+1
15 декабря 2024
В закладки
Обсудить
Жалоба

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

Литература
Анализ произведения из кодификатора.

мд.docx
мд.pdf

Годы написания – 1835-1842.
Направление – реализм.
Род – эпос.
Жанр – поэма.

В 1843 году Н.В. Гоголь пишет о «Мертвых душах»: «Книга писана долго: нужно, чтоб дали труд всмотреться в неё долго». Гоголь работал над «Мертвыми душами» 17 лет. Сюжет подсказал А.С. Пушкин, как и замысел «Ревизора».

Осенью 1835 г. писатель приступил к работе над произведением. Чем больше работал Николай Васильевич над поэмой, тем больше усложнялись задачи, они становились более грандиозными. Он выверяет каждое слово, переписывает несколько раз одну страницу.

В 1837 году Гоголь уезжает за границу, где пробудет 12 лет, постоянно работая над «Мёртвыми душами».

Через два года писатель читает главы из поэмы в доме Аксаковых. Произведение встречают хорошо, и Гоголь возвращается в Италию, где дописывает его.

21 мая 1842 года «Мёртвые души» вышли в печати. Общество разделилось: одни приняли восторженно, другие же обвинили писателя в клевете на русскую действительность.

Жанровое своеобразие

В жанровом отношении «Мертвые души» были задуманы как роман «большой дороги». Тем самым они соотносились с знаменитым романом Сервантеса «Дон Кихот». Павел Иванович Чичиков «выезжает на дорогу», чтобы встретить здесь, по собственному выражению Гоголя, «всю Русь». План «Мертвых душ» изначально мыслился Гоголем как трехчастное соединение относительно самостоятельных произведений по аналогии с поэмой «Божественная комедия» Данте: это восхождение души человеческой, проходящей на своем пути три стадии: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Кроме того, на замысел повлияла «Лествица» Иоанна Лествичника (после смерти люди поднимаются по ступеням большой лестницы, чем меньше грехов, тем выше ступень).

Жанр произведения «Мертвый души» вызывает споры до сих пор. Сам автор определил его как поэму, что привело в негодование современников, ведь сатирическое произведение Гоголя совсем не похоже на классическую поэму.

Поэма — крупное или среднее по объёму произведение лиро-эпического жанра, особенностью которого является наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике).

Эпическое начало — путешествие Чичикова, попытка купить у местных помещиков «мёртвые души», чтобы заложить их в Опекунском совете и получить деньги.

Лирическое начало — лирические отступления о русском народе и его языке, о птице-тройке и др.

Роль лирических отступлений

Благодаря лирическим отступлениям:

• расширяется художественное пространство поэмы,
• создаётся целостный образ России,
• раскрывается тема дороги.

Лирические отступления

• «О метком русском слове»
«…как метко сказанное русское слово…»

• «О любви к родине, о дороге, о птице-тройке»
«Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу».

• «О двух типах писателей»
«Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги…»

• «О юности и впечатлениях»
«О моя юность! о моя свежесть!..»

Галерея помещиков

По структуре поэма напоминает путешествие, что позволяет детально познакомиться с чертами характеров каждого землевладельца.
Персонажей раскрывают с трёх основных сторон:

1. Потрет героя;
2. Пейзаж усадьбы;
3. Внутреннее убранство дома (интерьер).

Помещики

Пейзаж

Интерьер

Портрет

Общая характеристика

Манилов
(2 глава)

«Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру… была видна беседка с плоским зеленым куполом и надписью «Храм уединённого размышления…»;

«... В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года...»

 «Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару».

«Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан…»

Коробочка
(3 глава)

«Подошедши к окну, [Чичиков] начал рассматривать бывшие перед ним виды: окно глядело едва ли не в курятник; по крайней мере, находившийся перед ним узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью… Свинья с семейством очутилась тут же; тут же, разгребая кучу сора, съела она мимоходом цыпленка…»

«Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев».

«Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее».

«Дубинноголовая!»

Ноздрев (4 глава)

«Потом Ноздрев показал пустые стойла, где были прежде тоже хорошие лошади. Пошли смотреть пруд, в котором, по словам Ноздрева, водилась рыба такой величины, что два человека с трудом вытаскивали штуку, в чем, однако ж, родственник не преминул усомниться… Вошедши на двор, увидели там всяких собак…»

«Шарманка играла не без приятности, но в средине ее, кажется, что-то случилось, ибо мазурка оканчивалась песнею: «Мальбруг в поход поехал», а «Мальбруг в поход поехал» неожиданно завершался каким-то давно знакомым вальсом.   Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна...»

«Возвращался домой он иногда с одной только бакенбардой, и то довольно жидкой. Но здоровые и полные щеки его так хорошо были сотворены и вмещали в себе столько растительной силы, что бакенбарды скоро вырастали вновь, еще даже лучше прежних».

«Разбитной малый».

Собакевич
(5 глава)

«посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами, – дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов. 

Словом, все, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке...»

«Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было, – все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь.  Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!»

«Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак у него был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал вкривь и вкось…»

«Совершенный медведь!»

Плюшкин
(6 глава)

«Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето… окна в избенках были без стекол»; «старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый…»

«... В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно...» 

«... С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк...»

«Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик», «Лицо его не представляло ничего особенного, оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши».

«Прореха на человечестве».



Городские главы

В поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» город, где происходят события, играет важное значение. Он выступает в роли центрального актёра вместе с помещиками и Чичиковым.

• Название города не раскрывается.
• Вопрос, является ли описанный населённый пункт выдуманным или же реальным, вызывает споры среди литературных экспертов и любителей уже много лет.
• Не указывая название конкретного места, Гоголь подчёркивает, этот город абсолютно обычный, как и множество других городов России.

Из статьи Матюшенко Л.И., Матюшенко А.Г. «Образ губернского города: чиновники, дамское общество»

В изображении гостиницы Гоголь использует яркие предметные детали, прибегает к художественным сравнениям. Он рисует потемневшие стены «общей залы», тараканов, выглядывающих, как чернослив, изо всех углов комнаты Чичикова.

Городской пейзаж, описание гостиницы помогают автору воссоздать атмосферу пошлости, царящую в губернском городе. Уже в первой главе Гоголь называет большинство чиновников города, с которыми знакомится главный герой. Это губернатор, вице-губернатор, прокурор, полицеймейстер, председатель казенной палаты, инспектор врачебной управы, городской архитектор, почтмейстер, некоторые другие должностные лица.

В описании города, губернских чиновников, их характеров и нравов заметна ярко выраженная сатирическая направленность. Писатель подвергает резкой критике российскую бюрократическую систему, пороки и злоупотребления чиновников. Он обличает такие явления, как бюрократизм, взяточничество, казнокрадство, грубый произвол, а также праздный образ жизни, чревоугодие, склонность к карточной игре, пустословие, сплетни, невежество, тщеславие и многие другие пороки.

В «Мертвых душах» чиновники изображены гораздо более обобщенно, чем в «Ревизоре». Они не названы по фамилиям. Чаще всего Гоголь упоминает должность чиновника, делая тем самым акцент на социальной роли персонажа. Иногда указываются имя и отчество действующего лица. Мы узнаем, что председателя палаты зовут Иван Григорьевич, полицеймейстера — Алексей Иванович, почтмейстера — Иван Андреевич.

Некоторым чиновникам Гоголь дает краткие характеристики. Например, он замечает, что губернатор был «ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну» и «вышивал иногда по тюлю». Прокурор имел густые брови и подмигивал левым глазом, как будто приглашал посетителя выйти в другую комнату.

Полицеймейстер Алексей Иванович, «отец и благотворитель» в городе, подобно городничему из «Ревизора», в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую. В то же время полицеймейстер умел завоевать расположение купцов, которые говорили, что Алексей Иванович «хоть оно и возьмет, но зато уж никак тебя не выдаст».

Понятно, что полицеймейстер покрывал махинации купцов. Чичиков отзывается о полицеймейстере следующим образом: «Какой начитанный человек! Мы у него проиграли в вист... до самых поздних петухов». Здесь писатель использует прием иронии.

Гоголь дает яркое описание мелкого чиновника-взяточника Ивана Антоновича «кувшинное рыло», который со знанием дела берет у Чичикова «благодарность» за оформление купчей крепости. Иван Антонович имел примечательную внешность: вся середина лица его «выступала вперед и пошла в нос», отсюда и прозвище этого чиновника — мастера взятки.

Что касается председателя палаты, то он знал наизусть «Людмилу» — балладу Жуковского. Прочие чиновники, как замечает с иронией Гоголь, тоже были «люди просвещенные»: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал. Об игре чиновников в карты автор замечает, что это «занятие дельное».

С нескрываемой иронией описывает Гоголь дамское общество. Дамы города были «презентабельны», по замечанию автора. Особенно ярко женское общество обрисовано в сценах бала у губернатора. Дамы изображены в «Мертвых душах» как законодательницы мод и общественного мнения. Особенно очевидным это становится в связи с ухаживанием Чичикова за губернаторской дочкой: дамы возмущены невниманием героя к ним.

Тема дамских сплетен получает дальнейшее развитие в девятой главе, где автор крупным планом показал Софью Ивановну и Анну Григорьевну — «даму просто приятную» и «даму приятную во всех отношениях». Благодаря их стараниям рождается слух о том, что Чичиков собирается похитить губернаторскую дочку.


Биография Чичикова

• Сегодня имя Чичикова стало нарицательным для коварных карьеристов, льстецов, корыстолюбцев, на вид «презамечательных», «приличных и уважаемых». Чичиков можно назвать антигероем.

Антигерой (антипод героя) — это вариант литературного персонажа, который занимает ключевую позицию в произведении, но к кому сам автор симпатию не испытывает. Как правило, антигерой является воплощением отрицательных черт и качеств.

Цель в жизни Чичикова — накопление капитала для богатой жизни (мечтает о семье). Ещё отец завещал ему «беречь и копить копейку». Это единственный персонаж, биография которого описывается автором. В нём есть пороки всех помещиков.

Дополнительные эпизоды

Вставная новелла «Повесть о капитане Копейкине» (10 глава)

Повесть описывает недостаточное внимание государства к человеку, который, защищая свою страну, стал инвалидом и оказался неспособным себя обеспечить.

Идея: государство не занимается своими прямыми обязанностями, служители закона и высокопоставленные личности больше заботятся о собственном благосостоянии, им не важна жизнь маленького человека.

Притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче (11 глава)

Кифа Мокиевич показан в поэме как псевдофилософ, всерьёз размышляющий о том, «почему зверь родится нагишом, почему не так, как птица, почему не вылупливается из яйца?» Его сын, псевдобогатырь Мокий Кифович, разрушает всё на своём пути, пугая своей чрезмерной силой всех «от дворовой девки до дворовой собаки».

Идея: люди, которым дарованы прекрасные способности, не могут пользоваться ими по назначению.

Ключевые цитаты

«Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдёт оно ему и в род в потомство».

«Не то на свете дивно устроено: весёлое мигом обратится в печальное, если только долго застоишься перед ним, и тогда бог знает, что взбредёт в голову».

«Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится, вся вдохновенная богом!»
    • smileblushsmirkconfusedhushedpensivecry
      angrysunglasses