Русский язык
Демоверсия | Изложения | Теория и практика | Сочинения | Итоговое собеседование
+3
Вчера, 11:20
В закладки
Обсудить
Жалоба

Задание 12 ОГЭ по русскому языку: лексический анализ

Русский язык
Обобщающее повторение перед ОГЭ по русскому языку.

Лексическое значение слова – это содержание слова, закреплённое в языке, которое отражает информацию о предмете, явлении и т.д.
В русском языке слово может иметь одно или несколько значений.
Слова с точки зрения количества значений все слова делятся на:
Однозначные (имеют одно значение)
Многозначные (имеют несколько значений)
Одно значение многозначных слов является прямым, другие выступают как переносные.
Прямое значение слова – это его основное лексическое значение.
Переносное значение – вторичное значение слова, вытекающее из основного содержания.

Фильм идёт (переносное значение) два часа, а Толя рано идёт (прямое значение) на работу с утра. Придётся отложить просмотр!


От многозначных слов следует отличать омонимы.
Омонимы – это одинаково звучащие, но совершенно различные по значению слова.

Ирина читает выдержки (фрагменты, цитаты) из книг по психологии и мечтает обладать уверенностью и выдержкой (самообладание, терпение).


Синонимы – слова одной и той же части речи, совпадающие или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
Синонимы бывают:
Языковые (зафиксированы в словарях)
Контекстные – слова, близкие по значению только в данном тексте (не зафиксированы в словарях, например: Пушкин и поэт)

Единороги – гостеприимные и радушные существа.


Антонимы – слова одной части речи, противоположные по значению.
Антонимы бывают:
• Языковые (молодой — старый, умный — глупый).
• Контекстные – слова, приобретающие противоположное значение в условиях данного текста. (они невежественные, но добрые)

Ирина обожает пиццу с ананасами, а Толя её ненавидит.


Лексика с точки зрения стилистической окраски бывает:
• Нейтральная
• Книжная
• Разговорная
• Просторечная

Нейтральная лексика – это общеупотребительная лексика, которая не обладает стилистической окраской.

Книжные слова – это слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи.

Мне импонирует (располагает к себе) этот человек. Он целеустремлённый и смелый.


К разговорной лексике относятся слова, употребляемые в ситуациях неофициального общения. Такие слова придают речи непринужденность и непосредственность.

Толя – тот ещё соня. Может дрыхнуть весь день, когда не надо никуда идти.


С точки зрения употребления лексика бывает:
• Общеупотребительная
• Ограниченная в употреблении

Общеупотребительные слова – это те, которые известны всем носителям языка, независимо от рода их деятельности и территории проживания.
К словам с ограниченной сферой употребления относятся:
• Диалектизмы
• Жаргонизмы
• Профессионализмы
• Просторечная лексика

Диалектизмы – слова, употребляемые жителями определённой местности.

Ирине не понравился Вячеслав: какой-то он морготный (употребляется в Ярославской области: противный, неприятный)


Профессионализмы – слова, употребляемые в речи людей, работающих в одной сфере.

Если у учителя есть окно (свободный урок), то он может успеть проверить ваши самостоятельные работы.


Жаргонизмы – слова, употребление которых ограничено социальной средой, возрастом, профессией, общностью интересов.

Эй, фильтруй базар (следи за тем, что говоришь), когда упоминаешь единорогов! В кого это ты там не веришь?


Лексика активного запаса
В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно всем людям, говорящим на данном языке.

Лексика пассивного запаса
К лексике пассивного запаса относятся устаревшие и новые (неологизмы) слова.
Неологизмы – новые слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений, качеств.

Толя прежде никогда не общался с альтушками (девушка необычной внешности, представительница альт-субкультуры).


Устаревшие слова – это слова, вышедшие из активного употребления.
К устаревшей лексике относятся:
Историзмы – названия исчезнувших предметов, явлений.

Толя вздыхал и думал, что начальник относится к нему, как к крепостному (вышло из употребления, так как отменили крепостное право).


Архаизмы – устаревшие слова, которые имеют синонимы в современном языке.

- Какой тяжёлый труд лёг на мои рамена! (устаревшее слово, современный синоним – плечи)
- О чём он говорит?
- Не знаю… Похоже, хочет съесть рамён.


Фразеологизмы – устойчивые выражения.

Сегодня Ирина целый день витает в облаках. (мечтает, не может ни на чём сосредоточиться)



Тренировочные задания

1. Замените книжное выражение «внушало ужас» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас.



2. В предложениях 4–9 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.

(4)И я рисовал когда-то –давно это было, – примостясь у керосиновой лампы на обеденном столе. (5)Отприкосновения волшебных кисточек оживал мёртвый богатырь сказки, как бы спрыснутый живой водой. (6)Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке. (7)Иван Царевич на Сером Волке скакал по еловому лесу. (8)Ёлки были меньше Серого Волка. (9)Иван Царевич сидел верхом на Волке так, как эвенки ездят на оленях, почти касаясь пятками мха.



3. В предложениях 49–56 найдите слово с лексическим значением «прекращение отношений с кем-нибудь в знак протеста против определённого поведения, поступка». Выпишите это слово.

(49)Ну, пожалуйста. (50)Мне всё равно...(51)Но поставить другого –значит поддержать бойкот. (52)Потом вдруг Алёнкины глаза наполнились слезами, и она сказала сердито, с вызовом: –Думаешь, я без них не справлюсь? (53)Очень надо! (54)Справлюсь и без них! (55)Вот увидите. (56)И я поняла: надо справиться во что бы то ни стало.



4. В предложениях 15–21 найдите синоним к слову «невозмутимо». Выпишите этот синоним.

(15)Агния рывком оттащила мальчика за спину.
(16)«Беги!» – приказала она, оттолкнув его, и шагнула навстречу противникам.
(17)Много раз школьники абсолютно спокойно смотрели на то, как силы покидали её с каждым ударом.
(18)Но Агния никогда не сдавалась. (19)Она падала, она поднималась или не могла подняться, но не сдавалась она никогда. (20)Поэтому били её всегда очень жестоко. (21)А в этот раз всё должно быть ещё хуже, наверное.



5. В предложениях 1–7 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.

(1)Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.
(2)Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства. (3)Мы жили в деревне. (4)Однажды отец взял меня в город. (5)Помню, мы искали обувь и зашли по дороге в книжный магазин. (6)Там я увидел книгу. (7)Я взял её в руки, на каждой странице книги были большие картинки.



6. В предложениях 28–33 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

– (28)Спасибо. (29)Апчхи!
(30)Смирнова говорила сухо, как по писаному. (31)Она, видимо, получила задание: навестить больного товарища. (32)И теперь выполняла поручение без всякого энтузиазма. (33)Но Коля Луковкин неожиданно почувствовал себя человеком значительным. (34)О его здоровье справляются, ему передают привет. (35)Словно он не просто простудился и чихает, а совершил какой-то подвиг. (36)Ранен. (37)Попал в госпиталь. (38)И отряд передаёт ему привет.



7. В предложениях 7–14 найдите просторечное слово. Выпишите это слово.

– (7)Ты на всё лето приехала? (8)А с нами дружить будешь? (9)А на реку пойдёшь?
(10)Девочка улыбалась.
– (11)Косуля пришла, – вдруг сказал Прошка и спрятался за чью-то спину: за «Косулю» Аниска и влепить не замедлит.
– (12)Косуля? – спросила чужая девочка. – (13)А почему же Косуля? (14)Косули – ведь это животные такие.



8. В предложениях 56‒62 найдите слово с лексическим значением «территория, расположенная позади линии фронта». Выпишите это слово.

‒ (56)Вот, брат, какие бывают девушки, ‒ сказал Сухов. ‒ (57)Один раненый сфотографировал её для меня на память. (58)И мы разъехались. (59)Я ‒ в тыл, она ‒ обратно на фронт. (60)Я взял фотографию и стал смотреть. (61)И вдруг узнал в этой хрупкой девушке свою маму: мамины глаза, мамин нос. (62)Только она была совсем девчонкой.



9. В предложениях 1–6 найдите синоним к слову «казаться». Выпишите этот синоним.

(1)Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи. (2)Таким был Сеня Голубкин. (3)Ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие. (4)Если кто-то заболевал, Сенька говорил: «Ясно... (5)Решил отдохнуть!» (6)Если кто-то получал пятёрку за домашнее сочинение, он спрашивал: «Что, мамочка с папочкой потрудились?»



10. В предложениях 8-10 найдите слово с лексическим значением «исключительное право».

(8)А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища провести, а то и двух. (9)Эта привилегия была основой могущества Глебова в классе. (10)Он пользовался ею расчётливо и умно́: приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости.

    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses
Обработка персональных данных

Отправляя комментарий, вы даёте согласие на обработку своих персональных данных на условиях и для целей, определённых в политике в отношении обработки персональных данных, а также принимаете Пользовательское соглашение.