5 декабря 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба
Композиция литературного произведения
Теория для ОГЭ по литературе: виды композиции, элементы сюжета и внесюжетные элементы.
комп.docx
комп.pdf
Композиция — расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.
Виды композиции
Линейная композиция — хронологическая последовательность событий. (И.С. Тургенев «Отцы и дети»).
Кольцевая композиция — перекличка между началом и концом произведения. (М.Ю. Лермонтов «Мцыри» — действие начинается и заканчивается в монастыре)
Зеркальная композиция — это повторение, при котором в первый раз один персонаж совершает по отношению к другому некое действие, а затем тот совершает такое же действие в отношении первого персонажа. (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: Татьяна влюбляется, пишет письмо, получает отповедь, потом то же самое происходит с Онегиным)
Рамочная композиция — рассказ в рассказе, есть еще один рассказчик, который излагает свою историю. (М. Горький «Старуха Изергиль», М. Шолохов («Судьба человека»)
Инверсионная (обратная) композиция — построена на обратном хронологическом порядке событий: произведение начинается с последнего (завершающего) цепочку событий события, причины которого разъясняются далее. (И.А. Бунин «Легкое дыхание» - сразу узнаем о смерти главной героини Оли Мещерской)
Элементы сюжета
Экспозиция — непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения.
Завязка — это событие, которое является началом действия.
Кульминация — сцена, событие, эпизод, где коллизия достигает наивысшего напряжения и происходит решающее столкновение между характерами и устремлениями героев, после чего в сюжете начинается переход к развязке.
Развязка — окончание действия или событие, разрешающее конфликт между персонажами в эпическом или драматическом произведении.
Внесюжетные элементы
Лирическое отступление — авторское размышление, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение.
Портрет — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев через изображение их внешности героев.
Пейзаж — изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.
Интерьер — описание внутреннего убранства помещений, характеризующее эпоху, страну, социальный статус владельца, его вкусы.
Вставные эпизоды — эпизоды, раскрывающие события, не связанные непосредственно с сюжетом произведения; они используются автором для иллюстрирования идейного замысла произведения, также могут задерживать ход сюжетного действия. (например, «Повесть о капитане Копейкине» в поэме «Мертвые души» Гоголя).
комп.docx
комп.pdf
Композиция — расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.
Виды композиции
Линейная композиция — хронологическая последовательность событий. (И.С. Тургенев «Отцы и дети»).
Кольцевая композиция — перекличка между началом и концом произведения. (М.Ю. Лермонтов «Мцыри» — действие начинается и заканчивается в монастыре)
Зеркальная композиция — это повторение, при котором в первый раз один персонаж совершает по отношению к другому некое действие, а затем тот совершает такое же действие в отношении первого персонажа. (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: Татьяна влюбляется, пишет письмо, получает отповедь, потом то же самое происходит с Онегиным)
Рамочная композиция — рассказ в рассказе, есть еще один рассказчик, который излагает свою историю. (М. Горький «Старуха Изергиль», М. Шолохов («Судьба человека»)
Инверсионная (обратная) композиция — построена на обратном хронологическом порядке событий: произведение начинается с последнего (завершающего) цепочку событий события, причины которого разъясняются далее. (И.А. Бунин «Легкое дыхание» - сразу узнаем о смерти главной героини Оли Мещерской)
Элементы сюжета
Экспозиция — непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения.
Завязка — это событие, которое является началом действия.
Кульминация — сцена, событие, эпизод, где коллизия достигает наивысшего напряжения и происходит решающее столкновение между характерами и устремлениями героев, после чего в сюжете начинается переход к развязке.
Развязка — окончание действия или событие, разрешающее конфликт между персонажами в эпическом или драматическом произведении.
Внесюжетные элементы
Лирическое отступление — авторское размышление, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение.
Портрет — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев через изображение их внешности героев.
Пейзаж — изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.
Интерьер — описание внутреннего убранства помещений, характеризующее эпоху, страну, социальный статус владельца, его вкусы.
Вставные эпизоды — эпизоды, раскрывающие события, не связанные непосредственно с сюжетом произведения; они используются автором для иллюстрирования идейного замысла произведения, также могут задерживать ход сюжетного действия. (например, «Повесть о капитане Копейкине» в поэме «Мертвые души» Гоголя).