Сегодня, 12:34
В закладки
Обсудить
Жалоба
Сочинение 5.3 Какие фольклорные традиции присутствуют в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова?
Образец сочинения ОГЭ по литературе.
«Песня про купца Калашникова»: теория
«Песня про купца Калашникова»: практика
В поэме «Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтов наследует фольклорные традиции. Само заглавие содержит в себе отсылку к народным песням, прославляющим подвиги героя.
Произведение М.Ю. Лермонтова в полной мере соответствует композиции фольклорного текста. В нём есть зачин («Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!»), в котором описываются основные герои песни, и припевы от лица гусляров. Можно сказать, что поэт делает сознательную стилизацию, благодаря чему поэма приобретает особенную самобытность. Даже на уровне лексики можно провести параллели с устным народным творчеством. В поэме широко используются просторечные слова («разгоняючи», охульник», постоянные эпитеты («добрый молодец», «красны девушки»), а также слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («перстенёк», «головушка»). Кроме того, в тексте большую роль играют троекратные повторы. Например, Калашников перед поединком с Кирибеевичем трижды кланяется, выказывая уважение. Все эти фольклорные элементы приближают историческую поэму к лучшим образцам народного творчества.
Кроме того, сходства наблюдаются и на содержательном уровне. Так, Калашников часто сравнивается с богатырем, а кульминационный эпизод поединка построен в соответствии с принципами былинного жанра. Если купец Калашников – это воплощение добра, то Кирибеевич, напротив, является отрицательным героем, злом, которое необходимо побороть. В связи с этим М.Ю. Лермонтов использует приём антитезы, противопоставляя героев. Верный своим моральным убеждениям, Калашников совершает подвиг – расправляясь со злом, он защищает честь своей семьи. Так, в народной традиции купец действительно является богатырём, не побоявшимся рискнуть жизнью ради близких. В развязке поэт прославляет героя, и это тоже распространённый фольклорный элемент, придающий песне народный колорит.
Таким образом, в «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтов в творческой манере воссоздаёт стиль народного творчества.
«Песня про купца Калашникова»: теория
«Песня про купца Калашникова»: практика
В поэме «Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтов наследует фольклорные традиции. Само заглавие содержит в себе отсылку к народным песням, прославляющим подвиги героя.
Произведение М.Ю. Лермонтова в полной мере соответствует композиции фольклорного текста. В нём есть зачин («Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!»), в котором описываются основные герои песни, и припевы от лица гусляров. Можно сказать, что поэт делает сознательную стилизацию, благодаря чему поэма приобретает особенную самобытность. Даже на уровне лексики можно провести параллели с устным народным творчеством. В поэме широко используются просторечные слова («разгоняючи», охульник», постоянные эпитеты («добрый молодец», «красны девушки»), а также слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («перстенёк», «головушка»). Кроме того, в тексте большую роль играют троекратные повторы. Например, Калашников перед поединком с Кирибеевичем трижды кланяется, выказывая уважение. Все эти фольклорные элементы приближают историческую поэму к лучшим образцам народного творчества.
Кроме того, сходства наблюдаются и на содержательном уровне. Так, Калашников часто сравнивается с богатырем, а кульминационный эпизод поединка построен в соответствии с принципами былинного жанра. Если купец Калашников – это воплощение добра, то Кирибеевич, напротив, является отрицательным героем, злом, которое необходимо побороть. В связи с этим М.Ю. Лермонтов использует приём антитезы, противопоставляя героев. Верный своим моральным убеждениям, Калашников совершает подвиг – расправляясь со злом, он защищает честь своей семьи. Так, в народной традиции купец действительно является богатырём, не побоявшимся рискнуть жизнью ради близких. В развязке поэт прославляет героя, и это тоже распространённый фольклорный элемент, придающий песне народный колорит.
Таким образом, в «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтов в творческой манере воссоздаёт стиль народного творчества.