10 июля 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
Сочинение 5.3 Какие фольклорные традиции присутствуют в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова?
Образец сочинения ОГЭ по литературе.
«Песня про купца Калашникова»: теория
«Песня про купца Калашникова»: практика
В поэме «Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтов наследует фольклорные традиции. Само заглавие содержит в себе отсылку к народным песням, прославляющим подвиги героя.
Произведение М.Ю. Лермонтова в полной мере соответствует композиции фольклорного текста. В нём есть зачин («Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!»), в котором описываются основные герои песни, и припевы от лица гусляров. Можно сказать, что поэт делает сознательную стилизацию, благодаря чему поэма приобретает особенную самобытность. Даже на уровне лексики можно провести параллели с устным народным творчеством. В поэме широко используются просторечные слова («разгоняючи», охульник», постоянные эпитеты («добрый молодец», «красны девушки»), а также слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («перстенёк», «головушка»). Кроме того, в тексте большую роль играют троекратные повторы. Например, Калашников перед поединком с Кирибеевичем трижды кланяется, выказывая уважение. Все эти фольклорные элементы приближают историческую поэму к лучшим образцам народного творчества.
Кроме того, сходства наблюдаются и на содержательном уровне. Так, Калашников часто сравнивается с богатырем, а кульминационный эпизод поединка построен в соответствии с принципами былинного жанра. Если купец Калашников – это воплощение добра, то Кирибеевич, напротив, является отрицательным героем, злом, которое необходимо побороть. В связи с этим М.Ю. Лермонтов использует приём антитезы, противопоставляя героев. Верный своим моральным убеждениям, Калашников совершает подвиг – расправляясь со злом, он защищает честь своей семьи. Так, в народной традиции купец действительно является богатырём, не побоявшимся рискнуть жизнью ради близких. В развязке поэт прославляет героя, и это тоже распространённый фольклорный элемент, придающий песне народный колорит.
Таким образом, в «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтов в творческой манере воссоздаёт стиль народного творчества.
«Песня про купца Калашникова»: теория
«Песня про купца Калашникова»: практика
В поэме «Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтов наследует фольклорные традиции. Само заглавие содержит в себе отсылку к народным песням, прославляющим подвиги героя.
Произведение М.Ю. Лермонтова в полной мере соответствует композиции фольклорного текста. В нём есть зачин («Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!»), в котором описываются основные герои песни, и припевы от лица гусляров. Можно сказать, что поэт делает сознательную стилизацию, благодаря чему поэма приобретает особенную самобытность. Даже на уровне лексики можно провести параллели с устным народным творчеством. В поэме широко используются просторечные слова («разгоняючи», охульник», постоянные эпитеты («добрый молодец», «красны девушки»), а также слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («перстенёк», «головушка»). Кроме того, в тексте большую роль играют троекратные повторы. Например, Калашников перед поединком с Кирибеевичем трижды кланяется, выказывая уважение. Все эти фольклорные элементы приближают историческую поэму к лучшим образцам народного творчества.
Кроме того, сходства наблюдаются и на содержательном уровне. Так, Калашников часто сравнивается с богатырем, а кульминационный эпизод поединка построен в соответствии с принципами былинного жанра. Если купец Калашников – это воплощение добра, то Кирибеевич, напротив, является отрицательным героем, злом, которое необходимо побороть. В связи с этим М.Ю. Лермонтов использует приём антитезы, противопоставляя героев. Верный своим моральным убеждениям, Калашников совершает подвиг – расправляясь со злом, он защищает честь своей семьи. Так, в народной традиции купец действительно является богатырём, не побоявшимся рискнуть жизнью ради близких. В развязке поэт прославляет героя, и это тоже распространённый фольклорный элемент, придающий песне народный колорит.
Таким образом, в «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтов в творческой манере воссоздаёт стиль народного творчества.
Сочинение 5.3 Как смысл эпиграфа к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» связан с образом главного героя?
Образец сочинения ОГЭ по литературе.
Сочинение 5.3 Природа как источник поэтического вдохновения в лирике М.Ю. Лермонтова. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
Образец сочинения ОГЭ по литературе.
Сочинение 5.3 Что мешает человеку быть счастливым? (По поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»)
Образец сочинения ОГЭ по литературе.
Сочинение 5.3 Доказывает ли Печорин своей жизнью, что счастье – это «насыщенная гордость»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Образец сочинения ОГЭ по литературе.
Сочинение 5.3 Каково значение образа Савельича в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
Образец сочинения ОГЭ по литературе.
Сочинение 5.2 Как сюжет баллады В.А. Жуковского «Светлана» связан с её основной идеей – «верой в Провиденье»?
Образец сочинения ОГЭ по литературе.
Сочинение 5.3 Почему, с Вашей точки зрения, свою повесть Н.В. Гоголь назвал «Шинель»?
Образец сочинения ОГЭ по литературе.