+3
30 сентября 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба

Образец ВПР по русскому языку для 10 класса

ВПР
Образец проверочной работы по русскому языку. 10 класс.




На выполнение заданий отводится два урока. Проверочная работа состоит из двух частей и включает в себя 14 заданий.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другим справочным материалом.

→ Образец (демоверсия): русский10-впр.pdf
→ Описание ВПР: русский10-впр-о.pdf

Часть 1

(1)В начале 1870 года русские художники поняли наконец прелесть родной природы. (2)Ранее их привлекали экзотические красоты итальянских и крымских ландшафтов. (3)Неброское обаяние _____________ средней полосы могло быть выражено только через эмоциональное состояние творца. (4)Если для передачи величия моря и гор художнику порой достаточно сосредоточиться на местности, но здесь значимой стала необходимость выразить субъективное отношение, ибо только так можно было раскрыть внешне неприметную, но полную _____________ очарования душу русской природы, углубить её восприятие.

(По И. Кашековой)


1. Подберите и запишите на месте пропуска в предложении 3 синоним к слову «ландшафт» из предложения 2.



2. Подберите и запишите эпитет к слову «очарование» из предложения 4. Объясните свой выбор двумя-тремя предложениями.



3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Поняли, сосредоточиться, значимой, углубить.



4. Установите соответствие между видами речевых ошибок и примерами, в которых допущены такие ошибки: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

А) речевая избыточность
Б) нарушение лексической сочетаемости
В) неправильное употребление фразеологического оборота

ПРИМЕРЫ

1) Два единственных вопроса волновали жителей дома: неполадки в квартирах и ремонт.
2) Он учился в музыкальной консерватории.
3) На зиму они мариновали огурцы и варили варенье.
4) В маленьком городе N дизайнера интерьера днём с фонарём не сыщешь.
5) Семёнов как в воду глядел, предсказывая результаты отборочного этапа по пятиборью.



5. Определите, какая(-ие) лексическая(-ие) единица(-ы) (синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы, историзмы, неологизмы и т. п.) использована(-ы) в приведённом предложении.

Текстовые метки (хештеги) используются всеми социальными сетями, в том числе «Одноклассниками» и «ВКонтакте».



6. Укажите номера предложений, в которых выделенные слова образованы в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.

1) Счёт у её пополнился на два процента.
2) Костя Иванов — мой лучший друг.
3) Отправляя меня на рынок, мама велела купить два килограмма помидор.
4) Я смогу его победить в следующем матче.



7. Выпишите слова, в которых пропущена безударная чередующаяся гласная в корне слова.

Спелая виш...нка, г...рный воздух, пр. соед...ниться к обсуждению, м...ровой судья, соб...рательный образ, соч..тание цветов, накл...ниться вбок, ярко г...рели, радос...ное настроение, болезненный ож...г, бурная реч...нка, надеть пальт...цо, расст...лается ковром, пр...митивный ответ, вкусный в...негрет.



8. Заполните таблицу: спишите предложения, раскрывая скобки в выделенных словах.

1) Девушка была образова (н, нн)а и воспита (н, нн)а.
2) Она была воспита (н, нн)а бабушкой.
3) (В)даль морскую уплыл парусник.
4) Мы договорились (на)счёт поездки.
5) Тётя Света посмотрела на Соню и покачала головой, думая о том, что одета девочка не (по)летнему.
6) Маша ушла в магазин, и её не было (в)течение сорока минут.
7) Наши друзья отдыхали в Сочи, мы (то)же решили туда поехать.
8) Он посмотрел (в)верх и увидел гордо парящего орла.

Образец ВПР по русскому языку для 10 класса




Часть 2

Текст 2
(1)Для нас Василий Дмитриевич Поленов прежде всего автор «Московского дворика», «Бабушкиного сада», «У ворот усадьбы», где чувствуются мягкие элегические ноты, где есть ощущение уходящей в прошлое старины.

(2)Именно «Московским двориком» В. Поленов дебютировал на выставке передвижников.

(3)Предполагают, что однажды, поселившись в Трубниковском переулке, Василий Дмитриевич из окна увидел свой «Московский дворик». (4)Казалось бы, что в нём особенного? (5)Куры копаются в земле. (6)Лошадь приуныла возле своей телеги. (7)Ребятишки играют на ромашковой лужайке. (8)Женщина несёт воду в ведре. (9)Полощется в воздухе мокрое бельё; деревья, змейка тропки, сараюшки… (10)Всё обыкновенно. (11)Но эту обычную картину увидели глаза художника, насмотревшиеся на кровь и ужасы войны, вдоволь налюбовавшиеся египетскими пирамидами и дворцами с гондолами в Венеции. (12)Сердце его увидело. (13)И дворик озарился вдруг таким светом радости, таким чувством любви и блаженства, что маленький кусочек московской земли сделался бесконечной поэмой. (14)В обыкновенном узнано необыкновенное, в обычном — очарование родного края. (15)Дворик стал признанием в любви. (16)Любви к Родине.

(17)Сам В. Д. Поленов называл себя представителем пейзажно-бытового жанра. (18)Согласиться с этим трудно. (19)Он объясняется в любви своей земле, своему краю неспокойно, пылко, обжигающе. (20)Разве не романтична «Осень в Абрамцеве» — «Федюшкино воспоминание», картина-память о сыне? (21)Она вобрала в себя зовущую темень, яркую алость и успокаивающую желтизну. (22)Отсветы этой буйной палитры ткут в воде богатый ковёр… (23)Из холопьего царства В. Поленов уходит в мягкий, прекрасный, возвышающий мир природы. (24)Рыжевато-дымчатые кустики в картине «Ранний снег» уселись на снегу, словно зайцы, полоса угасающего осеннего пламени отделяет белую пелену от реки. (25)А над всем этим — яркое небо, уже подёрнувшееся туманом, — нежная переходная пора.

(26)На тёмной глади «Заросшего пруда» буровато-красные и зелёные листья кувшинки, пятнышки лилий. (27)Временный тупик, застой и ожидание близящейся грозы: что-то произойдёт, случится… (28)А когда обжигаешься червонным золотом и прорывающимся зелёным буйством «Золотой осени», невольно думаешь: человеку, столь пронзительно ощущавшему природу, трудно было жить, не захлёбываясь той большой радостью, которую она ему дарила.

(29)Однажды, вернувшись в очередной раз из заграничной поездки, В. Д. Поленов поссорился со В. В. Стасовым: тому вдруг показалось, что живопись у В. Поленова какая-то нерусская. (30)И вообще, жить бы ему за границей. (31)А он всей душой только и тянулся к России: «…прямо подло жить в Европе, когда в России надо работать… Чувствую себя… без почвы, без смысла…».

(По В. Липатову)


9. Запишите не менее трёх ключевых слов и/или словосочетаний, раскрывающих тему текста.



10. Запишите номера ответов, в которых лексическое значение слова соответствует его значению в данном тексте.

1) Буйный (предложение 22) — быстро растущий; обильный, густой, пышный.
2) Гондола (предложение 11) — подвешенная к оболочке воздушного шара, аэростата, дирижабля кабина для экипажа и оборудования.
3) Озарить (предложение 13) — оживить, согреть; пронизать каким-либо чувством, настроением.
4) Уходить (предложение 23) — увлечённо, целиком отдаваться какому-либо занятию.
5) Почва (предложение 31) — верхний слой земной коры, который является основной средой для развития растительной жизни.



11. Определите логическую связь между предложениями 14 / 7, 8, 9 / 15.

1) тезис / доказательство / вывод
2) общая мысль / её конкретизация / аргумент
3) тезис / аргумент / контраргумент
4) общая мысль / причина / следствие



12. Сформулируйте основную проблему, поставленную автором текста.



13. Определите по лексическому значению, о каком средстве художественной выразительности идёт речь: «Вид тропа: переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений». Приведите три примера этого тропа: два примера из текста, а третий — собственный. Запишите их.



14. Напишите фрагмент сочинения (не более 5 предложений), подобрав из текста два примера-иллюстрации, подтверждающих следующий тезис: «Василий Поленов — мастер лирических, душевных сюжетов».

    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses