+10
15 августа 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба

Сложные предложения с различными видами связи

Русский язык
Проверочная работа по синтаксису и пунктуации для 9 класса.

СП.docx
СП.pdf


Перед вами тексты, взятые из трех разных произведений В. Набокова, тем не менее их многое объединяет. Что?

I. День был голубой,(1) нежный,(2) на диво солнечный;(3) слева наползла бархатистая тень,(4) и невозможно было понять,(5) где кончается тень и где начинается расплывчато-оранжевая листва дерева,(6) заполнявшего двор.

II. Правая сторона переулка была в тени,(1) по левой в жарком сиянии дрожал вдоль панели узкий ручей;(2) девочка,(3) черноволосая,(4) беззубая,(5) в смуглых веснушках,(6) ловила звонким ведром сверкающую струю;(7) и ручей,(8) и солнце,(9) и фиолетовая тень – все текло,(10) скользило вниз,(11) к морю;(12) еще шаг – и там,(13) в глубине,(14) между стен,(15) вырастал его плотный сапфировый блеск.

III. От гула воды в ущелье человек обалдевал;(1) каким-то электрическим волнением наполнялась грудь и голова;(2) вода мчалась со страшной силой,(3) гладкая,(4) однако,(5) как раскаленный свинец,(6) но вдруг чудовищно надувалась,(7) достигнув порога,(8) громоздя разноцветные волны,(9) с бешеным ревом падая через блестящие лбы камней,(10) и с трех саженей высоты,(11) из-под радуг рухнув во мрак,(12) бежала дальше,(13) уже по-другому: клокоча,(14) вся сизая и снежная от пыли,(15) и так ударялась то в одну,(16) то в другую сторону каньона,(17) что казалось,(18) не выдержит гудящая крепь горы,(19) по скатам которой между тем в блаженной тишине цвели ирисы…

1.Какие средства выразительности использует писатель?

2. Найдите во втором отрывке слово с чередующейся гласной в корне.

3. Найдите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

4. Найдите в третьем отрывке слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В полном страдательном причастии, имеющем приставку, пишется две буквы Н».

5. Какова стилистическая окраска слова обалдевал? Подберите к нему стилистически нейтральные синонимы.

6. Замените словосочетание лбы камней (третий отрывок), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

7. Найдите грамматическую основу в первом отрывке.

8. Найдите в первом отрывке обособленное определение.

9. Найдите в третьем отрывке обособленные однородные обстоятельства.

10. В приведенных отрывках пронумерованы все запятые и точки с запятыми. Укажите цифры, обозначающие запятые при вводном слове (третий отрывок).

11. Укажите количество грамматических основ во втором отрывке.

12. В приведенных отрывках пронумерованы все запятые и точки с запятыми. Укажите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной и подчинительной связью (первый, третий отрывки).



Ответы:

1. Эпитеты: нежный, голубой (день), бархатистая (тень), расплывчато-оранжевая (листва), смуглых (веснушках), сверкающую (струю), сапфировый (блеск), электрическим (волнением), блаженной (тишине).

Олицетворения: наползла тень, кончается тень, начинается листва, дрожал ручей, вырастал блеск, вода мчалась.

Сравнение: как раскалённый свинец.

Метафоры: ручей в жарком сиянии, электрическим волнением наполнялась грудь и голова, блестящие лбы камней, гудящая крепь горы.

Градация: голубой, нежный, на диво солнечный; и ручей, и солнце, и фиолетовая тень; чудовищно надувалась, громоздя разноцветные волны, с бешеным рёвом падая; уже по-другому, клокоча, вся сизая и снежная от пыли.

2. Вырастал.
3. Расплывчато-оранжевая, беззубая, раскалённый.
4. Раскалённый.
5. Разговорная. Синонимы: замирал, изумлялся, поражался.
6. Каменные лбы.
7. День был голубой, нежный, солнечный; тень наползла; невозможно было понять; кончается тень, начинается листва.
8. Заполнявшего двор.
9. Достигнув порога, громоздя разноцветные волны, с бешеным рёвом падая через блестящие лбы камней (деепричастные обороты).
10. 4,5
11. 6
12. 1 отрывок: 4,5; 3 отрывок: 6,17, 18, 19
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses