+1
Вчера, 12:48
В закладки
Обсудить
Жалоба

Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по литературе

Литература
Задания по поэме «Слово о полку Игореве» из ОБЗ ФИПИ с образцами ответов.

Перед началом работы рекомендуется повторить теорию.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1 или 1.2, 2.1 или 2.2. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.


Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землёй
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:

«Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.

Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь».

Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займётся поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:

«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?

Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?

Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем моё веселье
В ковылях навек развеял ты?»

На заре в Путивле причитая,
Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая,
На стене рыдая городской:

«Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.

Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слёзы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!»

Далеко в Путивле, на забрале,
Лишь заря займётся поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:

«Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?

И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?»

(«Слово о полку Игореве», перевод Н.А. Заболоцкого)

Выполните ОДНО из заданий: 1.1 или 1.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ на вопрос (3–5 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ приведённого фрагмента.


1.1 Почему Ярославна обращается к Ветру, Днепру и Солнцу?



1.2 Какое значение имеет «плач Ярославны» для понимания основной идеи «Слова о полку Игореве»?



Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2. Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ на вопрос (3–5 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента.


2.1 Выберите другой фрагмент «Слова о полку Игореве», в котором изображена природа. Какую роль образы природы играют в выбранном фрагменте?



2.2 Выберите другой фрагмент «Слова о полку Игореве», в котором звучит тема тревоги за судьбу воинов. Какие художественные средства, использованные в выбранном фрагменте, помогают автору передать это настроение?



Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения глубоко и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не допускается обращение к текстам рэпа, песен поп-музыкантов или текстам со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение грамотно и разборчиво: оно оценивается по критериям грамотности.
Минимально необходимый объём сочинения – 150 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).


5.1 Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря? (По «Слову о полку Игореве»)

    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses