0
Сегодня, 14:32
В закладки
Обсудить
Жалоба

Тренировочные задания по рассказам А.П. Чехова

Литература
Задания из ОБЗ ФИПИ для подготовки к ОГЭ по литературе.

Перед выполнением заданий рекомендуется повторить теорию.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1 или 1.2, 2.1 или 2.2. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.


В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвёл от глаз бинокль, нагнулся и… апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают. Червяков нисколько не сконфузился, утёрся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то.

В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения.
«Я его обрызгал! –– подумал Червяков. –– Не мой начальник, чужой, но всё-таки неловко. Извиниться надо».
Червяков кашлянул, подался туловищем вперёд и зашептал генералу на ухо:
–– Извините, ваше-ство, я вас обрызгал… я нечаянно…
–– Ничего, ничего...
–– Ради Бога, извините. Я ведь… я не желал!
–– Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!

Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство. В антракте он подошёл к Бризжалову, походил возле него
и, поборовши робость, пробормотал:
–– Я вас обрызгал, ваше-ство… Простите… Я ведь… не то чтобы…
–– Ах, полноте... Я уж забыл, а вы всё о том же! –– сказал генерал
и нетерпеливо шевельнул нижней губой.
«Забыл, а у самого ехидство в глазах, –– подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. –– И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал… что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..»

(А.П. Чехов. «Смерть чиновника»)

1.1 Какие черты личности Червякова проявляются в приведённом фрагменте?



1.2 Почему генерал, принимая извинения Червякова, «нетерпеливо шевельнул нижней губой»?



Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2. Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ на вопрос (3–5 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента.


2.1 Выберите фрагмент другого рассказа А.П. Чехова, в котором показано, что чинопочитание мешает герою вести себя естественно. Объясните, в чём проявляется названное выше качество.



2.2 Выберите фрагмент другого рассказа А.П. Чехова, в котором речь персонажа используется как средство его характеристики. Какие черты этого персонажа раскрываются в выбранном фрагменте?



Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения глубоко и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не допускается обращение к текстам рэпа, песен поп-музыкантов или текстам со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение грамотно и разборчиво: оно оценивается по критериям грамотности.
Минимально необходимый объём сочинения – 150 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).


5.3 Как название рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» отражает основную мысль этого произведения?

    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses