Сегодня, 13:07
В закладки
Обсудить
Жалоба
Тренировочные задания по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Задания из ОБЗ ФИПИ.
Перед выполнением заданий рекомендуется повторить теорию.
–– Но позвольте прежде одну просьбу... –– проговорил он <Чичиков> голосом, в котором отдалось какое-то странное или почти странное выражение, и вслед за тем неизвестно чего оглянулся назад. –– Как давно вы изволили подавать ревизскую сказку*?
–– Да уж давно, а лучше сказать, не припомню.
–– Как с того времени, много у вас умерло крестьян?
–– А не могу знать; об этом, я полагаю, нужно спросить приказчика. Эй, человек! позови приказчика, он должен быть сегодня здесь.
Приказчик явился. Это был человек лет под сорок, бривший бороду, ходивший в сюртуке и, по-видимому, проводивший очень покойную жизнь, потому что лицо его глядело какою-то пухлою полнотою, а желтоватый цвет кожи и маленькие глаза показывали, что он знал слишком хорошо, что такое пуховики и перины. Можно было видеть тотчас, что он совершил своё поприще, как совершают его все господские приказчики: был прежде просто грамотным мальчишкой в доме, потом женился на какой-нибудь Агашке-ключнице, барыниной фаворитке, сделался сам ключником, а там и приказчиком. А сделавшись приказчиком, поступал, разумеется, как все приказчики: водился и кумился с теми, которые на деревне были побогаче, подбавлял на тягла* победнее, проснувшись в девятом часу утра, поджидал самовара и пил чай.
–– Послушай, любезный! сколько у нас умерло крестьян с тех пор, как подавали ревизию?
–– Да как сколько? Многие умирали с тех пор, –– сказал приказчик и при этом икнул, заслонив рот слегка рукою, наподобие щитка.
–– Да, признаюсь, я сам так думал, –– подхватил Манилов, –– именно, очень многие умирали! –– Тут он оборотился к Чичикову и прибавил ещё:
–– Точно, очень многие.
–– А как, например, числом? –– спросил Чичиков.
–– Да, сколько числом? –– подхватил Манилов.
–– Да как сказать числом? Ведь неизвестно, сколько умирало, их никто не считал.
–– Да, именно, –– сказал Манилов, обратясь к Чичикову, –– я тоже предполагал, большая смертность; совсем неизвестно, сколько умерло.
–– Ты, пожалуйста, их перечти, –– сказал Чичиков, –– и сделай подробный реестрик всех поимённо.
–– Да, всех поимённо, –– сказал Манилов.
Приказчик сказал: «Слушаю!» –– и ушёл.
–– А для каких причин вам это нужно? –– спросил по уходе приказчика Манилов.
Этот вопрос, казалось, затруднил гостя, в лице его показалось какое-то напряжённое выражение, от которого он даже покраснел, –– напряжение что-то выразить, не совсем покорное словам. И в самом деле, Манилов наконец услышал такие странные и необыкновенные вещи, какие ещё никогда не слыхали человеческие уши.
(Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»)
1.1 В чём причина «затруднений», которые испытывает Чичиков при разговоре с Маниловым об умерших крестьянах?
1.2 В чём заключается комизм поведения Манилова во время его беседы с приказчиком?
2.1 Выберите другой фрагмент поэмы, в котором проявляется характер Манилова. Какие особенности характера героя проявились в выбранном фрагменте?
2.2 Приведённый фрагмент поэмы связан с темой приобретения Чичиковым мёртвых душ. Покажите, как эта тема раскрывается в другом фрагменте поэмы.
5.4 Почему афера Чичикова с мёртвыми душами закончилась разоблачением? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
Перед выполнением заданий рекомендуется повторить теорию.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1 или 1.2, 2.1 или 2.2. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
–– Но позвольте прежде одну просьбу... –– проговорил он <Чичиков> голосом, в котором отдалось какое-то странное или почти странное выражение, и вслед за тем неизвестно чего оглянулся назад. –– Как давно вы изволили подавать ревизскую сказку*?
–– Да уж давно, а лучше сказать, не припомню.
–– Как с того времени, много у вас умерло крестьян?
–– А не могу знать; об этом, я полагаю, нужно спросить приказчика. Эй, человек! позови приказчика, он должен быть сегодня здесь.
Приказчик явился. Это был человек лет под сорок, бривший бороду, ходивший в сюртуке и, по-видимому, проводивший очень покойную жизнь, потому что лицо его глядело какою-то пухлою полнотою, а желтоватый цвет кожи и маленькие глаза показывали, что он знал слишком хорошо, что такое пуховики и перины. Можно было видеть тотчас, что он совершил своё поприще, как совершают его все господские приказчики: был прежде просто грамотным мальчишкой в доме, потом женился на какой-нибудь Агашке-ключнице, барыниной фаворитке, сделался сам ключником, а там и приказчиком. А сделавшись приказчиком, поступал, разумеется, как все приказчики: водился и кумился с теми, которые на деревне были побогаче, подбавлял на тягла* победнее, проснувшись в девятом часу утра, поджидал самовара и пил чай.
–– Послушай, любезный! сколько у нас умерло крестьян с тех пор, как подавали ревизию?
–– Да как сколько? Многие умирали с тех пор, –– сказал приказчик и при этом икнул, заслонив рот слегка рукою, наподобие щитка.
–– Да, признаюсь, я сам так думал, –– подхватил Манилов, –– именно, очень многие умирали! –– Тут он оборотился к Чичикову и прибавил ещё:
–– Точно, очень многие.
–– А как, например, числом? –– спросил Чичиков.
–– Да, сколько числом? –– подхватил Манилов.
–– Да как сказать числом? Ведь неизвестно, сколько умирало, их никто не считал.
–– Да, именно, –– сказал Манилов, обратясь к Чичикову, –– я тоже предполагал, большая смертность; совсем неизвестно, сколько умерло.
–– Ты, пожалуйста, их перечти, –– сказал Чичиков, –– и сделай подробный реестрик всех поимённо.
–– Да, всех поимённо, –– сказал Манилов.
Приказчик сказал: «Слушаю!» –– и ушёл.
–– А для каких причин вам это нужно? –– спросил по уходе приказчика Манилов.
Этот вопрос, казалось, затруднил гостя, в лице его показалось какое-то напряжённое выражение, от которого он даже покраснел, –– напряжение что-то выразить, не совсем покорное словам. И в самом деле, Манилов наконец услышал такие странные и необыкновенные вещи, какие ещё никогда не слыхали человеческие уши.
(Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»)
1.1 В чём причина «затруднений», которые испытывает Чичиков при разговоре с Маниловым об умерших крестьянах?
1.2 В чём заключается комизм поведения Манилова во время его беседы с приказчиком?
Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2. Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ на вопрос (3–5 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента.
2.1 Выберите другой фрагмент поэмы, в котором проявляется характер Манилова. Какие особенности характера героя проявились в выбранном фрагменте?
2.2 Приведённый фрагмент поэмы связан с темой приобретения Чичиковым мёртвых душ. Покажите, как эта тема раскрывается в другом фрагменте поэмы.
Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения глубоко и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не допускается обращение к текстам рэпа, песен поп-музыкантов или текстам со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение грамотно и разборчиво: оно оценивается по критериям грамотности.
Минимально необходимый объём сочинения – 150 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не допускается обращение к текстам рэпа, песен поп-музыкантов или текстам со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение грамотно и разборчиво: оно оценивается по критериям грамотности.
Минимально необходимый объём сочинения – 150 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).
5.4 Почему афера Чичикова с мёртвыми душами закончилась разоблачением? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)