10 марта 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
Тренировочные задания по рассказам А.П. Чехова
Задания из ОБЗ ФИПИ для подготовки к ОГЭ по литературе.
Перед выполнением заданий рекомендуется повторить теорию.
В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвёл от глаз бинокль, нагнулся и… апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают. Червяков нисколько не сконфузился, утёрся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то.
В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения.
«Я его обрызгал! –– подумал Червяков. –– Не мой начальник, чужой, но всё-таки неловко. Извиниться надо».
Червяков кашлянул, подался туловищем вперёд и зашептал генералу на ухо:
–– Извините, ваше-ство, я вас обрызгал… я нечаянно…
–– Ничего, ничего...
–– Ради Бога, извините. Я ведь… я не желал!
–– Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!
Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство. В антракте он подошёл к Бризжалову, походил возле него
и, поборовши робость, пробормотал:
–– Я вас обрызгал, ваше-ство… Простите… Я ведь… не то чтобы…
–– Ах, полноте... Я уж забыл, а вы всё о том же! –– сказал генерал
и нетерпеливо шевельнул нижней губой.
«Забыл, а у самого ехидство в глазах, –– подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. –– И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал… что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..»
(А.П. Чехов. «Смерть чиновника»)
1.1 Какие черты личности Червякова проявляются в приведённом фрагменте?
1.2 Почему генерал, принимая извинения Червякова, «нетерпеливо шевельнул нижней губой»?
2.1 Выберите фрагмент другого рассказа А.П. Чехова, в котором показано, что чинопочитание мешает герою вести себя естественно. Объясните, в чём проявляется названное выше качество.
2.2 Выберите фрагмент другого рассказа А.П. Чехова, в котором речь персонажа используется как средство его характеристики. Какие черты этого персонажа раскрываются в выбранном фрагменте?
5.3 Как название рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» отражает основную мысль этого произведения?
Перед выполнением заданий рекомендуется повторить теорию.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1 или 1.2, 2.1 или 2.2. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвёл от глаз бинокль, нагнулся и… апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают. Червяков нисколько не сконфузился, утёрся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то.
В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения.
«Я его обрызгал! –– подумал Червяков. –– Не мой начальник, чужой, но всё-таки неловко. Извиниться надо».
Червяков кашлянул, подался туловищем вперёд и зашептал генералу на ухо:
–– Извините, ваше-ство, я вас обрызгал… я нечаянно…
–– Ничего, ничего...
–– Ради Бога, извините. Я ведь… я не желал!
–– Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!
Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство. В антракте он подошёл к Бризжалову, походил возле него
и, поборовши робость, пробормотал:
–– Я вас обрызгал, ваше-ство… Простите… Я ведь… не то чтобы…
–– Ах, полноте... Я уж забыл, а вы всё о том же! –– сказал генерал
и нетерпеливо шевельнул нижней губой.
«Забыл, а у самого ехидство в глазах, –– подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. –– И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал… что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..»
(А.П. Чехов. «Смерть чиновника»)
1.1 Какие черты личности Червякова проявляются в приведённом фрагменте?
1.2 Почему генерал, принимая извинения Червякова, «нетерпеливо шевельнул нижней губой»?
Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2. Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ на вопрос (3–5 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента.
2.1 Выберите фрагмент другого рассказа А.П. Чехова, в котором показано, что чинопочитание мешает герою вести себя естественно. Объясните, в чём проявляется названное выше качество.
2.2 Выберите фрагмент другого рассказа А.П. Чехова, в котором речь персонажа используется как средство его характеристики. Какие черты этого персонажа раскрываются в выбранном фрагменте?
Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения глубоко и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не допускается обращение к текстам рэпа, песен поп-музыкантов или текстам со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение грамотно и разборчиво: оно оценивается по критериям грамотности.
Минимально необходимый объём сочинения – 150 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не допускается обращение к текстам рэпа, песен поп-музыкантов или текстам со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение грамотно и разборчиво: оно оценивается по критериям грамотности.
Минимально необходимый объём сочинения – 150 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).
5.3 Как название рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» отражает основную мысль этого произведения?
Тренировочные задания по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор»
Задания для тренировки из ОБЗ ФИПИ по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
Задания по лирике для тренировки
Задания ОГЭ по литературе из ОБЗ ФИПИ по лирике И.А. Бунина, А.В. Кольцова и ...
Сочинение 5.4 В чём сходство проблематики рассказов А.П. Чехова «Толстый и тонкий» и «Смерть чиновника»?
Образец сочинения ОГЭ по литературе.
Сочинение 5.1 Что дало основание А.Н. Толстому назвать «Слово о полку Игореве» «великим памятником гуманизма»?
Образец сочинения ОГЭ по литературе.
Сочинение 5.2 Какова роль положительных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Образец сочинения ОГЭ по литературе.