинджи «Ночь на Днепре».
2) Математика, по мнению Пифагора, лежит в основе законов, которые управляют мировым порядком.
3) Необъятное пространство заливала река в половодье, и теперь далеко, вплоть до горизонта, по лугам были разбросаны серебряные пятна.
4) К финно-угорским языкам относятся некоторые языки народов нашей страны, а именно: удмуртский, карельский, мордовский, марийский.
5) Балтийский янтарь – это застывшая смола деревьев, преимущественно хвойных, которые произрастали на обширной территории южной части Скандинавского полуострова и прилегающих к нему областях.



7. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
Б) Если в первой части бессоюзного сложного предложения указывается на время (условие) совершения действия, то между частями предложения ставится тире.
В) В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Северное сияние, или сполохи, как его называют живущие на севере люди, мне первый раз довелось увидеть много лет назад на берегу Онежского озера.
2) Книга – это единственная машина времени, созданная человеком.
3) Идёшь ранней осенью по болоту – не видно конца-краю мягким моховым кочкам, осыпанным дозревающей клюквой.
4) Пожилой человек плёлся, прихрамывая от боли, и, дойдя до скамейки, устало присел.
5) Писателю необходима смелость в обращении со словами, скульптору – с глиной и мрамором, художнику – с красками и линиями.



8. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая.
Б) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.
В) Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Хорошо сидеть одному на краю снежного поля, слушая, как в хрустальной тишине морозного дня щебечут птицы.
2) Мутно-золотая заря блёкла в облаках за полями, отсвечивала в лужах, мокро и зелено было в полях.
3) Ни души не было кругом – только овсянки, сидя под дождём на высоких кустах, звенели на весь лес.
4) Если смотреть из окна прямо, можно увидеть крыши, точно лодки, опрокинутые вверх дном в зелёных волнах садов.
5) Уйти нельзя было, остаться – опасно.



9. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
Б) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.
В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Из открытых окон запылённых вагонов глядят люди, едущие на Кавказ: знаменитый артист в серой шёлковой шапочке, красивая дама с лорнетом, худой англичанин с трубочкой в зубах.
2) Стало слышно, как под ногами шедшего шуршала трава и потрескивал бурьян, но за светом костра никого не было видно.
3) Усталость начала брать своё: кто-то зевнул, кто-то начал стелить постель и укладываться на ночь.
4) Я бродил не спеша по горам и долинам, засиживался в деревенских харчевнях, мирно беседуя с хозяевами и гостями, или ложился на плоский согретый камень и смотрел, как плыли облака.
5) Когда бабушка улыбалась, её тёмные, как вишни, глаза вспыхивали приятным светом.



10. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А) Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире.
Б) Приложение, которое относится к личному местоимению, обособляется.
В) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Ромашки, колокольчики, гвоздики сразу бросаются в глаза: и стебли у них высокие, и цветки крупные.
2) Нас было трое: старый охотник Савелий, его длинноухий пёс Пыж и я, тогда ещё подросток.
3) Хотел рисовать – кисти выпадали их рук; пробовал читать – глаза не видели строк.
4) И ещё я увидел: впервые за лето берёзки начали обсыпать золотыми монетками тёмные ёлочки, растущие под ними.
5) Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал.

    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.