27 февраля 2025
В закладки
Обсудить
Жалоба
Тренировочные задания по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Задания из ОБЗ ФИПИ.
Перед выполнением заданий рекомендуется повторить теорию.
–– Но позвольте прежде одну просьбу... –– проговорил он <Чичиков> голосом, в котором отдалось какое-то странное или почти странное выражение, и вслед за тем неизвестно чего оглянулся назад. –– Как давно вы изволили подавать ревизскую сказку*?
–– Да уж давно, а лучше сказать, не припомню.
–– Как с того времени, много у вас умерло крестьян?
–– А не могу знать; об этом, я полагаю, нужно спросить приказчика. Эй, человек! позови приказчика, он должен быть сегодня здесь.
Приказчик явился. Это был человек лет под сорок, бривший бороду, ходивший в сюртуке и, по-видимому, проводивший очень покойную жизнь, потому что лицо его глядело какою-то пухлою полнотою, а желтоватый цвет кожи и маленькие глаза показывали, что он знал слишком хорошо, что такое пуховики и перины. Можно было видеть тотчас, что он совершил своё поприще, как совершают его все господские приказчики: был прежде просто грамотным мальчишкой в доме, потом женился на какой-нибудь Агашке-ключнице, барыниной фаворитке, сделался сам ключником, а там и приказчиком. А сделавшись приказчиком, поступал, разумеется, как все приказчики: водился и кумился с теми, которые на деревне были побогаче, подбавлял на тягла* победнее, проснувшись в девятом часу утра, поджидал самовара и пил чай.
–– Послушай, любезный! сколько у нас умерло крестьян с тех пор, как подавали ревизию?
–– Да как сколько? Многие умирали с тех пор, –– сказал приказчик и при этом икнул, заслонив рот слегка рукою, наподобие щитка.
–– Да, признаюсь, я сам так думал, –– подхватил Манилов, –– именно, очень многие умирали! –– Тут он оборотился к Чичикову и прибавил ещё:
–– Точно, очень многие.
–– А как, например, числом? –– спросил Чичиков.
–– Да, сколько числом? –– подхватил Манилов.
–– Да как сказать числом? Ведь неизвестно, сколько умирало, их никто не считал.
–– Да, именно, –– сказал Манилов, обратясь к Чичикову, –– я тоже предполагал, большая смертность; совсем неизвестно, сколько умерло.
–– Ты, пожалуйста, их перечти, –– сказал Чичиков, –– и сделай подробный реестрик всех поимённо.
–– Да, всех поимённо, –– сказал Манилов.
Приказчик сказал: «Слушаю!» –– и ушёл.
–– А для каких причин вам это нужно? –– спросил по уходе приказчика Манилов.
Этот вопрос, казалось, затруднил гостя, в лице его показалось какое-то напряжённое выражение, от которого он даже покраснел, –– напряжение что-то выразить, не совсем покорное словам. И в самом деле, Манилов наконец услышал такие странные и необыкновенные вещи, какие ещё никогда не слыхали человеческие уши.
(Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»)
1.1 В чём причина «затруднений», которые испытывает Чичиков при разговоре с Маниловым об умерших крестьянах?
1.2 В чём заключается комизм поведения Манилова во время его беседы с приказчиком?
2.1 Выберите другой фрагмент поэмы, в котором проявляется характер Манилова. Какие особенности характера героя проявились в выбранном фрагменте?
2.2 Приведённый фрагмент поэмы связан с темой приобретения Чичиковым мёртвых душ. Покажите, как эта тема раскрывается в другом фрагменте поэмы.
5.4 Почему афера Чичикова с мёртвыми душами закончилась разоблачением? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
Перед выполнением заданий рекомендуется повторить теорию.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1 или 1.2, 2.1 или 2.2. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
–– Но позвольте прежде одну просьбу... –– проговорил он <Чичиков> голосом, в котором отдалось какое-то странное или почти странное выражение, и вслед за тем неизвестно чего оглянулся назад. –– Как давно вы изволили подавать ревизскую сказку*?
–– Да уж давно, а лучше сказать, не припомню.
–– Как с того времени, много у вас умерло крестьян?
–– А не могу знать; об этом, я полагаю, нужно спросить приказчика. Эй, человек! позови приказчика, он должен быть сегодня здесь.
Приказчик явился. Это был человек лет под сорок, бривший бороду, ходивший в сюртуке и, по-видимому, проводивший очень покойную жизнь, потому что лицо его глядело какою-то пухлою полнотою, а желтоватый цвет кожи и маленькие глаза показывали, что он знал слишком хорошо, что такое пуховики и перины. Можно было видеть тотчас, что он совершил своё поприще, как совершают его все господские приказчики: был прежде просто грамотным мальчишкой в доме, потом женился на какой-нибудь Агашке-ключнице, барыниной фаворитке, сделался сам ключником, а там и приказчиком. А сделавшись приказчиком, поступал, разумеется, как все приказчики: водился и кумился с теми, которые на деревне были побогаче, подбавлял на тягла* победнее, проснувшись в девятом часу утра, поджидал самовара и пил чай.
–– Послушай, любезный! сколько у нас умерло крестьян с тех пор, как подавали ревизию?
–– Да как сколько? Многие умирали с тех пор, –– сказал приказчик и при этом икнул, заслонив рот слегка рукою, наподобие щитка.
–– Да, признаюсь, я сам так думал, –– подхватил Манилов, –– именно, очень многие умирали! –– Тут он оборотился к Чичикову и прибавил ещё:
–– Точно, очень многие.
–– А как, например, числом? –– спросил Чичиков.
–– Да, сколько числом? –– подхватил Манилов.
–– Да как сказать числом? Ведь неизвестно, сколько умирало, их никто не считал.
–– Да, именно, –– сказал Манилов, обратясь к Чичикову, –– я тоже предполагал, большая смертность; совсем неизвестно, сколько умерло.
–– Ты, пожалуйста, их перечти, –– сказал Чичиков, –– и сделай подробный реестрик всех поимённо.
–– Да, всех поимённо, –– сказал Манилов.
Приказчик сказал: «Слушаю!» –– и ушёл.
–– А для каких причин вам это нужно? –– спросил по уходе приказчика Манилов.
Этот вопрос, казалось, затруднил гостя, в лице его показалось какое-то напряжённое выражение, от которого он даже покраснел, –– напряжение что-то выразить, не совсем покорное словам. И в самом деле, Манилов наконец услышал такие странные и необыкновенные вещи, какие ещё никогда не слыхали человеческие уши.
(Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»)
1.1 В чём причина «затруднений», которые испытывает Чичиков при разговоре с Маниловым об умерших крестьянах?
1.2 В чём заключается комизм поведения Манилова во время его беседы с приказчиком?
Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2. Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ на вопрос (3–5 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента.
2.1 Выберите другой фрагмент поэмы, в котором проявляется характер Манилова. Какие особенности характера героя проявились в выбранном фрагменте?
2.2 Приведённый фрагмент поэмы связан с темой приобретения Чичиковым мёртвых душ. Покажите, как эта тема раскрывается в другом фрагменте поэмы.
Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения глубоко и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не допускается обращение к текстам рэпа, песен поп-музыкантов или текстам со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение грамотно и разборчиво: оно оценивается по критериям грамотности.
Минимально необходимый объём сочинения – 150 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не допускается обращение к текстам рэпа, песен поп-музыкантов или текстам со спорной принадлежностью к художественной литературе (комикс, манга, фанфик, графический роман).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение грамотно и разборчиво: оно оценивается по критериям грамотности.
Минимально необходимый объём сочинения – 150 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).
5.4 Почему афера Чичикова с мёртвыми душами закончилась разоблачением? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
Тренировочные задания по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор»
Задания для тренировки из ОБЗ ФИПИ по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
Задания по лирике для тренировки
Задания ОГЭ по литературе из ОБЗ ФИПИ по лирике И.А. Бунина, А.В. Кольцова и ...
Сочинение 5.3 Каким предстаёт в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» губернский город?
Образец сочинения ОГЭ по литературе.
Сочинение 5.3 Как смысл эпиграфа к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» связан с образом главного героя?
Образец сочинения ОГЭ по литературе.
Сочинение 5.3 Как Вы понимаете слова Н.В. Гоголя о том, что смех – единственное «честное, благородное лицо, действовавшее» в комедии «Ревизор»?
Образец сочинения ОГЭ по литературе.
Сочинение 5.3 Что мешает человеку быть счастливым? (По поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»)
Образец сочинения ОГЭ по литературе.
Сочинение 5.3 Почему, с Вашей точки зрения, свою повесть Н.В. Гоголь назвал «Шинель»?
Образец сочинения ОГЭ по литературе.